Документ, принятый Католической Церковью на II Ватиканском Соборе, раскрывает тему служения мирян в Церкви.
Apostolicam actuositatem.
Декрет об апостольстве мирян
1. Желая, чтобы апостольская деятельность народа Божия стала более оживлённой,[1] Святейший Собор обращает свой заботливый взор на верующих мирян, об особом и совершенно необходимом участии которых в миссии Церкви он уже упоминал в других местах.[2] Ведь апостольство мирян, проистекающее из их христианского призвания, всегда будет осуществляться в Церкви. Само Священное Писание изобилует указаниями (ср. Деян 11, 19-21; 18, 26; Рим 16, 1-16; Флп 4, 3) на то, насколько добровольной и плодотворной была эта деятельность во времена первоначальной Церкви.
Но и наши времена ожидают от мирян не меньшего ревнования. Более того: нынешние условия настоятельно требуют от них более напряжённого и широкого апостольства. Постоянный рост народонаселения, а также научно-технический прогресс и всё более тесные связи между людьми не только безгранично расширили сферу апостольства мирян, по большей части доступную им одним, но и подняли новые проблемы, требующие от мирян неотступной заботы и усердия. Необходимость в этом апостольстве становится ещё более настоятельной, поскольку автономия многих областей человеческой жизни, как это и должно быть, по большей части возросла, чту подчас бывает сопряжено с известным отстранением от порядка этического и религиозного и с опасностью для христианской жизни. Кроме того, во многих регионах, где священники пока ещё малочисленны или, как это иногда бывает, лишены свободы, необходимой в их служении, без сотрудничества мирян Церковь почти не может присутствовать и действовать. Знамение этой многогранной и настоятельной необходимости — явное действие Святого Духа, Который ныне наделяет мирян всё более глубоким сознанием своей ответственности и повсюду побуждает их к служению Христу и Церкви.[3]
В настоящем Декрете Собор намеревается осветить природу, характер и разнообразие апостольства мирян, а также провозгласить его основные принципы и дать пастырские указания для его более успешного осуществления. При пересмотре канонического права всё это следует считать нормами в том, что относится к апостольству мирян.
Примечания
[1] Ср. Иоанн XXIII, Апост. Конст. Нumanае Salutis, 25 дек. 1961: AAS 54 (1962), рр. 7-10.
[2] Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 33 слл.: AAS 57 (1965), рр. 39 сл. (см. наст. изд., с. 98); ср. также Конст. о Священной Литургии, Sacrosanctum Concilium, 26-40: AAS 56 (1964), рр. 107-111 (см. наст. изд., сс. 24-28); ср. Декр. о средствах массовой коммуникации, Inter mirifica: AAS 56 (1964), рр. 145-153 (см. наст. изд., сс. 53-62); ср. Декр. об экуменизме, Unitatis Redintegratio: AAS 57 (1965), рр. 90-107 (см. наст. изд., сс. 143-160); ср. Декр. о пастырском служении Епископов в Церкви, Christus Dominus, 16, 17, 18 (см. наст. изд., сс. 169-171); ср. Декл. о христианском воспитании, Gravissimum educationis, 3, 5, 7 (см. наст. изд., сс. 222-226).
[3] Ср. Пий XII, Обращ. к Кардиналам, 18 февр. 1946: AAS 38 (1946), рр. 101-102; он же, Слово к молодым рабочим-католикам, 25 авг. 1957: AAS 49, (1957), р. 843.
Глава I. О призвании мирян к апостольству
2. Церковь создана для того, чтобы, распространяя Царство Христово по всей земле во славу Бога Отца, она сделала всех людей участниками спасительного искупления,[1] а через них и весь мир действительно устремился бы ко Христу. Всякая деятельность Мистического Тела, направленная к этой цели, называется апостольством, которое Церковь осуществляет через всех своих членов, но различными способами: ведь христианское призвание по своей природе есть и призвание к апостольству. Как в составе живого тела ни один член не бывает сугубо пассивным, но участвует в жизни тела и в его деятельности, так и в Теле Христовом, которое есть Церковь, всё оно "при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф 4, 16). Более того: таковы в этом Теле взаимосвязь и сплочённость членов (ср. Еф 4, 16), что о члене, не действующем в свою меру для приращения Тела, следует сказать, что он не приносит пользы ни Церкви, ни себе самому.
В Церкви есть разнообразные служения, но её миссия едина. На Апостолов и на их преемников Христос возложил обязанность учить, освящать и управлять от Его имени и Его властью. Но и миряне, став участниками священнического, пророческого и царского служения Христа, исполняют в Церкви и в миру свою часть миссии всего Народа Божия.[2] Их деятельность — настоящее апостольство: ведь она осуществляется ради евангелизации и освящения людей, а также для того, чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом; поэтому деятельность мирян в этой области подаёт ясное свидетельство о Христе и служит спасению людей. Поскольку же свойство, присущее статусу мирян, заключается в том, чтобы проводить свою жизнь в миру и в мирских делах, то Бог призывает их исполнять своё апостольство в миру с пламенным евангельским духом, наподобие закваски.
3. Миряне принимают обязанность осуществлять апостольство и получают право на это в силу самогу своего единения со Христом-Главой. Ибо, внедрённые в Мистическое Тело Христово через Крещение, укреплённые силой Святого Духа через Миропомазание, они Самим Господом предназначаются к апостольству. Они посвящаются в царское священство и народ святой (ср. 1 Пет 2, 4-10), чтобы всеми своими делами приносить духовные жертвы и по всему миру свидетельствовать о Христе. А благодаря Таинствам, особенно Святейшей Евхаристии, передаётся и питается та любовь, которая выступает как душа всего апостольства.[3]
Апостольство осуществляется в вере, надежде и любви, которые Святой Дух изливает в сердца всех членов Церкви. Более того: заповедь любви, главное предписание Господне, побуждает всех христиан снискивать славу Божию через пришествие Его Царства, а также жизнь вечную для всех людей, чтобы они знали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа (ср. Ин 17, 3).
Потому на всех христиан возлагается славная задача: трудиться ради того, чтобы Божественную весть спасения познали и приняли все люди по всей земле.
Ради осуществления этого апостольства Святой Дух, освящающий народ Божий через служение и таинства, также наделяет верных и особыми дарами (ср. 1 Кор 12, 7), "разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор 12, 11), чтобы все и каждый служили друг другу тем даром, какой получили, и были "как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (ср. 1 Петр 4, 10) ради созидания всего Тела в любви (ср. Еф 4, 16). Приняв эти харизмы, даже самые простые, каждый верующий получает право и принимает на себя обязанность осуществлять их на благо людей и ради созидания Церкви — как в Церкви, так и в миру — в свободе Святого Духа, Который "дышит, где хочет" (Ин 3, 8), и вместе с тем в общении с братьями во Христе, прежде всего со своими пастырями, задача которых — выносить суждение об их подлинной природе и о надлежащем их употреблении: не для угашения Духа, но ради того, чтобы всё испытывать и хорошего держаться (ср. 1 Фес 5, 12. 19. 21).[4]
4. Поскольку Христос, посланный Отцом — источник и начало всего апостольства Церкви, ясно, что плодотворность апостольства мирян зависит от их жизненного единения со Христом, по слову Господню: "Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, потому что без Меня не можете делать ничего" (Ин 15, 5). Эта жизнь тесного единения со Христом питается в Церкви духовными средствами, общими для всех верных, особенно деятельным участием в Божественной Литургии,[5] и миряне должны так применять эти средства, чтобы, верно исполняя свои мирские обязанности в обычных жизненных условиях, не терять в своей жизни единения со Христом, но, исполняя свой труд по воле Божией, всё более возрастать в этом единении. Необходимо, чтобы на этом пути миряне с ревностно и с радостью преуспевали в святости, стараясь преодолевать трудности благоразумно и терпеливо.[6] Ни семейные заботы, ни прочие мирские дела не должны быть чужды строю духовной жизни, по слову Апостола: "И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" (Кол 3, 17).
Такая жизнь требует непрестанного совершенствования веры, надежды и любви.
