Доклад Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и всея Украины Епифания на Архиерейском Соборе ПЦУ 15 декабря 2020 года.
Дорогие владыки, любимые во Христе собратья и сослужители!
Поздравляю всех вас с началом работы очередного Архиерейского Собора нашей Поместной Украинской Православной Церкви! Ее Уставом определено, что Архиерейский Собор проходит ежегодно, и хотя в этом году все мы находимся в особых условиях, связанных с пандемией коронавирусной болезни, личное общение, совместная молитва и труд для нас, как епископата, бесспорно остаются актуальными.
Согласно принятой повестки дня сегодня нам предстоит заслушать и обсудить итоги совместной работы в течение уходящего года, в частности работы Предстоятеля Поместной Церкви и ее Священного Синода, и вынести соответствующие решения. Но перед этим у нас есть возможность увидеть и услышать поздравления, поступившие нам по случаю Архиерейского Собора от предстоятелей Поместных Православных Церквей. (Объявление приветствий).
Предлагаю от имени Архиерейского Собора направить предстоятелям благодарность за присланные поздравления и за поддержку, которую они оказывают становлению и признанию Поместной Православной Церкви Украины.
Поэтому перейдем к первому пункту повестки дня.
Церковь
На сегодня Поместная Украинская Православная Церковь состоит из 44 епархий, которые объединяют в Украине более 7000 приходов, около 80 мужских и женских монастырей. Мы располагаем 9 высшими духовными учебными заведениями, в которых обучается 1050 студентов, а также сотрудничаем с кафедрой культурологии, религиоведения и теологии Черновицкого национального университета им. Федьковича. Служение в нашей Церкви осуществляют более 4,5 тысячи клириков, в том числе 60 архиереев, из них 47 — епархиальных.
За прошлый год один архиерей, епископ Филарет (Панку), бывший Белгород-Днестровский, за активное участие в действиях, направленных на возмущения противостояния в церковной среде, сознательное противление соборным решениям, нарушение 34 Апостольского правила, принятие и применение не установленного и не принадлежащего ему титула с 9 июля 2020 года был исключен из состава епископата Православной Церкви Украины, а вопрос его дальнейшего положения был передан на рассмотрение Румынского Патриархата, на канонической территории которого находится он и возглавляемые им религиозные структуры (Журнал №15 заседания Священного Синода от 9 июля 2020 г.). Апелляция на это решение в установленный срок не подавалась.
2 ноября 2020-го, на 64-м году жизни, после продолжительной и тяжелой болезни отошел ко Господу епископ на покое Иоанн (Бойчук), бывший Коломыйский и Косовский. Пусть Господь примет его душу в селениях праведных! Вечная ему память!
Социологические исследования показывают, что к православному вероисповеданию в Украине принадлежат по разным оценкам от 65 до более чем 75% опрошенных. Большинство из тех, кто определился со своей конфессиональной и юрисдикционной принадлежностью, декларируют свою связь с Православной Церковью Украины. Во всех регионах, кроме Востока, число сторонников Православной Церкви Украины существенно преобладает над числом сторонников Московского Патриархата — даже там, где действующие приходы ПЦУ находятся в меньшинстве. Среди опрошенных православных идентификация себя именно с Православной Церковью Украины по сравнению с прошлым годом выросла на треть.
Однако следует отметить, что стабильно велико число тех, кто декларирует себя «просто православными», особенно много таких на Востоке и Юге Украины — более половины от всех православных.
Также следует отметить, что когда во всех возрастных категориях опрошенных число верующих остается примерно одинаковым на протяжении последних десяти лет, изменяясь в пределах статистической погрешности, то в возрастной категории молодежи до 24 лет число верующих уменьшилось почти на 15% и составляет чуть больше половины от всех опрошенных. Такую тенденцию можно объяснить объективными процессами распространения секуляризации во всех европейских странах, однако наша задача — находить такие формы миссии и общения, которые будут помогать молодежи делать правильный духовный выбор.
