Если какая-либо Восточная Церковь стремится быть автокефальной — это замечательно. Главное, помнить при этом, что автокефалия не является самодостаточной для бытия Церкви, и поэтому не должна быть окончательной целью, но важным этапом в строительстве Церкви Христовой.
Об этом напомнил Патриарх Варфоломей перед Всеправославным собором на Крите в 2016 году присутствующим представителям автокефальных Церквей. Он отметил, что согласно апостолу Павлу, Церковь — это Тело Христа, а значит, нечто целостное и единое, при этом каждая отдельная Церковь в Нём — это как бы отдельный член Тела. Отсюда, не может такой отдельный член чувствовать себя самодостаточным и радоваться «бытием собой», но только должен иметь видимую связь с полнотой Тела. Патриарх процитировал апостола Павла, упрекая, что некоторые автокефальные Церкви ведут себя так, словно бы не нуждались других: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1 Кор 12:14-21).
Таким образом, теологически в каждой отдельной автокефальной Церкви находится полнота благодати, служатся все Таинства, она обладает заверенными средствами спасения. И парадоксально, именно эти имеющиеся условия часто являются причиной гордыни и пренебрежения к другим братьям: «Вы нам не нужны для спасения». Совсем не так, если рассматривать Тайну Церкви в ее сохранности. И Христос будет спрашивать каждую Церковь не о том, была ли она истинно автокефальной, признанной другими Церквами, имеет ли действительные Таинства, но имела ли любовь братскую, составляла ли в Теле Христа интегральную часть этого Тела, или же сама стремилась быть целым телом. Стоит об этом постоянно помнить, даже будучи истинной автокефальной Церковью. Поэтому приведу несколько моментов из Посланий Апостола Павла, как он понимал метафору «Тело Христа» и как это должно переводиться на жизнь Церкви.
Церковь как Тело Христово в посланиях апостола Павла
Послания апостолов, особенно апостола Павла — это уже достаточно зрелый богословский анализ того, что такое Церковь. Апостол Павел сталкивался с различными вопросами, которые возникали в разных сообществах и с одной стороны отвечал на эти вопросы, внося определенные коррективы и представляя соответствующую экклезиологию, а с другой стороны — эти жизненные конфликты в первых христианских общинах заставляли Павла давать такие, а не другие ответы на возникшие трудности, формируя таким образом его экклезиологию. То есть, влияние теории и практики друг на друга был взаимным.
В Посланиях апостола Павла понятие «ekklesia» встречается чаще, чем во всех других книгах Нового Завета вместе взятых — более 60 раз, из них только в Первом и Втором посланиях к Коринфянам — по крайней мере 30 раз. Кроме того, следует помнить, что Павел, подобно как и другие авторы Нового Завета, принимает также другие термины для обозначения «Церкви». Прежде всего, это знаменитое метафорическое определение сообщества христиан как «Тела Христова», а также как «Храм Божий».
Апостол Павел использует понятие «Церковь» в разных значениях, но в основном для определения какой-либо локальной Церкви, или той, что находится в каком-то городе, например «Церковь Кенхрейская» (Рим 16:1), или той, что есть в каком-то регионе , например «Церковь Галатии» (Гал 1:2), или «Церкви Асийские» (1 Кор 16:19). Также часто использует выражение «все Церкви» с приложениями: «во Христе», «язычников», «святых», или иногда без приложения. Также чей дом, то есть семья, может быть «домашней Церковью», например дом Прискиллы и Акилы (Рим 16:3). Кроме того, несколько раз Павел понимает под понятием «Церковь» собственно собрание верующих, часто литургическое (ср. 1 Кор 11:18, 14, 23, 28). Во всяком случае, «Церковь» у Апостола Павла означает скорее собрание, пребывание вместе «Божьих святых», чем какое-либо место или какую-либо организацию. То есть, Церковь — это локальное собрание под руководством старших, в котором действует Святой Дух, разделяющий каждому свои дары для развития данной местной Церкви (ср. 1 Кор 14:4, 5, 12).
Иногда, хотя и довольно редко, Апостол Павел говорит о «Церкви» в универсальном смысле, имея в виду всю Церковь Христову, а не только какую-то одну локальную. Например, когда говорит, что «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями ...» (1 Кор 12:28). Или когда вспоминает, как преследовал «Церковь Божию»: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» (Гал 1:13). Особенно часто такое употребление термина «Церковь» в универсальном смысле видим в Посланиях к Колоссянам и Ефесянам (см. Еф 1:22; 3:10,21; 5:23,24,25,27,29,32; Кол 1:18,24).
Также Павел употребляет слово «ekklesia», когда говорит о литургических собраниях:
«Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить языками» (1 Кор 14:23). Или, когда приказывает молчать женщинам «в церкви», то есть на литургических собраниях (ср. 1 Кор 14:28).