Только в свете веры и в размышлении над Словом Божиим каждый может везде и всегда познавать Бога, в Котором "мы живём и движемся и существуем" (Деян 17, 28), во всяком событии искать Его волю, различать Христа во всяком человеке, будь то ближний или дальний, верно судить о том истинном значении и ценности, которые преходящие вещи содержат в самих себе и применительно к цели человека.
Те, кто имеет такую веру, живут в надежде откровения сынов Божиих, памятуя о кресте и воскресении Господа.
В странствии этой жизни, сокрывшись со Христом в Боге и будучи свободными от порабощения богатству, устремляясь к тем благам, что пребывают вовек, они щедро и полностью посвящают себя распространению Царства Божия, формированию и совершенствованию порядка преходящих вещей христианским духом. В превратностях этой жизни они обретают силу в надежде, считая, "что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим 8, 18).
Движимые любовью, исходящей от Бога, они делают "добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал 6, 10), "отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие" (1 Петр 2, 1), и так привлекают людей ко Христу. А Божественная любовь, которая "излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим 5, 5), даёт мирянам способность на деле выражать в своей жизни дух заповедей Блаженства. Следуя за Иисусом, обнищавшим ради нас, пусть они не унывают при нехватке земных благ и не кичатся при их изобилии; подражая смиренному Христу, пусть они не тщеславятся (ср. Гал 5, 26), но стремятся угождать Богу больше, чем людям, всегда готовые всё оставить ради Христа (ср. Лк 14, 26) и терпеть гонение за правду (ср. Мф 5, 10), помня Слово Господне: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф 16, 24). Питая христианское дружелюбие по отношению друг к другу, пусть они во всякой нужде подают друг другу взаимную помощь.
Этот строй духовной жизни мирян должен приобретать особое свойство в зависимости от жизненного статуса каждого: от брака и семьи, безбрачия или вдовства, болезни, профессиональной и социальной деятельности. Поэтому им следует непрестанно развивать качества и дарования, соответствующие этим условиям, и пользоваться личными дарами, принятыми от Святого Духа.
Кроме того, пусть миряне, которые, следуя своему призванию, вступили в одно из объединений или учреждений, одобренных Церковью, стараются также усвоить особенности духовной жизни, свойственные этим объединениям или учреждениям.
Им следует высоко ценить профессиональные навыки, семейное и гражданское чувство, а также добродетели, касающиеся отношений в обществе, то есть честность, дух справедливости, искренность, человечность и мужество, без которых невозможна настоящая христианская жизнь.
Совершенный образец такой духовной и апостольской жизни —Пресвятая Дева Мария, Царица Апостолов. Проводя на земле жизнь, общую для всех, полную семейных забот и трудов, Она всегда пребывала в тесном единении со Своим Сыном и совершенно особым образом принимала участие в деле Спасителя. Ныне же, вознесшись на небеса, Она "Своей материнской любовью заботится о братьях Сына Своего, ещё странствующих и находящихся среди опасностей и бедствий, пока они не придут в блаженную отчизну."[7] Пусть все почитают Её с крайним благоговением и препоручают Её материнскому попечению и свою жизнь, и своё апостольство.
Примечания
[1] Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Rerum Ecclesiae: AAS 18 (1926), р. 65.
[2] Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 31: AAS 57 (1965), р. 37 сл. (см. наст. изд., с. 96-97).
[3] Ср. там же, 33, р. 39 (см. наст. изд., с. 98); ср. также 10, р. 14 (см. наст. изд., с. 72).
[4] Ср. там же, 12, p. 16 (см. наст. изд., с. 74-75).
[5] Ср. II Ват. Собор, Конст. о Священной Литургии, Sacrosanctum Concilium, гл. I, 11: AAS 56 (1964), рр. 102-103 (см. наст. изд., с. 20).
[6] Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen Gentium, 32: AAS 57 (1965), р. 38 (см. наст. изд., с. 97-98); см. также 40-41, pp. 45-47 (см. наст. изд., сс. 103-107).
[7] Там же, 62, р. 63 (см. наст. изд., с. 123-124); ср. также 65, рр. 64-65 (см. наст. изд., с. 124-125).
Глава II. О преследуемых целях
5. Искупительное дело Христа, само по себе устремляясь ко спасению людей, включает в себя также обновление всего преходящего порядка вещей. Поэтому миссия Церкви заключается не только в том, чтобы нести людям весть Христову и Его благодать, но и в том, чтобы пронизывать и совершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом. Таким образом, миряне, исполняя эту миссию Церкви, осуществляют своё апостольство как в Церкви, так и в миру, как в духовном порядке, так и в порядке преходящем. Хотя эти два порядка и отличаются друг от друга, однако они так тесно связаны между собою в едином Божественном замысле, что Сам Бог намеревается восстановить весь мир во Христе как новое творение: поначалу здесь, на земле, а затем, во всей полноте — в последний день. И в том, и в другом порядке мирянин, будучи в одно и то же время верным и гражданином, должен непрестанно руководствоваться одной лишь христианской совестью.
6. Миссия Церкви имеет отношение ко спасению людей, достигаемому верой во Христа и Его благодатью. Поэтому апостольство Церкви и всех её членов прежде всего направлено к тому, чтобы словом и делом явить миру Христову весть и передать ему благодать Христа. Это осуществляется главным образом через служение слува и таинств, особым образом поручаемое клиру. Но и миряне принимают немаловажное участие в этом служении, "чтобы сделаться споспешниками истине" (3 Ин 8). Именно в этой области апостольство мирян и пастырское служение взаимно дополняют друг друга.
Мирянам открываются бесчисленные возможности осуществлять апостольство евангелизации и освящения. Само свидетельство христианской жизни и добрые дела, совершаемые в сверхъестественном духе, имеют силу привлекать людей к вере и к Богу, ибо Господь говорит: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного" (Мф 5, 16).
Однако такого рода апостольство состоит не только в свидетельстве жизни: истинный апостол ищет случая словом возвещать Христа и неверующим, чтобы привести их к вере, и верным, чтобы наставить и укрепить их, чтобы побудить к более ревностной жизни, "ибо любовь Христова объемлет нас" (2 Кор 5, 14), и в сердцах всех должны звучать слова Апостола: "Ибо ... гуре мне, если не благовествую" (1 Кор 9, 16)[1].
Поскольку же в нашу эпоху возникают новые вопросы и набирают силу опаснейшие заблуждения, пытающиеся до основания ниспровергнуть религию, нравственный порядок и самое человеческое общество, Святой Собор настоятельно призывает мирян к тому, чтобы каждый из них в меру своих дарований и знаний согласно духу Церкви старательнее участвовал в деле разъяснения, защиты и верного применения христианских принципов в решении проблем нашей эпохи.
7. Замысел Божий относительно мира заключается в том, чтобы люди в согласии созидали и непрестанно совершенствовали порядок преходящих вещей.
Все компоненты этого преходящего порядка (блага жизни и семьи, культура, экономика, искусства и профессии, установления политического общества, международные отношения и тому подобное, а также их развитие и прогресс) не только являются средством достижения высшей цели человека, но и обладают собственной ценностью, заложенной в них Богом — независимо от того, как их рассматривать: сами по себе или как части всего преходящего порядка: "И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт 1, 31). Эта их естественная доброкачественность обретает некое особое достоинство из-за их отношения к человеческой личности, во служение которой они созданы. Наконец, Богу было угодно соединить во Христе Иисусе всё — и естественное, и сверхъестественное — чтобы Он имел "во всём первенство" (Кол 1, 18). Однако это предназначение не только не лишает преходящий порядок его автономии, а также присущих ему целей, законов, средств, его значения для блага человека — напротив, оно совершенствует крепость этого порядка и его собственную ценность, вместе с тем приводя его в соответствие с целостным призванием человека на сей земле.
В ходе истории использование земных благ осквернялось тяжкими пороками, ибо люди, заражённые первородным грехом, часто впадали в многочисленные заблуждения относительно истинного Бога, природы человека и принципов нравственного закона: вот какова причина испорченности человеческих нравов и установлений, а нередко и попрания самуй человеческой личности. Да и в наше время многие люди, чрезмерно полагаясь на прогресс естественных наук и техники, склонны преклоняться перед земным, становясь скорее его рабами, чем хозяевами.