В целом же можно констатировать, что Православная Церковь Украины по всем показателям как и прежде принадлежит к числу крупнейших Поместных Православных Церквей, а также остается самой большой по численности и поддержки религиозной организацией в Украине. Такое положение накладывает на нее и на всех нас особую ответственность в отношении общества и украинского государства. Вместе с тем мы должны видеть большое поле для того, что называют внутренней миссией, то есть для преобразования номинальных верующих — в сознательных, формальных и непрактикующих — в деятельных членов приходов. Чтобы больше крещенных в Православной Церкви людей, чем это есть сейчас, не просто подтверждали свою веру в Бога во время опросов, но имели живую связь с церковной жизнью своей местной общины.
Как было отмечено в докладе на Архиерейском Соборе прошлого года, следует ясно осознавать, что период массового обращения к вере после годов государственного советского атеизма и принудительного ограничения деятельности Церкви — завершился, и следует прикладывать усилия для того, чтобы обращенные сохранили эту веру, поступали по ее установкам, но не отпадали от нее.
Развитие церковной структуры
В соответствии с Уставом ПЦУ и соборным решениям в течение прошлого года проходила работа Киевской Митрополии во главе с Предстоятелем, как центрального руководящего органа Православной Церкви Украины, проводил заседания Священный Синод, работали Синодальные управления и Синодальные комиссии. Дважды за отчетный период произошла предусмотренная Уставом ротация членов Синода.
Всего за прошлый год Священный Синод провёл семь заседаний, из них три — в формате дистанционного общения, что было обусловлено пандемией коронавирусной болезни. Постановления Синода оформлены в 34 Журналах и двух решениях, они были обнародованы в соответствующем разделе официального сайта нашей Церкви. По итогам работы нашего Собора я предлагаю утвердить все принятые Священным Синодом решения.
Следует отметить, что ряд объективных причин временно встали на пути дальнейшего юридического оформления как центральных, так и местных церковных структур.
В частности, произошла смена центрального государственного органа, осуществляющего регистрацию епархиальных управлений, синодальных структур, монастырей, братств и миссий. Вместо Государственного департамента по делам национальностей и религий Министерства культуры и информационной политики была образована Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести. Этот орган изменил свой юридический адрес, сменилось руководство и работники, вследствие чего на время по объективным причинам регистрация уставов новых религиозных организаций и перерегистрация существующих замедлились. Но в последние месяцы ситуация улучшается, Предстоятель и Киевская Митрополия находятся в рабочем контакте с Государственной службой, поэтому все вопросы, которые возникают в этой сфере, должны решаться более оперативно.
На местном же уровне вопросы регистрации и перерегистрации, особенно когда речь идет о смене юрисдикции религиозной общиной, за последний год усложнились, особенно в отдельных областях Украины. Этому есть как объективные, так и субъективные причины.
В соответствии с законодательством уставные вопросы религиозные общины решают на своих общих собраниях. Однако вследствие ограничений, установленных правительством Украины из-за пандемии коронавирусной болезни, созывы таких собраний затруднены. Также усложнился порядок действий по предоставлению документов на регистрацию, ведь теперь требуется их нотариальное заверение. Не всегда общины и даже епархиальные управления способны качественно подготовить такие документы, что вызывает необходимость внесения в них уточнений и затягивает процедуру.
Именно поэтому на основании распоряжения Предстоятеля все епархиальные управления получили циркулярное письмо об обязанности иметь штатного юриста или заключить договор на юридическое обслуживание — чтобы подготовка и ведение документации, имеющей юридическое значение, велись на должном уровне. Хочу обратить внимание на это распоряжение и прошу придерживаться его требований, ведь таким образом удается избежать многих проблем и недоразумений, особенно в имущественных и конфликтных вопросах.
