Проповедь блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Епифания в седьмое воскресенье после Пасхи
Дорогие братья и сестры! Слава Иисусу Христу!
Этого воскресного дня, седьмого от празднования Пасхи, Православная Церковь особенно чтит отцов I Вселенского собора. И чествования по внутреннему содержанию связаны с Вознесением Господним, которое мы прославляли на днях, и Пятидесятницей, которую будем праздновать в следующее воскресенье. Потому вспоминая отцов Первого собора, мы тем самым утверждаем истину единства Церкви, главой которой навеки является Господь наш Иисус Христос и полнота которой проявляется через соборность.
В чтении из книги Деяний, которое мы слышим сегодня, обратим внимание на слова апостола Павла, сказанные в адрес пресвитеров Церкви в Эфесе: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас» (Деян 20:28). «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян 20:29-30).
В Символе веры — догмате, провозглашенном Первым и Вторым Вселенскими соборами и утвержденном Третьим Вселенским собором как постоянное исповедание истинной веры — указано на четыре существенные, сущностные признаки Церкви. Она единая, святая, соборная и апостольская. Понимание этих сущностных признаков, правильное понимание природы Церкви тесно и неразрывно связано с воплощением в жизнь нашей личной веры и поэтому — с нашим личным участием в Богочеловеческом единении, которое есть Церковь.
Само слово «церковь», на греческом языке — Ἐκκλησία (экклисиа), означает «собрание призванных» и происходит от глагола κλήση (клиси), «позвать». Этот термин имеет античное и даже внебиблейское происхождение, потому что им в эллинистической традиции называлось собрание граждан города, созванных для участия в решении различных вопросов его жизни. То есть это было не любое собрание, но собрание именно призванных. Такой эллинистический термин в евангельской традиции был отождествлен с ветхозаветным термином «кагал», которым обозначалось в Писании собрание верных Богу. Славянский же термин «церковь» происходит от греческого прилагательного Κυριακόν (кириакон), что означает «Господнее, принадлежащее Господу». Слово это перешло в наш язык из германских языков (в современном немецком церковь звучит как Kirche, кирхе).
Итак, Церковь — это собрание тех, кто принадлежит Господу, собрание призванных Им, собрание во имя, как сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20) .
Казалось бы — только что сказанное о различных языковых аспектах термина должно было больше интересовать специалистов, исследователей. Однако на самом деле мы обращаем на эти аспекты внимание потому, что они, словно разные грани в бриллианте, отражают полноту единой истины о природе Церкви Христовой, и эта истина касается духовной жизни и пути спасения непосредственно каждого из нас.
Церковь — это именно собрание, это сообщество, общество. Такую ее характеристику следует особо подчеркнуть в наш индивидуалистический час. После десятилетий господства тоталитарных режимов, когда в XX веке стирали значение личности в угоду обобщенности, человечество в значительной мере склонилось в другую крайность — индивидуализм, эгоистическое подчеркивание личного. В этом же духе многие даже из христиан склонны сейчас считать веру в Бога, свои отношения с Ним якобы исключительно индивидуальным делом. «Бог у меня в душе» — любят говорить они, преимущественно путая истинного Бога со своими собственными соображениями о Нем или эмоциями.
Из подобных соображений возникает и представление о Церкви как только о множестве индивидуальностей, их сосуществовании в виде конфедерации, где каждый единолично имеет «свои отношения с Богом», и только в силу сложившихся обстоятельств и потребности объединивших отдельных лиц в общем пространстве — храме. Поэтому на Церковь и ее бытиё переносятся представления, присущие политическому строю современных парламентских республик, где закон устанавливается голосованием большинства, а источником власти являются граждане. Такие представления порождают мнение, что и в Церкви согласие большинства имеет приоритет над истиной, что воззрения отдельных верных — мирян, клириков или иерархов — или даже их математическое большинство могут сами собой определять истину и менять ее тогда, когда такие взгляды меняются.
В этом духе рассматривают и Вселенские соборы как подобие современных парламентов, где догматы и каноны провозглашались якобы через голосование большинства.
Подобные представления о Церкви и ее природе происходят от поверхностного взгляда на неё, ведь проще привычные современные представления о человеке и обществе приспособить к мыслям о Церкви, чем исследовать и познать истинное евангельское, библейское, богооткровенное учение и его придерживаться.