Задача всей Церкви — трудиться ради того, чтобы люди обрели способность верно устроять весь порядок преходящих вещей и направлять его к Богу через Христа. Долг пастырей — ясно провозглашать принципы, относящиеся к цели творения и к пользованию миром, оказывать нравственную и духовную помощь, дабы порядок преходящих вещей обновился во Христе.
Мирянам же нужно взять на себя обновление преходящего порядка как свойственную им обязанность и действовать в этой области прямо и вполне определённым образом, руководствуясь светом Евангелия и духом Церкви, подчиняясь побуждениям христианской любви. Как граждане, они должны сотрудничать с другими гражданами, применяя свой особый опыт и принимая на себя ответственность, везде и во всём ища правды Царства Божия (ср. Мф 6, 33). Преходящий порядок следует обновить так, чтобы при полном соблюдении его собственных законов он сообразовался с высшими началами христианской жизни и применялся к различным условиям мест, эпох и народов. В числе задач такого апостольства особое место занимает общественная деятельность христиан, и Священный Собор желает, чтобы ныне она распространилась на всю сферу преходящего порядка, включая и культуру.[2]
8. Хотя всякое осуществление апостольства должно иметь свой источник и силу в любви, однако некоторые дела по природе своей способны стать живым выражением этой любви, и Христос Господь пожелал, чтобы они были знамением Его мессианской миссии (ср. Мф 11, 4-5).
Наибольшая заповедь в законе — любить Бога всем сердцем, а ближнего — как самого себя (ср. Мф 22, 37-40). Эту заповедь любви к ближнему Христос усвоил Себе и наделил её новым значением, пожелав сделать объектом любви Самого Себя наравне с братьями и говоря: "так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф 25, 40). Ибо, восприяв человеческую природу, Он посредством некоего сверхъестественного единства приобщил к Себе весь род человеческий и сделал любовь признаком Своих учеников, сказав: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин 13, 35).
Как Святая Церковь с самого своего начала, соединяя Евхаристическую Вечерю с "агапой", проявляла своё полное единство в узах любви ко Христу, так и во всякое время она узнаётся по этому признаку любви и, радуясь начинаниям других людей, отстаивает за собою дела милосердия как свою неотъемлемую обязанность и право. Поэтому Церковь особо чтит милосердие к бедным и больным, благотворительную деятельность и взаимопомощь ради облегчения всевозможных человеческих нужд.[3]
В настоящее время, когда средства сообщения стали доступнее и быстрее, расстояние между людьми почти преодолено и жители всего мира сделались как бы членами одной семьи, такая деятельность и такие дела милосердия стали ещё более неотложными и получают вселенский размах. Ныне благотворительная деятельность может и должна охватить всех людей и удовлетворить все их нужды. Где бы ни находились те, кто нуждается в пище и питье, одежде, крове, лечении, работе, образовании, в средствах, необходимых для подлинно человеческой жизни, кто мучается от бедствий и болезней, страдает в изгнании или в тюрьме — повсюду христианская любовь должна искать и находить их, утешать ревностной заботой и поддерживать, оказывая им помощь. Эта обязанность возлагается прежде всего на тех людей и на те народы, которые отличаются наибольшим благосостоянием.[4]
Чтобы такое осуществление христианской любви стояло вне всякого подозрения и представлялось таковым, нужно видеть в ближнем образ Божий, по которому он сотворён, и Христа Господа, Которому в действительности преподносят то, что дарят нуждающемуся. Следует с высшей человечностью уважать свободу и достоинство личности тех людей, которым оказывают помощь. Чистоту намерения нельзя пятнать никаким своекорыстием или стремлением к господству.[5]
Прежде всего необходимо удовлетворить требования справедливости, чтобы не предлагать в качестве дара любви то, что и так полагается по справедливости; нужно устранить причины зла, а не только его последствия; помощь надлежит поставить так, чтобы те, кто её получает, постепенно освобождались от внешней зависимости и могли обходиться собственными силами.
Поэтому мирянам нужно высоко ценить и в меру сил поддерживать дела милосердия и начинания по социальной помощи — и частные, и общественные, в том числе и международные — благодаря которым действенная помощь оказывается как отдельным людям, так и народам, терпящим нужду, и в этом следует сотрудничать со всеми людьми доброй воли.[6]
Примечания
[1] Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Ubi аrсапо, 23 дек. 1922: AAS 14 (1922), р. 659; Пий XII, Энцикл. письмо Summi Pontificatus, 20 окт. 1939: AAS 31 (1939), рр. 442-443.
[2] Ср. Лев XIII, Энцикл. письмо Rerum Novarum: ASS 23 (1890-91), р. 647; Пий XI, Энцикл. письмо Quadragesimo Аnnо: AAS 23 (1931), р. 190; Пий XII, Выступление по радио, 1 июня 1941: AAS 33 (1941), р. 207.
[3] Ср. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Mater et Magistra: AAS 53 (1961), р. 402.
[4] Ср. там же, рр. 440-441.
[5] Ср. там же, рр. 442-443.
[6] Ср. Пий XII, Обращ. к "Рах Romana М. I. I. С.", 25 апр. 1957: AAS 49 (1957), рр. 298-299; и особенно Иоанн XXIII, К заседанию Совета "Food and Agriculture Organisation" (F. A. O.), 10 ноября. 1959: AAS 51 (1959), рр. 856, 866.
Глава III. О различных областях апостольства
9. Миряне осуществляют своё многообразное апостольство как в Церкви, так и в миру. И в том, и в другом случае открываются различные области апостольской деятельности, из которых мы хотим напомнить здесь о самых главных: это церковные общины, семья, молодёжь, социальное окружение, национальный и международный уровни. Поскольку же в наши дни женщины принимают всё более деятельное участие во всей жизни общества, весьма важно, чтобы расширилось и их участие в различных областях апостольства Церкви.
10. Как участники служения Христа — Первосвященника, Пророка и Царя — миряне принимают активное участие в жизни и деятельности Церкви. В церковных общинах их деятельность настолько необходима, что без неё и само апостольство пастырей по большей части не может вполне достичь своей цели. Ведь миряне, наделённые подлинно апостольским духом, по примеру мужей и жён, помогавших Павлу в благовествовании (ср. Деян 18, 18-26; Рим 16, 3), восполняют то, чего недостаёт их братьям, и успокаивают дух как пастырей, так и прочего верного народа (ср. 1 Кор 16, 17-18). Питаемые деятельным участием в литургической жизни своей общины, миряне ревностно занимаются её апостольскими трудами; приводят к Церкви людей, которые могли бы остаться далеки от неё; старательно сотрудничают в передаче слова Божия, особенно через обучение вере; используя свою опытность, делают более успешным попечение о душах, а также управление имуществом Церкви.
Приход подаёт наглядный пример апостольства в общине, собирая воедино всё имеющееся в нём разнообразие людей и включая его во вселенскую совокупность Церкви.[1] Пусть миряне привыкают работать в приходе в тесном единстве со своими священниками;[2] поверять общине Церкви свои собственные и мировые проблемы, а также вопросы, касающиеся спасения людей, чтобы рассматривать и решать их, советуясь с другими; в меру сил содействовать всякому апостольскому и миссионерскому начинанию своей церковной семьи.
Пусть миряне непрестанно развивают в себе чувство принадлежности к диоцезу, ячейкой которого является приход, и всегда проявляют готовность по призыву своего Пастыря вложить свои силы в диоцезные начинания. Более того: чтобы отвечать на нужды городов и сельских районов,[3] пусть они не ограничивают своё сотрудничество пределами прихода или диоцеза, но стараются расширить его до уровня межприходского, междиоцезного, национального или международного, тем более что возрастающая с каждым днём миграция населения, развитие взаимных связей и лёгкость сообщения уже не позволяют какой-либо части общества оставаться замкнутой в самой себе. Так мирянам следует заботиться об удовлетворении потребностей народа Божия, рассеянного по всей земле. Прежде всего пусть они считают своими миссионерские учреждения, оказывая им материальную или даже личную помощь, ибо это долг и почёт для христиан — вернуть Богу часть получаемых от Него благ.
11. Поскольку Создатель всего установил супружеский союз как начало и основу человеческого общества и Своей благодатью сделал его великой тайной во Христе и в Церкви (ср. Еф 5, 32), апостольство супругов и семей имеет особое значение и для Церкви, и для гражданского общества.