Однако к сожалению на местах общинам и епархиальным управлениям приходится сталкиваться и с субъективными препятствиями в регистрационных действиях, особенно когда речь идет о смене юрисдикции. Ряд областных государственных администраций неоправданно затягивают время регистрации, выдвигают необоснованные требования к документам или возвращают их из-за незначительных ошибок, например грамматических. В случае изменения общиной юрисдикции практически всегда она сталкивается с информационным, физическим и юридическим давлением со стороны Московского Патриархата в Украине и союзных ему политических и бизнес-структур, против общин и против регистратора подаются судебные иски, блокируется доступ к имуществу, происходит запугивание и давление на активных прихожан. Если все эти методы давления и шантажа не дают своего результата — на средства доноров в населенном пункте строят для сторонников Московского Патриархата новое помещение, выплачивают денежное содержание и оказывают материальную помощь наиболее активным сторонникам Русской Церкви.
В результате даже те общины, которые подавляющим большинством голосов приняли решение о выходе из юрисдикции Русской Православной Церкви в Украине в течение длительного времени не могут реализовать его.
Препятствует этому процессу и тот факт, что в течение более полутора лет безосновательно блокируется выполнение законодательства Украины в части, которая определяет необходимость изменения названия религиозных организаций с руководящим центром в стране-агрессоре. Блокировка показывает, что государство не способно в полной мере обеспечить соблюдение принятых ею законов, а это побуждает отдельных церковных и политических деятелей употреблять незаконные методы в надежде, что они не будут наказаны.
Если изменение юрисдикции религиозными общинами хотя и затруднено, но все же возможно благодаря определенным законом процедурам, то такое изменение для епархиальных управлений или монастырей в рамках действующего законодательства является практически невозможным из-за ряда юридических препятствий. В этом заключается один из главных ответов на вопрос — почему к ПЦУ за это время не присоединились новые епископы из иерархии Московского Патриархата в Украине. Митрополит Винницкий и Барский Симеон на своем опыте хорошо знает, какой это сложный и тернистый путь, а возглавляемая им епархия до сих пор страдает от особого давления со стороны сторонников Московского Патриархата.
По мере возможностей как в центре, так и на местах Церковь противостоит нарушению прав своих общин и верующих. Указанные выше вопросы мы поднимали и будем в дальнейшем поднимать во время встреч с представителями государства, настаивая на соблюдении требований закона и устранении субъективных факторов из регистрационного процесса.
Вместе с тем хочу напомнить то, о чем было сказано и на прошлом заседании Архиерейского Собора: полное воплощение в жизнь решений Поместных Соборов УПЦ КП и УАПЦ и Объединительного Собора 15 декабря 2018 года, особенно на первичном уровне, путем организации регистрации обновленных уставов приходов ПЦУ — обязанность каждого епархиального архиерея. Поэтому обращаюсь ко всем вам с призывом, с учетом сложившихся обстоятельств, уделять этому делу должное внимание, чтобы мы в целом могли быстрее завершить данные процессы.
Решениями Священного Синода в течение года были обновлены регистрационные документы ряда синодальных управлений, создано одно новое синодальное управление и одна комиссия, доформируется состав нескольких ранее созданных комиссий. Таким образом сейчас мы имеем синодальные управления, которые отвечают за внешние связи, капелланское служение в военных формированиях, в пенитенциарной системе и в медицинских учреждениях, за духовное образование и богословскую науку, за благотворительную и социальную деятельность, за работу с молодежью и за взаимодействие с молодежными и патриотическими общественными объединениями, за воскресные школы и катехизацию, за семейные вопросы, издательско-просветительское управление. Также сформированы синодальные комиссии: по вопросам монастырей и монашества, по канонизации святых, по межхристианским отношениям, уставная, богословско-литургическая и календарная. Кроме этого продолжают свою работу Институт церковной истории и Православная миссия помощи жертвам нарушения прав человека и лицам, лишенным свободы.
Цель и задачи Синодальных комиссий — обобщать опыт и практику в сфере своей ответственности, рассматривать вопросы, которые ставит перед ними Предстоятель, Архиерейский Собор и Священный Синод, через Предстоятеля, как голову Священного Синода, вносить согласно своей компетенции предложения в Синод и проекты решений по ним. Синодальные комиссии формируются решением Священного Синода с учетом представительства от разных епархий. Комиссии могут привлекать к своей работе необходимых консультантов и специалистов. В отличие от Синодальных управлений, комиссии не имеют распорядительных, контрольных или руководящих функций, будучи консультативными и экспертными органами.
