В 2002 году у ряда одесских христиан возникла идея провести семинар о принципах практического следования Иисусу Христу какими их представляет Библия. Задача, которую ставили перед собой организаторы, состояла в том, чтобы попытаться абстрагироваться от исторического контекста и дальнейшей традиции христианского толкования Писания, а воспринять текст, оставленный Христом и апостолами, как первоисточник. Публикуем первый доклад, прочитанный на семинаре «Практика Христианства. Век XXI.»
Предисловие
Наше время характеризуется существованием множества религиозных групп, называющих себя христианами и претендующих на полноту и эксклюзивность собственных пониманий Бога и пути следования Ему. В этом докладе мы попытаемся определить, каким видел Сам основатель Христианства практику Своих последователей, чего Он от таковых ожидал и чему учил во время Своего пребывания на Земле.
Тема 1. Отношение к миру
Прежде чем приступать к рассмотрению собственно практики, необходимо уточнить ее подоснову — те мировоззренческие и идейные принципы, на которых зиждется учение Христа. Не поняв Его взглядов, мы не сможем адекватно оценить и Его практические наставления, а тем более в должной мере их реализовать.
Итак, что говорит Иисус о наших взаимоотношениях с окружающим миром? Враждебен ли он духу следования Богу, или напротив — благотворен?
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.»[1] Иисус говорит о том, что мир не признает правды, потому что мир в большинстве своем зол; даже порядочным людям, коих меньшинство, не нравятся призывы слишком рьяно следовать Богу, поэтому ученики Иисуса Христа вряд ли могут найти опору в окружающем их мире.
Кроме того, окружающее полно соблазнов, вкусы неправедного большинства навязываются достаточно агрессивно. И, как говорит Христос, «если правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну»[2]. Именно поэтому, некоторые христиане уходили из мира вовсе и вели затворнический образ жизни. Но это только одна сторона медали: в миру живут люди, а Христос велел нам людям служить: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.»[3]
Тяга к грехам продиктована стремлением человека наслаждаться, искать удовлетворения своих чувств. Но практика показывает, что жажду материальных наслаждений погасить невозможно, человек в этом плане ненасытен. Поэтому чисто силовыми методами, то есть основываясь лишь на чувстве долга или боязни перед адом, от греха избавиться практически невозможно — неутоленная жажда покоя не даст. Победить смертоносный грех человек может лишь впустив в сердце живого Иисуса Христа:
«А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек.»[4]
«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».[5]
А что насчет нашей устроенности в этом мире? Мы же люди, мы хотим не только духовного, но и материального. Ветхий Завет поощряет труды праведников, желающих достичь в этом мире награды, но что говорит Иисус?
«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»[6]
Думаю, что для многих христиан, возможно даже давно и сознательно следующих Богу, такие слова Христа звучат шокирующе. Немногие захотят применить сказанное Богом в своей жизни в полной мере; куда уж проще просто соблюдать заповеди морали и чистоты.
Возможно мы не можем или не готовы следовать Христу столь радикально, но нельзя замалчивать те слова Господа, которые нам не нравятся и заучивать только те, что нравятся нам.
У человека может резонно возникнуть вопрос: если я посвящу свою жизнь Богу, что же будет с материальной стороной моей жизни?
Посмотрим, что говорил об этом Иисус:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.»[7]
Так что христианину остается только выбрать, с кем ему быть.
«Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.»[8]
Вместо временных наслаждений в этом мире Господь обещает благословить нас удовольствием вечным.
Тема 2. Посвящение себя Царству Бога
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.»[9]
Если маленькому ребенку взрослый подарит пластиковую карточку с большой суммой денег на счету, ребенок не оценит подарка. Для него гораздо большую радость принесет подаренная игрушка за пару гривен — плюшевый Мишка или розовый мяч. Но когда ребенок вырастет, он сможет по достоинству оценить карточку, подаренную дядей в детстве.
Так и Господь — в благодарность нашей любви к Нему дарит то, что ценно для Него Самого — вечную жизнь в Его Царстве. Когда мы духовно вырастем, мы поймем, что ничего дороже быть не может.
Сам Христос, находясь на Земле, подверженный всем слабостям и соблазнам человеческим, жил только служением Отцу, Господу Богу и в этом видел Свое богатство:
«Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.»[10]
Тема 3. Путь к Богу — Иисус Христос
А с чего служение Богу начинается? Ведь мы не просыпаемся совершенными на следующее утро после крещения?