Христианские супруги — сотрудники благодати и свидетели веры друг для друга, для своих детей и для других родственников. Для своих детей они — первые глашатаи и наставники веры: словом и примером они воспитывают детей для христианской и апостольской жизни, мудро помогают им избрать призвание и со всяческой заботой пестуют в них священное призвание, если таковое откроется.
Обязанность супругов — а в наше время она стала важнейшей частью их апостольства — всегда заключалась в том, чтобы являть и доказывать своей жизнью нерасторжимость и святость брачных уз, решительно утверждать данные родителям и опекунам право и обязанность по-христиански воспитывать своих детей, защищать достоинство и законную автономию семьи. Поэтому как им самим, так и другим верным Христу следует сотрудничать с людьми доброй воли, чтобы в гражданском законодательстве эти права сохранялись в неприкосновенности; чтобы в управлении обществом считались с потребностями семей в том, что касается жилья, воспитания детей, условий труда, социального обеспечения и налогообложения; чтобы при организации переселений совместная жизнь семьи обеспечивалась в полной мере.[4]
Сама семья приняла свыше эту миссию: быть первой и жизненно необходимой ячейкой общества. Она исполнит эту миссию, если во взаимной любви членов семьи друг к другу и в совершаемой совместно молитве Богу она явит себя домашним святилищем Церкви; если вся семья включится в литургическое богопочитание Церкви; если, наконец, семья будет оказывать деятельное гостеприимство, поддерживать справедливость и творить добрые дела во служение всем нуждающимся братьям. В числе различных дел семейного апостольства можно перечислить следующие: усыновлять и удочерять брошенных детей, радушно принимать иностранцев, оказывать содействие в руководстве школами, советом и делами поддерживать молодёжь, помогать обручённым лучше готовиться к браку, содействовать обучению вере, поддерживать супругов и сймьи, испытывающие материальные или нравственные затруднения, предоставлять престарелым не только необходимое, но и полагающиеся им по справедливости плоды экономического прогресса.
Всегда и всюду, но особенно в тех регионах, где распространяются первые семена Евангелия, где Церковь ещё стоит у своих истоков, где она сталкивается с немалыми трудностями, христианские сймьи, всей своей жизнью следуя Евангелию и подавая пример христианского брака, приносят миру драгоценнейшее свидетельство о Христе[5].
Чтобы сймьи могли легче достичь целей своего апостольства, может оказаться целесообразным, чтобы они объединялись в те или иные группы.[6]
12. Молодые люди оказывают значительнейшее влияние на современное общество.[7] Обстоятельства их жизни, образ мышления, а также сами их отношения со своими семьями решительно изменились. Зачастую они слишком быстро переходят к новым социальным и экономическим условиям. И в то время, как всё более возрастает их социальное и даже политическое значение, кажется, что они почти не способны должным образом взять на себя новые обязанности.
Возросшее влияние молодых людей в обществе требует от них соответствующей апостольской деятельности, да и сам их естественный характер к этому располагает.
С созреванием сознания своей личности молодые люди, побуждаемые пылом жизни и непрерывной деятельности, берут на себя ответственность и желают занять своё место в общественной и культурной жизни. Если это рвение проникается духом Христовым и руководствуется послушанием и любовью к пастырям Церкви, то от него можно ожидать обильнейших плодов. Сами молодые люди должны стать первыми и непосредственными апостолами молодёжи, осуществляя апостольство в своём кругу и своими силами, принимая во внимание ту социальную среду, в которой они живут.[8]
Пусть взрослые позаботятся о том, чтобы установить дружеское общение с молодёжью, которое позволило бы и той, и другой стороне, преодолев возрастную дистанцию, взаимно познать друг друга и поделиться друг с другом богатствами, свойственными обеим сторонам. Взрослым следует побуждать молодёжь к апостольству — прежде всего собственным примером, а при случае и благоразумным советом, и действенной помощью. А молодёжь пусть питает уважение и доверие к старшим; и, хотя по природе она склонна к новшествам, всё же ей нужно должным образом ценить достохвальные традиции.
Дети также осуществляют свойственную им апостольскую деятельность. В меру своих сил они являются живыми свидетелями Христа среди своих товарищей.
13. Апостольство в социальной сфере, то есть стремление христианским духом формировать мышление и нравы, законы и структуры того общества, в котором живёт каждый из нас — это обязанность и задача, столь глубоко свойственная мирянам, что никто другой никогда не сможет выполнить её должным образом. В этой области миряне могут осуществлять апостольское служение, обращаясь как равные к равным.
Здесь они дополняют свидетельство жизни свидетельством слова.[9] Здесь, в области труда, профессии, научных занятий, жительства, досуга и различных объединений они более всего способны помогать своим братьям.
Эту миссию Церкви в миру миряне исполняют прежде всего тем согласованием жизни с верой, благодаря которому они становятся светом миру. Своей честностью в любом деле они могут пробуждать во всех любовь к истине и добру и, наконец, привлекать ко Христу и к Церкви. Братской любовью, с которой они разделяют условия жизни и труда, скорби и чаяния своих братьев, они незаметно и постепенно предрасполагают все сердца к действию спасительной благодати. Полностью сознавая свою роль в созидании общества, они стремятся с христианским великодушием исполнять свою семейную, социальную и профессиональную деятельность. Так их образ действия постепенно проникает в сферу жизни и труда.
Это апостольство должно объять всех, кто находится в этой сфере, и не исключать никакого духовного или временного блага, которое возможно им предоставить. Но настоящие апостолы, не удовлетворяясь одной лишь этой деятельностью, стремятся также словом возвещать Христа своему ближнему: ведь многие люди могут услышать Евангелие и познать Христа только через близких к ним мирян.
14. Неограниченное поле апостольства открывается на национальном и международном уровне, где именно миряне являются прежде всего служителями христианской мудрости. Поэтому пусть католики, любя свою родину и верно исполняя свой гражданский долг, чувствуют, что они обязаны способствовать настоящему общему благу и должны уметь придать своему мнению такой вес, чтобы гражданская власть осуществлялась справедливо, а законы соответствовали нравственным предписаниям и всеобщему благу. Католикам, сведущим в государственных делах и подобающим образом укреплённым в вере и христианском учении, не следует отказываться от общественной деятельности, поскольку благодаря её достойному исполнению они могут способствовать общему благу и вместе с тем проложить путь Евангелию.
Пусть католики стремятся сотрудничать со всеми людьми доброй воли, чтобы способствовать всему тому, чту истинно, чту справедливо, чту свято, чту любезно (ср. Флп 4, 8). Католикам следует поддерживать общение с ними, выходя им навстречу с благоразумием и человечностью, и пытаться понять, каким образом можно усовершенствовать социальные и общественные установления согласно духу Евангелия.
Из числа знамений нашего времени достойно особого внимания растущее и необоримое чувство солидарности всех народов, и задача апостольства мирян — заботливо развивать его и обращать в искреннюю и подлинно братскую любовь. Кроме того, миряне должны осознать наличие сферы международной, а также тех вопросов и решений — как вероучительных, так и практических — которые в этой сфере возникают, особенно по отношению к народам, стремящимся к прогрессу.[10]
Всем, кто трудится в других странах или помогает им, следует помнить о том, что отношения между народами должны представлять собою подлинно братский обмен, в котором обе стороны одновременно и дают, и получают. Тем же, кто путешествует за границей по делам или ради отдыха, надлежит помнить, что они повсюду выступают и как странствующие глашатаи Христа и обязаны поистине вести себя как таковые.
Примечания
[1] Ср. Св. Пий Х, Апост. письмо Creationis duarum novarum paroeciarum, 1 июня 1905: ASS 38 (1905), рр. 65-67; Пий XII, Обращ. к верным прихода Св. Саввы, 11 янв. 1953: Discorsi е Radiomessaggi di S. S. Pio XII, 14 (1952-1953), рр. 449-454; Иоанн XXIII, Речь Ко клиру и верным из пригородного Альбанского диоцеза, произнесённая в Кастель Гандольфо, 26 авг. 1962: AAS 54 (1962), рр. 656-660.