Синодальные управления отвечают за конкретные направления общецерковной работы, в пределах компетенции имеют определенные контрольные и распорядительные функции, особенно когда это касается специфических направлений и условий деятельности, как, например, служение военного духовенства или капеланство в пенитенциарных заведениях.
Бесспорно, что работа комиссий и управлений может и должна совершенствоваться, но уже сейчас можно сказать, что основа руководящих и консультативно-совещательных органов Церкви успешно сформирована.
Под руководством Главного секретаря Священного Синода в соответствии с принятым положением осуществляется работа Секретариата Синода.
Пользуясь случаем обращаю ваше внимание на необходимость до 15 января следующего года (и в дальнейшем так же ежегодно) подать в Киевскую Митрополию отчет о деятельности епархий за 2020 год по форме, которая была согласована еще в предыдущем году на встрече секретарей епархиальных управлений и разослана Главным секретарем.
Отдельно хотел бы остановиться на нескольких направлениях, которые в нынешних условиях имеют важное значение для украинского общества и Церкви.
Прежде всего, речь идет о служении военного духовенства. В общей сложности 132 священника нашей Церкви находятся на штатных должностях в статусе гражданских работников в Вооруженных силах (68), Национальной гвардии (30), Государственной пограничной службе (34), других воинских формированиях, взаимодействуют с добровольческими, волонтерскими и ветеранскими объединениями. Около 300 священников в статусе капелланов резерва на волонтерских началах работают с военнослужащими, добровольцами, ветеранами и их семьями. В условиях необъявленной, но продолжающейся войны Российской Федерации против Украины, труд капелланов является жизненно необходимым и высоко ценится и в армии, и в обществе. В этом году произошло реформирование структуры Синодального управления военного духовенства, к его работе привлечены ряд опытных капелланов. Вместе с тем остро ощущается как нехватка квалифицированных кадров, так и неустроенность по вопросам социальных гарантий и материального обеспечения.
Совместными усилиями заинтересованных сторон, в том числе из других конфессий, прорабатывается проект соответствующего закона. К сожалению несколько законопроектов на эту тему, представленных ранее, имеют серьезные недостатки и не были поддержаны ни среди капелланов, ни Церквами и религиозными организациями. Ведь хотя служение военного духовенства имеет свою специфику — оно все же остается служением духовенства, принадлежащего к целой структуре Поместной Церкви и не может быть выделено из нее, что должно быть учтено и в законе.
Благотворительная и милосердная деятельность — неотъемлемая часть жизни Церкви и должна быть присуща всем христианам. «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36) — завещает нам Господь Иисус Христос. С особой актуальностью эти аксиомы стали ощутимыми во время, когда все украинское общество, и в первую очередь бедные слои населения, столкнулись с кризисом пандемии и ее негативными экономическими последствиями. Поэтому нам следует особенно обращать внимание на то, что общество неизменно ожидает от религиозных организаций именно милосердной и благотворительной работы, высоко ценит ее. Призываю перенимать накопленный соответствующим Синодальным управлением и благотворительной организацией «Элеос-Украина» опыт и распространять его в епархиях.
Еще два участка труда, на которых следует кратко остановиться, хотя они очень важны в деле становления и развития поместной украинской церковной традиции, но нехватка времени не позволяет уделить им больше внимания — это проработка Месяцеслова и издание обновленного Служебника на украинском языке.
Календарная комиссия предложила, а Священный Синод утвердил обновленный Месяцеслов, в котором выделены дни памяти тех святых, которые вели свою жизнь и служение в пределах именно нашей Церкви или традиционно в ней почитаются. Каждая Поместная Церковь имеет среди почитаемых таких святых, которые мало известны в других Поместных Церквах. Поэтому вполне естественно, что поместная традиция, не отвергая всех канонизированных Церквами святых, в официальном Месяцеслове указывает лишь на дни памяти самых известных и почитаемых. С соблюдением этих принципов был составлен и издан официальный Церковный календарь на 2021 год. Все предложения по дальнейшему его совершенствованию прошу предоставлять в Синодальную календарную комиссию для проработки.