Первый шаг в Христианстве — не грешить, познав о спасении от Христа: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Без Христа человеку не разрешить узел привязанности к миру, не избавиться от греха: «Поэтому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших».[11]
На самом деле, практика христианства начинается с принятия Христа своим Господом. Поверив в Него по-настоящему, мы будем чутки к Его руководству, внимательны к Его словам и наставлениям. Признание Христа Сыном Бога является залогом того, что мы станем следовать Ему. Не предавшись Христу безраздельно, мы попросту не пройдем путь до конца, и тогда все практические советы и рекомендации погибнут втуне.
«Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
Иисус сказал им в ответ: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.»[12]
Вера есть. Что дальше?
«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.»[13]
Тема 4. Взгляд Христа на практическое следование Ему
Мы подошли к развязке. Сейчас мы узнаем, каким видит Иисус Христос практическое следование Ему, верность Новому Завету.
Многие заповеди, которым следуют христиане, имеют свои корни еще в Ветхом Завете. Однако просто следовать заповеди как правилу недостаточно. Христос учит тому, чтобы люди понимали смысл Богом данных правил, видели их суть и были верны ей.
«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;
Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.»[14]
Эти слова Христа революционны. Отныне освящается не земля, не храм, но верующий! Местом, где человек встречается с Богом, молится и служит Ему становится человеческое сердце.
«В духе и истине...» Истина — Сам Христос:
«Я есмь Путь, Истина и Жизнь».[15]
Следовательно, поклоняющиеся Богу должны пребывать в Христе, быть крещены Святым Духом и верить в то, что именно Христос является Сыном Бога:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.»[16]
Даровав Святого Духа, Христос сделал Храмом Божиим само сердце человеческое; отныне человек может в любом месте и в любое время общаться с Господом и служить Ему.
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.»[17]
Вот он, ключевой момент!
История иногда складывается таким образом, что истинное следование Господу искажают человеческие толкования и отклонения от пути правды. И может даже статься, что никто рядом с нами не будет исповедовать Христа своим Господом и следовать Ему, но даже в этом случает Христианство не умрет: истинная вера в Иисуса свяжет нас с Ним и мы получим от Него всю полноту наставлений:
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.»[18]
И еще, ученикам:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.»[19]
Любовь — главное качество. Именно она является истинным свидетельством присутствия Бога в сердце. И настоящая любовь проявляется в поступках:
«Что вы сделаете братьям сим меньшим, то вы сделали Мне».
Иисус Христос, вообще, выделяет Своих учеников от общей массы: «Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне... и о верующих в Меня по слову их». Вера в Слово делает человека не только бессмертным, но и возлюбленным сыном Господа, членом Его семьи. Поэтому вполне естесственно звучит и следующая мысль Иисуса:
«Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.»[20]
Христос ожидает от Своих последователей исполнения миссии, сходной с Его собственной — расширения семьи Бога на этой Земле.
Именно в поведении и характере Иисуса Христа можем мы найти руководство к практике. А что было главным делом Иисуса Христа? Проповедь приблизившегося Царства Божия. Молитвы, посты, исцеления и все остальное служило подспорьем главному — распространению Благой Вести по любви. Когда у нас есть цель — все остальные действия также обретают смысл. Отсюда следует и обратное — без посвящения себя делу проповеди вся остальная христианская практика бесцельна, поскольку она не имеет ценности отдельно от миссии Христа.
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел.»[21]
Именно так мы и найдем живого Иисуса в нашей жизни. И, однажды обретя, уже не потеряем никогда.
«Се, Я с вами во все дни до скончания века.»[22]
Резюме
Итак, на основе прочитанного мы поняли, что:
Быть христианином, значит полно реализовать в себе природу Христа: смотреть на мир глазами Иисуса; иметь идеалы, сходные с идеалами Иисуса; следовать Путем Иисуса и исполнять Его миссию.
«Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.»[23]
Ссылки
[1] Мат. 5:10-12
[2] Мат. 5:29
[3] Мат. 5:15-16
[4] Иоан. 4:14
[5] Иоан. 6:35
[6] Мат. 6:25-26
[7] Мат. 6:24
[8] Мат. 19:29
[9] Мат. 6:19-21
[10] Иоан. 4:34.
[11] Иоан. 8:24
[12] Иоан. 6:28-29
[13] Иоан. 8:31-32
[14] Иоан. 4:21,23
[15] Иоан. 14:6
[16] Иоан. 3:16
[17] Иоан. 14:21
[18] Иоан. 14:26
[19] Иоан. 13:34-35
[20] Иоан. 17:18
[21] Мат. 28:19-20
[22] Мат. 28:19-20
[23] Иоан. 8:51