[2] Ср. Лев XIII, Речь, 28 янв. 1894: Acta, 14 (1894), рр. 424-425.
[3] Ср. Пий XII, Обращ. к приходским настоятелям и т. д., 6 февр. 1951: Discorsi е Radiomessaggi di S. S. Pio XII, 12 (1950-1951), рр. 437-443; 8 марта 1952: там же, 14 (1952-1953), рр. 5-10; 27 марта 1953: там же, 15 (1953-1954), рр. 27-35; 28 февр. 1954: там же, рр. 585-590.
[4] Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Casti Connubii: AAS 22 (1930), р. 554; Пий XII, Выступление по радио, 1 июня 1941: AAS 33 (1941), р. 203; он же, Делегатам Съезда Международного Союза обществ по защите прав семьи, 20 сент. 1949: AAS 41 (1949), р. 552; он же, Французским отцам семейств, совершающим паломничество в Рим, 18 сент. 1951: AAS 43 (1951), р. 731; он же, Выступление по радио на Рождество Господне 1952: AAS 45 (1953), р. 41; Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Mater et Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), рр. 429, 439.
[5] Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Evangelii Praecones, 2 июня 1951: AAS 43 (1951), р. 514.
[6] Ср. Пий XII, Делегатам Съезда Международного Союза обществ по защите прав семьи, 20 сент. 1949: AAS 41 (1949), р. 552.
[7] Ср. Св. Пий Х, Обращ. к католической Ассоциации молодёжи Франции: о благочестии, науке и деятельности, 25 сент. 1904: ASS 37 (1904-1905), рр. 296-300.
[8] Ср. Пий XII, Посл. Dans quelques semaines, к Архиепископу Монреальскому: о конгрессах, организованных молодыми канадскими рабочими, 24 мая 1947: AAS 39 (1947), р. 257; Выступл. по радио к Брюссельскому отделению организации христианской рабочей молодёжи (J. 0. С.), 3 сент. 1950: AAS 42 (1950), рр. 640-641.
[9] Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Quadragesimo Аnnо, 15 мая 1931: AAS 23 (1931), рр. 225-226.
[10] Ср. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Mater et Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), рр. 448-450.
Глава IV. О различных способах апостольства
15. Свою апостольскую деятельность миряне могут осуществлять либо по отдельности, либо объединяясь в различные общины или ассоциации.
16. Апостольство, осуществляемое каждым мирянином по отдельности, изобильно проистекает из источника подлинно христианской жизни (ср.Ин 4, 14) и является исходной точкой и условием всякого апостольства мирян вообще — даже совместного — и заменить его нельзя ничем.
К такого рода апостольству, всегда и повсюду плодотворному, а в известных обстоятельствах — единственно пригодному и возможному, призваны и обязаны все миряне, в каком бы положении они ни находились, даже если им не представится случай или возможность сотрудничать в ассоциациях.
Существует много форм апостольства, посредством которых миряне созидают Церковь, освящают мир и оживотворяют его во Христе.
Особый вид апостольства отдельных лиц, а притом и знамение, наиболее соответствующее нашему времени, являющее Христа, живущего среди Своих верных — это свидетельство всей жизни мирянина, проистекающее из веры, надежды и любви. А через апостольство слува, в некоторых обстоятельствах совершенно необходимое, миряне возвещают Христа, объясняют и распространяют Его учение согласно положению и способностям каждого из них и верно исповедуют его.
Кроме того, нужно, чтобы, сотрудничая в качестве граждан мира сего в созидании земного порядка и в управлении им, миряне в свете веры искали более высокие критерии поведения в семейной, профессиональной, культурной и общественной жизни и при случае открывали их другим, сознавая, что тем самым они становятся соработниками Бога Творца, Искупителя и Освятителя, и воздают Eмy славу.
Наконец, мирянам следует животворить свою жизнь любовью и по мере возможности выражать эту любовь делами.
Пусть все помнят о том, что через публичное богопочитание и молитву, через покаяние и добровольное принятие трудов и житейских скорбей, благодаря которым миряне сообразуются страждущему Христу (ср. 2 Кор 4, 10; Кол 1, 24), они смогут достичь всех людей и способствовать спасению всего мира.
17. Это апостольство отдельных мирян становится настоятельно необходимым в тех регионах, где свобода Церкви сильно ущемлена. В этих сложнейших обстоятельствах миряне, по мере возможности заменяя священников, подвергая опасности собственную свободу, а иногда даже жизнь, учат христианской вере своих окружающих, воспитывают их в религиозной жизни и в католическом духе, побуждают их часто принимать таинства и пестовать благочестие, особенно по отношению к Евхаристии.[1] Всем сердцем вознося благодарение Богу, Который и в наше время не перестаёт воздвигать среди гонений мирян, наделённых героической храбростью, Святейший Собор обнимает их с отеческой любовью и благодарностью.
Апостольство отдельных мирян занимает особое место в тех регионах, где католики малочисленны и разобщены. Там мирянам, осуществляющим апостольство только поодиночке — либо в силу вышеуказанных причин, либо по особым причинам, проистекающим из их профессиональной деятельности — удобно общаться друг с другом, собираясь в небольшие группы, минуя всякую более строгую форму учреждения или организации, чтобы всегда являть перед другими людьми знамение церковной общины как подлинное свидетельство любви. Таким образом, через дружбу и обмен опытом, духовно помогая друг другу, они укрепляются, чтобы преодолевать тяготы жизни и чересчур разобщённой деятельности и приносить более обильные плоды апостольства.
18. Верные Христу призваны осуществлять апостольство поодиночке в различных условиях своей жизни. Однако им следует помнить о том, что человек по своей природе предназначен жить в обществе и что Богу было угодно собрать верующих во Христа в единый народ Божий (ср. 1 Петр 2, 5-10) и в одно тело (ср. 1 Кор 12, 12). Поэтому совместное апостольство успешно отвечает человеческим и христианским потребностям верных Христу и в то же время является знамением общения и единства Церкви во Христе, Который сказал: "где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" (Мф 18, 20). Поэтому пусть верные Христу осуществляют своё апостольство, собираясь воедино.[2] Им нужно быть апостолами: как в своих семейных общинах, так и в приходских и диоцезных, которые уже сами по себе выражают общинный характер апостольства, а также и в тех свободных группах, в которые они решили объединиться. Объединённое апостольство важно ещё и потому, что в апостольстве вообще часто требуется совместное действие — как в церковных общинах, так и в той или иной среде. Ведь объединения, созданные для совместной апостольской деятельности, поддерживают своих членов и готовят их к апостольству, верно распоряжаются и управляют их апостольскими делами, чтобы благодаря этому можно было надеяться на плоды, более обильные, нежели те, которые дал бы каждый, действуя в одиночку.
В нынешних же обстоятельствах совершенно необходимо, чтобы в сфере деятельности мирян укрепилась объединённая и организованная форма апостольства: ведь только тесное единение сил способно полностью достичь всех целей современного апостольства и действенно защитить его плоды.[3] В этом деле особенно важно, чтобы апостольство затрагивало также общее умонастроение и социальные условия, в которых живут люди, к которым оно обращается. В противном случае эти последние будут зачастую неспособны сопротивляться давлению общественного мнения или учреждений.
19. Существует значительное разнообразие сообществ апостольства:[4] одни из них ставят перед собою общие апостольские цели Церкви; другие особым образом преследуют цели евангелизации и освящения; третьи стремятся к христианскому оживотворению преходящего порядка; четвёртые особым образом свидетельствуют о Христе делами милосердия и любви.
В первую очередь нужно рассмотреть те из таких сообществ, которые способствуют более тесному единению повседневной жизни своих членов с их верой и прославляют это единение. Эти сообщества не являются самоцелью: они должны содействовать исполнению миссии Церкви по отношению к миру. Их апостольская действенность зависит от их соответствия целям Церкви, а также от христианского свидетельства и евангельского духа отдельных членов и всего объединения.
При прогрессе всевозможных установлений и всё ускоряющемся развитии современного общества вселенская задача Церкви требует того, чтобы апостольские начинания католиков всё более совершенствовали различные формы объединений на международном уровне. Международные католические организации успешнее достигнут своей цели, если составляющие их группы и их члены соединятся с ними теснее.