Также по итогам работы Синодальной богословско-литургической комиссии Священным Синодом было предоставлено благословение на издание первой части Служебника на украинском языке в редакции 2020 года. О внесенных коррективах и их мотивации можно прочитать в соответствующем синодальном постановлении. Этот Служебник издается с целью как улучшения и обобщения церковной практики, так и для апробации и сбора отзывов и предложений. Поэтому работа над его усовершенствованием будет продолжена, так чтобы к очередному Поместному Собору нашей Церкви можно было предложить для утверждения максимально проработанную и испытанную редакцию, которая будет составлять основу литургической практики нашей Поместной Церкви.
Деятельность Предстоятеля
Согласно канонам и Уставу Церкви, Предстоятель является «первым среди епископов» Поместной Церкви (см. 34 Апостольское правило), избранным пожизненно, который непосредственно возглавляет Киевскую епархию как ее епархиальный архиерей, является председателем Священного Синода, Архиерейского и Поместного Соборов, возглавляет как руководитель Киевскую митрополию — религиозный центр, согласно законодательству юридически представляющий Православную Церковь Украины. Также на основании решения Священного Синода Предстоятель возглавляет Управление внешних церковных связей и Уставную комиссию.
Сейчас временно резиденция Митрополита находится в Выдубицком монастыре, а рабочий кабинет — в кабинете ректора Киевской православной богословской академии. Такая ситуация, очевидно, вынужденная. В течение этого года продолжались и продолжаются интенсивные работы по реконструкции корпуса 6-М Михайловского монастыря. После их завершения, которое ожидается в первом квартале следующего года, в этом доме будет размещена рабочая и жилая резиденция Предстоятеля, будут проводиться заседания Священного Синода и другие официальные мероприятия, а Выдубицкий Михайловский монастырь останется митрополичьей ставропигией. Реконструкция происходит исключительно на благотворительные пожертвования, ни одной гривни церковных средств для этого не привлечено.
Следует также отметить, что хотя в июле 2019-го решением Правительства Украины Киевской Митрополии были переданы аварийные здания по ул. Лютеранской в Киеве, пока практическое их использование по ряду причин остается невозможным. Мы находимся в процессе диалога с властью по решению этого вопроса, возможного нахождения другого помещения, ведь вполне очевидно, что для нормальной работы руководящих органов и синодальных структур требуется значительно больше помещений, чем есть в наличии.
В структуре Киевской Митрополии находится секретариат во главе с архиепископом Вышгородским Агапитом, бухгалтерия и пресс-служба, назначены юридические советники и представители по связям со средствами массовой информации. Практически ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, а также времени пребывания в поездках с визитами, Предстоятель осуществляет личный прием, хотя и с необходимыми карантинными ограничениями.
Регулярные богослужения по случаю воскресений и праздников совершаются Предстоятелем в кафедральном Михайловском Златоверхом соборе. С начала пандемии эти службы транслируются через официальные страницы в социальных сетях Facebook и YouTube, а также Общественным телевидением Украины.
В течение отчетного года архиерейские рукоположения не происходили.
За время, прошедшее с прошлого Архиерейского Собора, по приглашению епархиальных архиереев Предстоятель совершил 10 архипастырских визитов в 9 епархий, а также 19 служений в пределах Киевской епархии. Во время визитов были освящены 8 и заложено 3 храма.
Количество визитов значительно меньше прошлогодних (тогда их было более 70), но причина очевидна — это ограничения, вызванные пандемией и карантином. Также хотя были предварительно ожидаемые, но не смогшие состояться из-за карантина зарубежные визиты Предстоятеля — они перенесены на следующий год. Однако с его благословения ряд официальных зарубежных визитов осуществили делегации Православной Церкви Украины.
Подробно обо всех событиях и встречах сообщалось на нашем официальном сайте и страницах в социальных сетях, а также в печатных изданиях.