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин 15:16) — говорит Спаситель Своим ученикам и всем нам. Истина существует объективно, независимо от того, как много людей узнали ее и следует за ней. Ибо истина исходит не от самих людей, их согласия между собой или математического большинства мнений — истина имеет своим источником Бога, Который данное определение, «истину», принимает в качестве одного из Своих имен, о чем сказано Спасителем и засвидетельствовано в Евангелии от Иоанна: «Я есмь путь, и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).
Соборность Церкви, как один из ее четырех сущностных признаков, указывает нам на то, что Церковь — это собрание верующих, собрание призванных Господом, собрание вокруг Господа, а не вокруг самих себя. Это собрание не ограничено какой-то отдельной группой, нацией, состоянием, местом или временем — оно всеобщее, на что и указывает оригинальный греческий термин καθολικὴ Ἐκκλησία (кафолики Экклисиа). Такую всеохватность Церкви свидетельствует и апостол Павел в Послании к Галатам, говоря: «Все вы — сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет ни мужского пола, ни женского; ибо все вы — одно во Христе Иисусе» (Гал 3:26-28).
Здесь важно почувствовать мнение Божественного Откровения во всей его целостности, ибо уклон от него вправо или влево искажает понимание истины, а следовательно — препятствует правильному пониманию природы Церкви, ее цели и назначения, а также нашего места и призвания в ней.
Как Христос единственный, так единственна и Его Церковь. Нет двух, трех или многих «Христов». «Ибо един Бог, — говорит апостол Павел в Первом послании к Тимофею — единственный и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим 2:5). Церковь есть тело Христово, в котором Спаситель — единственный и вечный Глава. «Как тело одно, но имеет многие члены, все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы или свободные, и все единым Духом напоены» (1 Кор 12:12-13) — написано тем же апостолом в Первом послании к Коринфянам.
В то же время, подчеркивая принципиальное, сущностное единство Церкви, происходящее от ее природы, как тела Христова, Откровение дает нам понимание ее именно как сообщества, собрания, а не унифицированной, обезличенной массы. Для вхождения в Церковь, для жизни в ней действительно не имеет значения, из какого народа ты происходишь, женщина ты или мужчина, богатый или бедный, каково твое состояние в обществе и другие признаки. Однако единство Церкви не исключает, не уничтожает, и не обесценивает личность. Каждый член Церкви имеет свое призвание именно как уникальная личность. Однако, как в теле клетки не существуют отдельно друг от друга, но в целости всего организма, так и члены Церкви не могут существовать друг без друга, но каждый имеет свою жизнь как член собрания, в той соборности, которая преодолевает ограничения и пространства, и времени, и самой природы, соединяя нас через Христа и во Христе, соединяя через истину и благодаря истине.
Видимым выражением и утверждением именно такого единства, не уклоняющегося ни в тотальную унификацию, что стирает значение лица, ни в крайний, эгоистический индивидуализм, разрушающий единство и отдаляющий от Бога — являются Вселенские соборы. Первый Вселенский собор, память отцов которого мы сейчас отмечаем, стал живой иконой, образом воплощения единства, собранного из личностей. Собор не был парламентом, который математическим большинством голосов устанавливал правила и учения, но способом выявления и удостоверения истины, полученной Церковью от Отца через откровение Сына истины, явленной Духом Святым. Не какой-то новой, придуманной людьми «истины», но той самой истины, которую Христос открыл апостолам, которую Дух Святой в день Пятидесятницы явил и утвердил для полноты Церкви.
Поэтому дорогие братья и сестры, находясь во времени между двумя праздниками, Вознесения и Сошествия Святого Духа, этими соображениями о природе Церкви и о нашем месте в ней и наших обязанностях, мы должны утвердить себя в истине. Чтобы когда и приходят какие-то лжеучения или из внешнего мира, или, как предсказал апостол Павел в словах к ефесским пресвитерам, даже из самой среды Церкви — эти лжеучения не могли захватить нас. Ибо соборным свидетельством отцы в Никее отвергли лжеучение Ария, который сам был пресвитером в Александрии, хотя имело оно и многих последователей, в том числе и среди сильных мира сего и среди иерархов. Так же и мы должны следовать за Христом и явленной Им истиной, сохраняя единство как собрание верующих, как одно тело. Отвергая лжеучения и бесполезные мудрствования и идя дорогой правды. Не уклоняясь ни вправо, ни влево, но неизменно следуя за Христом, как овцы следуют за своим пастырем, к спасению и вечной блаженной жизни.
Аминь.
Перевод с украинского. Оригинал: Істина існує об’єктивно, незалежно від того, як багато людей пізнало її та слідує за нею, адже джерелом істини є Бог, – Митрополит Епіфаній