Сохраняя должную связь с церковной властью,[5] миряне имеют право создавать объединения,[6] руководить ими и вступать в уже созданные. Однако следует избегать напрасной траты сил, происходящей в том случае, когда без достаточной причины поддерживаются новые ассоциации и благотворительные учреждения или сохраняются дольше, чем нужно, устаревшие объединения или методы. Не всегда целесообразно будет и переносить в другие стрбны те формы, которые были приняты в какой-либо одной стране.[7]
20. Уже немало десятилетий прошло с тех пор, как миряне во многих странах, всё больше посвящая себя апостольству, стали объединяться в разнообразные движения и сообщества, которые, храня самую тесную связь с Иерархией, преследовали и преследуют цели чисто апостольские. Из этих или подобных им сообществ, возникших ранее, следует прежде всего упомянуть о тех, которые, следуя различным методам действий, принесли обильнейшие плоды для Царства Христова и, снискав заслуженное одобрение и покровительство Верховных Первосвященников и многих Епископов, получили от них название "Католическое Действие" ("Actio Catholica"). Очень часто они характеризовались как сотрудничество мирян в апостольстве Иерархии.[8]
Такие формы апостольства — носят они название "Католическое Действие" или какое-либо другое — в наше время осуществляют весьма ценное апостольство. Они составляются при наличии и совокупном признании следующих характерных особенностей:
а) Непосредственной целью таких организаций является апостольская цель Церкви, то есть стремление к евангелизации и освящению людей и христианскому воспитанию их совести, чтобы они могли пропитать духом Евангелия различные общины и разные социальные сферы;
б) Миряне, по-своему сотрудничая с Иерархией, вкладывают в дело свой опыт и берут на себя ответственность в руководстве этими организациями, в оценке условий, в которых должна протекать пастырская деятельность Церкви и в выработке и исполнении плана действий;
в) Миряне действуют, объединившись наподобие органического тела, чтобы успешнее знаменовалась община Церкви, а апостольство стало более плодотворным;
г) Миряне — как те, что предлагают свои услуги по собственному почину, так и те, что были приглашены к деятельности и прямому сотрудничеству с апостольством Иерархии — действуют под высшим руководством самуй Иерархии, которая может санкционировать такое сотрудничество и посредством формального поручения.
Те организации, в которых, по суждению Иерархии, наличествуют в своей совокупности эти характерные особенности, следует считать движением "Католическое Действие", даже если в зависимости от требований того или иного места или народа они принимают различные формы и названия.
Святейший Собор настоятельно рекомендует поддерживать эти учреждения, которые во многих странах, несомненно, отвечают требованиям апостольства Церкви. Священников и мирян, сотрудничающих в них, он призывает всё успешнее воплощать в жизнь вышеупомянутые характерные особенности и всегда братски сотрудничать в Церкви со всеми прочими формами апостольства.
21. Все сообщества апостольства следует оценивать верно; но те из них, которые Иерархия, исходя из требований времени и места, одобрила, рекомендовала или решила основать в самом срочном порядке, священники, монахи и миряне должны рассматривать как самые важные и поддерживать соответствующим каждому способом. Однако ныне следует в первую очередь преобразовать те из подобных организаций, которые представляют собою международные сообщества или объединения католиков.
22. Особого почёта и уважения в Церкви заслуживают те миряне — как состоящие, так и не состоящие в браке — которые посвящают самих себя и свой профессиональный опыт постоянному или временному служению этим учреждениям и их деятельности. Церкви очень отрадно видеть, что с каждым днём растёт число мирян, оказывающих услуги апостольским объединениям и учреждениям — как в пределах своей страны, так и на международном уровне, особенно же в католических общинах, занятых миссионерской деятельностью, и в молодых Церквах.
Пусть Пастыри Церкви охотно и с благодарностью принимают таких мирян, заботясь о том, чтобы их положение как можно больше отвечало требованиям правды, справедливости и любви — особенно в том, что касается достойного содержания их самих и их семей — а также о том, чтобы они располагали необходимой подготовкой, духовной поддержкой и поощрением.
Примечания
[1] Ср. Пий XII, Обращ. к I Всемирному Конгрессу в поддержку апостольства мирян, 14 окт. 1951: AAS 43 (1951), р. 788.
[2] Ср. Пий XII, Обращ. к I Всемирному Конгрессу в поддержку апостольства мирян, 14 окт. 1951: AAS 43 (1951), рp. 787-788.
[3] Ср. Пий XII, Энцикл. письмо Le pиlerinage de Lourdes, 2 июля 1957: AAS 49 (1957), p. 615.
[4] Ср. Пий XII, Обращ. к Совету международной Федерации католиков-мужчин, 8 дек. 1956: AAS 49 (1957), рр. 26-27.
[5] Ср. ниже, гл. V, 24.
[6] Ср. Свящ. К. Собора, Резолюция Corrienten., 13 ноября 1920: AAS 13 (1921), p. 139.
[7] Ср. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Princeps Pastorum, 10 дек. 1959: AAS 51 (1959), p. 856.
[8] Ср. Пий XI, Посл. Quae nobis, к Кард. Бертраму, 13 ноября. 1928: AAS 20 (1928), p. 385; ср. также Пий XII, Обращ. к итал. движению "Ацьоне Каттолика", 4 сент. 1940: AAS 32 (1940), p. 362.
Глава V. О соблюдении надлежащего порядка
23. Апостольство мирян, осуществляемое верными Христу либо поодиночке, либо в объединениях, должно в надлежащем порядке включаться в апостольство всей Церкви. Более того: единение с теми, кого Святой Дух поставил пасти Церковь Бога (ср. Деян 20, 28), является основным элементом христианского апостольства. Не менее важно и сотрудничество между различными апостольскими начинаниями, подобающим образом руководимыми Иерархией.
В самом деле: чтобы поддерживать дух единства, чтобы во всём апостольстве Церкви сияла братская любовь, чтобы достигать общих целей и избегать пагубного соперничества, требуется взаимное уважение всех видов апостольства в Церкви и надлежащее их согласование, причём следует сохранять особый характер каждого из них.[1]
Это особенно уместно в том случае, когда особая деятельность в Церкви требует гармонии и апостольского сотрудничества секулярного и монашеского клира, монашествующих и мирян.
24. Задача Иерархии — поощрять апостольство мирян, вырабатывать его принципы и оказывать ему духовную помощь, руководить осуществлением апостольства ради общего блага Церкви и следить за тем, чтобы соблюдались вероучение и порядок.
Апостольство мирян допускает различные виды отношений с Иерархией в зависимости от различных форм и целей этого апостольства.
В Церкви есть много апостольских начинаний, основанных по свободному решению мирян и руководимых по их благоразумному суждению. В известных обстоятельствах благодаря таким начинаниям миссия Церкви может исполняться успешнее, и потому Иерархия нередко хвалит их и поощряет.[2]
Однако ни одно начинание не может присвоить себе звания "католического", если на то не будет согласия законной церковной власти.
Некоторые формы апостольства мирян прямо признаются Иерархией, причём различными способами.
Кроме того, церковная власть, учитывая требования общего блага Церкви, может избирать какие-либо из сообществ или апостольских начинаний, непосредственно устремляющихся к духовной цели, и особым образом поддерживать их, беря на себя особую ответственность за них. Так Иерархия, различными способами руководя апостольством в зависимости от обстоятельств, теснее сочетает ту или иную его форму со своим собственным апостольским служением, сохраняя при этом, тем не менее, особую природу обоих видов апостольства и различие между ними и потому не лишая мирян необходимой возможности действовать по собственному почину. Этот акт Иерархии называется в различных церковных документах "мандатом".
Наконец, Иерархия доверяет мирянам некоторые поручения, теснее связанные с пастырскими обязанностями — например, преподавание христианского вероучения, некоторые литургические действия или попечение о душах. В силу этой миссии миряне полностью подчиняются высшему церковному руководству в том, что относится осуществления этих задач.
Что же касается благотворительных обществ и учреждений преходящего порядка, то обязанность Иерархии заключается в том, чтобы обучать нравственным принципам, которым надлежит следовать в преходящих делах, и аутентично их истолковывать. Кроме того, она может, должным образом рассмотрев все стороны дела и прибегнув к помощи сведущих людей, вынести своё суждение о соответствии таких благотворительных обществ или учреждений нравственным принципам и решить, чту требуется для сохранения и развития благ сверхъестественного порядка.