Можно сделать вывод, что хотя у Павла термин «ekklesia» в большинстве случаев имеет локальное значение и относится к какой-то местной Церкви, однако не исключают его Послания и универсальное значение данного слова, когда апостол использует его в числе прочих для определения целого сообщества христиан по всей земле . А значит, «ekklesia» у апостола Павла имеет местное, региональное и универсальное значение, а также литургическое.
Собственно, в Посланиях к Колоссянам и Ефесянам, в которых чаще всего понятие «ekklesia» имеет универсальное значение, также чаще всего появляется метафора «Церковь — это Тело Христово». В других посланиях данная метафора появляется лишь два раза: один раз в 1 Послании к Коринфянам, и второй раз в Послании к Римлянам. Кстати, многие библеисты считают, что Послание к Колоссянам и Ефесянам написаны не самим апостолом Павлом, но его учениками под его именем. Во всяком случае, метафора «Тело Христово» появляется в бесспорных Павловых посланиях, то есть в 1 Кор и в Рим. Стоит подать здесь эти цитаты Апостола Павла. «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор 12:27). «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим 12:4-5).
Важно еще раз подчеркнуть, что метафора «Тело Христово» появляется там, где идет речь о Церкви в универсальном смысле, а не локальном. Павел видел в локальной христианской общине истинную Церковь Христову, однако все локальные Церкви вместе входят в Единую Церковь, как члены в единое тело. Все локальные Церкви являются настоящими Церквами Христовыми, однако они возникли на протяжении истории, когда Церковь Христова — Тело Христа — существовала. Также каждый отдельный член этого Тела присоединился к нему, или стал его членом в какой-то момент своей жизни, когда Тело уже было. Не случайно Павел почти никогда не употребляет метафоры «Тело Христа» по отношению к локальной Церкви, а только к целому, к универсальной Церкви. Одним из немногих исключений может быть уже цитируемый стих из Послания к Коринфянам 1 Кор 12:27, что скорее всего относится в первую очередь к членам Церкви в Коринфе, хотя в более широком смысле — и к целой Церкви.
Принимая во внимание контекст Павловых посланий, а именно христологию, где Христос — это всегда Христос распятый и затем воскресший для нашего спасения, воскресший на третий день, можно предположить, что говоря о Церкви «Тело Христа», апостол имеет виду распятое и в конце воскресшее тело Христа. Например, когда говорит: «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» (Рим 7:4). Но также возможно, что имеется в виду евхаристическое Тело Христа: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10:17). Здесь очень важно увидеть, что Церковь является живым Телом Христовым, и мы перестанем быть членами этого Тела, если не будем принимать участия в Евхаристии. Церковь становится живым телом Христа, когда мы причащаемся Тела и Крови.
В Посланиях к Колоссянам и Ефесянам, как было сказано, происходит развитие метафоры «Церковь — Тело Христово». Появляется такое понятие, как «kephale», то есть «Глава» этого Тела. Этот новый образ более отчетливо представляет отношение между Христом и его Церковью. Также эта композиция «Голова — Тело» более подобна евангельскому образу «Виноградная лоза — ветви» (см. Ин 15:1-11). Павел пишет, что глава имеет принципиальное значение для Церкви, потому что от главы «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол 2:19). То есть тело живет благодаря голове, а потому Церковь является Церковью, пока ее Главою является Христос.
Главная же задача для тела, то есть Церкви, в том, чтобы иметь постоянную связь с Главой, то есть со Христом — что значит расти и пребывать в любви: «но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4:15-16). Кроме того, Христос связан со своей Церковью, как Глава со своим телом, узами любви. И поэтому Павел сравнивает взаимоотношения в семье между мужчиной и женщиной со взаимоотношениями между Христом и Церковью: «... потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»(Еф 5:23-27). Покорность Церкви Христу-Главе сравнивается с повиновением женщины мужчине-главе, но это покорность в любви, причем в такой, когда человек готов отдать свою жизнь ради супруги, подобно тому как это сделал Христос ради Церкви.
Тело Христа — Церковь — единственное. Членами Тела являются как отдельные христиане, так и отдельные, то есть локальные, христианские общины. Все вместе составляют одну Церковь, одно Тело, и для всех есть одна Глава — Христос. Христос является полнотой Церкви, полнотой каждого верного и каждой христианской общины: «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1:22-23). Церковь, которая есть Тело Христа — это действительно «новое творение». Если раньше только один избранный народ получал особые благодати от Бога, то теперь во Христе явилось миру то, что было «скрытое от веков», то есть, что Бог любит одинаково всех людей, и за всех Сын Божий отдал свою жизнь на кресте. Теперь язычники после уверования и обращения имеют доступ к тем же обетованиям, к той самой благодати, которые получил Израиль. А значит, имеют также доступ к Церкви — Телу Христову, и становятся его полноправными членами. Павел говорит: «... разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф 3:4-6).
Перевод с украинского. Оригинал: Церква – Тіло Христове у посланнях апостола Павла та автокефалія