25. Епископам, приходским настоятелям и другим священникам из того и другого клира следует учитывать, что право и обязанность осуществлять апостольство является общим для всех верных — как клириков, так и мирян — и в созидании Церкви особую роль играют и миряне.[3] Поэтому пусть они по-братски трудятся вместе с мирянами в Церкви и для Церкви и проявляют особое попечение о мирянах в их апостольских трудах.[4]
Нужно тщательно подбирать священников, пригодных и должным образом подготовленных к тому, чтобы содействовать особым формам апостольства мирян.[5] Те, кто занимается этим служением, приняв миссию от Иерархии, пусть представляют её в своей пастырской деятельности; пусть поощряют подобающие отношения с Иерархией, всегда верно держась духа и учения Церкви; пусть посвящают свои силы тому, чтобы духовной жизнью и апостольским чувством питать вверенные им католические сообщества, пусть содействуют им в апостольской деятельности своим мудрым советом и поддерживают их начинания. Наладив постоянное общение с мирянами, пусть они внимательно подумают над тем, каковы должны быть формы более плодотворной апостольской деятельности; пусть развивают дух единства — как внутри самогу сообщества, так и между ним и другими сообществами.
Наконец, монашествующим— и братьям, и сёстрам — следует высоко ценить апостольские объединения мирян. Следуя духу и правилам своего института, пусть монашествующие охотно посвящают себя развитию объединений мирян,[6] стараясь поддерживать, подкреплять и дополнять священников в осуществлении их задач.
26. По мере возможности в диоцезах должны иметься советы, оказывающие помощь Церкви в деле апостольства: как в сфере евангелизации и освящения, так и в области благотворительной, социальной и проч. В этих советах клирики и монашествующие должны подобающим образом сотрудничать с мирянами. Такие советы смогут содействовать взаимной координации различных сообществ и начинаний мирян, уважая особый характер и автономию каждого из них.[7]
Такого рода советы по возможности должны существовать и на уровне приходском, межприходском, междиоцезном и даже на уровне национальном или международном.[8]
Кроме того, при Святом Престоле нужно учредить особый секретариат по поддержке и поощрению апостольства мирян, как центр, который сможет, прибегая к соответствующим средствам, предоставлять информацию о различных апостольских начинаниях мирян, а также изучать проблемы, возникающие сегодня в этой области, и помогать своими советами Иерархии и мирянам в их апостольских трудах. В этом секретариате должны участвовать различные движения и начинания апостольства мирян, существующие во всём мире, причём с мирянами нужно сотрудничать клирикам и монашествующим.
27. Общее евангельское наследие и проистекающая отсюда общая обязанность христианского свидетельства создают желательность, а часто и необходимость сотрудничества католиков с другими христианами, осуществляемого отдельными лицами или общинами Церкви — либо в отдельных начинаниях, либо в сообществах, на уровне как национальном, так и международном.[9]
Общечеловеческие ценности также нередко требуют от христиан, преследующих апостольские цели, подобного сотрудничества с теми, кто не исповедует христианство, но признаёт эти ценности.
Этим динамичным и мудрым сотрудничеством[10], особенно важным в преходящей деятельности, миряне подают свидетельство о Христе, Спасителе мира, и о единстве человеческой семьи.
Примечания
[1] Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Quamvis Nostra, 30 апр. 1936: AAS 28 (1936), рр. 160-161.
[2] Ср. Свящ. К. Собора, Резолюция Corrienten., 13 ноября 1920: AAS 13 (1921), pp. 137-140.
[3] Ср. Пий XII, Обращ. ко II Всемирному Конгрессу в поддержку апостольства мирян, 5 окт. 1957: AAS 49 (1957), р. 927.
[4] Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 37: AAS 57 (1965), рр. 42-43 (см. наст. изд., сс. 102-103).
[5] Ср. Пий XII, Апост. Призыв. Menti Nostrae, 23 сент. 1950: AAS 42 (1950), р. 660.
[6] Ср. II Ват. Собор, Декр. об обновлении жизни монашествующих применительно к современным условиям, Perfectae caritatis, 8 (см. наст. изд., сс. 191-192).
[7] Ср. Бенедикт XIV, О диоцезном Синоде (De Synodo Dioecesana), III. 9. 7-8: Opera omnia in tomos XVII distributa, том. XI (Prati, 1844), рр. 76-77.
[8] Ср. Пий XI, Энцикл. письмо Quamvis Nostra, 30 апр. 1936: AAS 28 (1936), рр. 160-161.
[9] Ср. Иоанн XXIII, Энцикл письмо Mater et Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), рр. 456-457. Ср. II Ват. Собор, Декр. об экуменизме, Unitatis redintegratio, 12: AAS 57 (1965), рр. 99-100 (см. наст. изд., сс. 152-153).
[10] Ср. II Ват. Собор, Декр. об экуменизме, Unitatis redintegratio, 12: AAS 57 (1965), р. 100 (см. наст. изд., сс. 152-153). Ср. также Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 15: AAS 57 (1965), рр. 19-20 (см. наст. изд., сс. 77-78).
Глава VI. О подготовке к апостольству
28. Апостольство может достичь своей полной действенности только при условии разнообразной и целостной подготовки. Она требуется не только для непрестанного духовного преуспеяния самого мирянина, но и в силу различных обстоятельств, лиц и обязанностей, к которым должна применяться его деятельность. Эта подготовка к апостольству должна опираться на те основания, которые Святейший Собор наметил и разъяснил в других местах.[1] Кроме подготовки, общей всем христианам, многочисленные формы апостольства требуют также подготовки специфической и особой в силу разнообразия в лицах и обстоятельствах.
29. Поскольку миряне по-своему участвуют в миссии Церкви, их апостольская подготовка получает особый характер, проистекающий из самогу секулярного характера статуса мирянина и свойственной ему духовной жизни.
Подготовка к апостольству предполагает некую целостную общечеловеческую подготовку применительно к способностям и положению каждого. Ведь мирянин, хорошо зная современный мир, должен быть полноценным членом своего общества и его культуры.
Но прежде всего мирянину следует учиться исполнять миссию Христа и Церкви, верою переживая Божественную тайну Творения и Искупления под водительством Святого Духа, животворящего Народ Божий и побуждающего всех людей любить Бога Отца, а в Нём — мир и людей. Эту подготовку нужно рассматривать как основу и условие всякого плодотворного апостольства.
Кроме духовной подготовки, требуется основательное доктринальное обучение — богословское, этическое и философское — в зависимости от возраста, положения и способностей каждого. Нельзя пренебрегать и значением общей культуры наряду с практической и технической подготовкой.
Чтобы способствовать добрым человеческим взаимоотношениям, нужно поощрять подлинные человеческие ценности, прежде всего умение жить и по-братски сотрудничать, а также налаживать общение.
Однако, поскольку подготовка к апостольству не может ограничиваться теоретическим обучением, мирянину уже с самого начала своей подготовки следует постепенно и благоразумно учиться тому, чтобы рассматривать, судить и делать всё в свете веры, посредством самуй деятельности воспитываться и совершенствоваться вместе с другими и таким образом вступать в деятельное служение Церкви.[2] Эта подготовка, которую нужно постоянно совершенствовать ввиду возрастающей зрелости человеческой личности и в силу усложнения самих проблем, требует всё более глубокого познания и всё более тонкого приспособления деятельности к меняющимся условиям. Чтобы удовлетворить все требования этой подготовки, следует всегда иметь в виду единство и цельность человеческой личности, чтобы таким образом сохранялась и возрастала её гармоничность и уравновешенность.
Так мирянин глубоко и деятельно включается в саму реальность преходящего порядка и успешно участвует в исполнении свойственных ему дел. В то же время он, как живой член и свидетель Церкви, обеспечивает её присутствие и действие в сбмой гуще преходящих дел.[3]
30. Подготовка к апостольству должна начинаться с сбмого начального воспитания детей. Однако особым образом должны приобщаться к апостольству подростки и молодёжь, проникаясь его духом. Эта подготовка должна совершенствоваться в течение всей жизни в зависимости от того, чего потребуют от мирянина новые задачи, которые он принимает. Поэтому очевидно, что те, на кого возложено христианское воспитание, обязаны готовить и к апостольству.
Задача родителей — с самого детства внушать своим детям в семье расположенность к познанию любви Божией ко всем людям и постепенно, прежде всего собственным примером, учить их заботе об удовлетворении нужд ближнего: как материальных, так и духовных. Таким образом, вся семья и совместная жизнь в ней должна стать как бы первыми шагами в апостольстве.
Кроме того, нужно воспитывать детей так, чтобы, выходя за пределы семьи, они открывали свою душу сообществам: как церковным, так и мирским. В местной приходской общине детей нужно принять так, чтобы в ней они осознали, что являются живыми и деятельными членами народа Божия. А священники в обучении вере, в служении слова, в духовном руководстве и в иных пастырских служениях пусть всегда имеют в виду подготовку к апостольству.
Задача школ, колледжей и других католических учебных заведений, занятых делом воспитания — развивать у молодых людей католическое сознание и поощрять их апостольскую деятельность. Если такая подготовка отсутствует — потому ли, что молодёжь не посещает вышеуказанных школ, или по какой-либо иной причине — о ней тем более должны заботиться родители, душепастыри и апостольские сообщества. А наставникам и воспитателям, по своему призванию и обязанности исполняющим самую возвышенную форму апостольства мирян, надлежит глубоко усвоить вероучение и обрести педагогические навыки, чтобы благодаря этому они могли успешно дать такое воспитание.
Равным образом группы и сообщества мирян, посвящающие себя апостольству или иным сверхъестественным целям, должны ревностно и прилежно содействовать подготовке к апостольству в соответствии со своими целями и возможностями.[4] Зачастую они и сами представляют собою обычный путь надлежащей подготовки к апостольству, ибо в них даётся вероучительное, духовное и практическое воспитание. Их члены, объединяясь с соратниками и друзьями в небольшие группы, обдумывают методы и результаты своей апостольской деятельности и сверяют с Евангелием образ своей повседневной жизни.
Эту подготовку нужно вести так, чтобы учитывалось всё апостольство мирян, которое следует осуществлять не только в пределах самих групп, составляющих такие сообщества, но и во всяких условиях, на протяжении всей жизни, особенно профессиональной и общественной. Более того: каждый должен сам действенно готовиться к апостольству, и это особенно важно в отношении взрослых. Ведь с возрастом ум раскрывается шире, и поэтому каждый может яснее раскрыть в себе те таланты, которыми Бог обогатил его душу, и успешнее использовать благодатные дарования, данные ему Святым Духом на благо его братьев.
31. Различные формы апостольства требуют соответственно и особой подготовки.
а) Что касается апостольства по евангелизации и освящению людей, мирян следует особо готовить к налаживанию общения с другими людьми, верующими или неверующими, чтобы всем явить весть Христову.[5]
Но, поскольку в наше время разного рода материализм широко распространяется повсюду, даже среди католиков, мирянам следует не только тщательно изучать католическое вероучение, особенно те его положения, которые ставятся под вопрос, но и свидетельствовать против каких бы то ни было форм материализма своей евангельской жизнью.
б) Что же касается христианского преобразования порядка преходящих вещей, то мирянам нужно научиться понимать подлинное значение и ценность преходящих благ: как самих по себе, так и в их отношении ко всем целям человеческой личности. Им следует упражняться в верном использовании вещей и в организации учреждений, всегда устремляясь к общему благу согласно принципам нравственного и социального учения Церкви. Прежде всего мирянам надлежит так изучить принципы и выводы социального учения, чтобы они сами стали способны как к сотрудничеству в развитии этого учения, так и к его правильному применению в отдельных случаях.[6]
в) Поскольку делб любви и милосердия представляют собою наиболее явное свидетельство христианской жизни, подготовка к апостольству должна приводить и к их осуществлению, чтобы верные Христу с самого детства учились сострадать братьям и великодушно приходить им на помощь в их нуждах.[7]
32. Миряне, посвят вшие себя апостольству, уже располагают многими вспомогательными средствами, как-то: собрания, конгре сы, реколлекции, духовные упражнения, частые встречи, конференции, книги и комментарии, способствующие более глубокому познанию Священного Писания и католического вероучения и пестованию духовной жизни, а также изучению условий, в которых живёт мир, и отысканию и развитию подобающих методов.[8]
Эти средства подготовки учитывают различные формы апостольства, применяемые в тех сферах, где оно осуществляется.
С этой целью учреждены также центры или высшие учебные заведения, уже принесшие прекрасные плоды.
Святейший Собор радуется такого рода начинаниям, уже процветающим в некоторых странах, и горячо желает, чтобы они развивались и в других местах, где в них возникнет необходимость.
Кроме того, следует учредить центры документации и изучения не только богословия, но и антропологии, психологии, социологии, методологии, чтобы успешнее поощрять развитие природных способностей мирян — мужчин и женщин, молодых и взрослых — для всех областей апостольства.
Призывание
33. Итак, Святейший Собор горячо призывает в Господе всех мирян, чтобы они охотно, щедро и с сердечной готовностью отвечали голосу Христа, всё настоятельнее призывающего их в этот час, и побуждению Святого Духа. Пусть этот призыв, обращённый к ним, услышат прежде всего молодые, и пусть примут его с бодростью и великодушием. Ведь через этот Святой Собор Сам Господь снова призывает всех мирян с каждым днём всё теснее сочетаться с Ним и иметь те же чувствования, что и у Него (ср. Флп 2, 5), объединяясь в Его спасительной миссии. Он вновь посылает их во всякий город и место, куда предстоит идти Ему Самому (ср. Лк 10, 1). Пусть они выкажут себя Его сотрудниками в различных формах и способах единого апостольства Церкви, которое должно непрестанно применяться к новым потребностям времени, всегда преуспевая в деле Господнем и зная, что труд их не тщетен пред Господом (ср. 1 Кор 15, 58).
Всё, что провозглашено в этом Декрете — и в целом, и по отдельности — было угодно Отцам Святейшего Собора. Апостольской властью, данной Нам Христом, Мы вместе с Достопочтенными Отцами утверждаем, решаем и постановляем это во Святом Духе и повелеваем обнародовать во славу Божию то, что было постановлено на Соборе.
Рим, у Св. Петра, 18 ноября 1965 г.
Я, ПАВЕЛ, Епископ Католической Церкви
Следуют подписи Отцов
Примечания
[1] Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, глл. II, IV, V: AAS 57 (1965), рр. 12-21, 37-49 (см. наст. изд., cс. 70-79, 95-108); ср. также II Ват. Собор, Декр. об экуменизме, Unitatis redintegratio, 4, 6, 7, 12: AAS 57 (1965), рp. 94, 96, 97, 99, 100 (см. наст. изд., сс. 145-150, 152-153). См. также выше, 4.
[2] Ср. Пий XII, Обращ. К I международной Конференции бойскаутов, 6 июня 1952: AAS 44 (1952), рр. 579-580; Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Mater еt Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), р. 456.
[3] Ср. II Ват. Собор, Догм. Конст. о Церкви, Lumen gentium, 33: AAS 57 (1965), р. 39 (см. наст. изд., с. 98).
[4] Ср. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Mater еt Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), р. 455.
[5] Ср. Пий XII, Энцикл посл. Sertum laetitiae, 1 ноября 1939: AAS 31 (1939), рр. 635-644; ср он же, К "лауреатам" итал. движения "Ацьоне Каттолика", 24 мая 1953: AAS 45 (1953), рр. 413-414.
[6] Ср. Пий XII, Обращ. ко Всемирному Конгрессу Мировой Ассоциации женской католической молодёжи, 18 апр. 1952: AAS 44 (1952), рр. 414-419. Ср. он же, Обращ. ко Христианской Ассоциации Итальянских Рабочих (A. C. L. I.), 1 мая 1955: AAS 47 (1955), рр. 403-404.
[7] Ср. Пий XII, К делегатам Съезда благотворительных обществ, 27 апр. 1952: AAS 44 (1952), рр. 470-471.
[8] Ср. Иоанн XXIII, Энцикл. письмо Mater et Magistra, 15 мая 1961: AAS 53 (1961), р. 454.