Следует отметить, что деятельность Предстоятеля имеет положительную оценку как внутри Церкви, так и в обществе, среди украинских религиозных деятелей он пользуется высоким уровнем доверия (44,3%), которая по сравнению с прошлым годом выросла на 5,6%. Среди верующих ПЦУ Предстоятелю доверяют 83,2%, а не доверяют лишь менее 3%. Среди сторонников УГКЦ ему доверяют более 70% и даже 38% доверяют ему среди сторонников Московского Патриархата в Украине. Такие цифры свидетельствуют, что все попытки внешних или внутренних сил расшатать Православную Церковь Украины, подорвать авторитет ее Предстоятеля — искусственные и безуспешные, не имеют ни реальной базы, ни поддержки.
Всем вам хорошо известно, церковная работа требует финансового обеспечения. За прошедший год ситуация существенно не изменилась — Киевская Митрополия не собирает взносы из епархий на общие церковные нужды, хотя такие отчисления предусмотрены уставом. Мы понимаем, что в период становления Церкви эти средства являются востребованными на местах. Именно поэтому кроме взносов от Михайловского Златоверхого и Михайловского Выдубицкого монастырей, лишь в малой степени покрывающих расходы Митрополии, основу финансирования расходов составляют благотворительные меценатские пожертвования.
К сожалению из-за общего ухудшения экономической ситуации, нарушения многих планов из-за карантина, в этом году было невозможным начать практическую работу Митрополичьего фонда ПЦУ. Его запуск пришлось отложить на более позднее время и сейчас он находится на подготовительной стадии.
Информационная деятельность
Киевская Митрополия и Предстоятель имеют свои официальные веб-страницы и страницы в самых популярных социальных сетях — Фейсбук, Твиттер, Инстаграм, Ютуб. Эти страницы регулярно наполняются информацией, позволяющей доносить позицию Церкви до широкой аудитории.
Кроме этого Митрополия распространяет два официальных печатных издания — газету «Моя Церковь» и журнал «Поместная Церковь». Следует отметить, что несмотря на развитие электронных платформ распространения информации, печатные издания остаются актуальными как для Украины, так и для мира, они имеют свою аудиторию и назначение. Поэтому на епархиальном уровне прошу и впредь уделить должное внимание поддержке и пропаганде распространения церковных изданий.
Ко второй годовщине Объединительного Собора митрополией было издано презентационный фотоальбом. Также на завершающей стадии находится научная публикация документов и воспоминаний, связанных с этим Собором, которая выйдет в следующем году.
К сожалению гораздо больше времени, чем было рассчитано, забрала разработка и отладка приложения «Моя Церковь» для смартфонов на двух ведущих платформах — iOS (для продукции компании "Apple") и Android. Надеюсь, что в ближайшее время эта работа будет завершена и верным станет доступной еще одна цифровая платформа информационного взаимодействия с Церковью.
Пандемия и карантин
Церковь, как и все украинское общество и мир, столкнулись в этом году с чрезвычайным вызовом пандемии новой коронавирусной болезни. Не буду подробно останавливаться на решениях, которые были приняты с самого начала эпидемии и введения в Украине карантина — всем они известны, и соответствующие практические рекомендации можно прочитать на официальном сайте.
Благодаря этим сбалансированным и ответственным решениям нам удалось как избежать массового распространения болезни среди духовенства и верующих, которое произошло в тех религиозных сообществах, кто изначально недооценил степень и серьезность угрозы, так и полной остановки совершения богослужений и закрытия храмов. В диалоге с государством, порой очень непростом, нам удалось найти компромиссные решения, которые обеспечили непрерывность богослужебной деятельности. Также использованием древней традиционной практики представления Святого Причастия, ограничением форм почитания святынь мы смогли в значительной мере снять напряжение вокруг темы распространения инфекции в храмах. Убежден, что в условиях сложившихся, нам, как Церкви, удалось сохранить «золотую середину», продемонстрировать ответственное отношение к вызовам.
Вместе с тем пандемия еще не закончилась, за несколько месяцев прогнозируют новый ее пик, поэтому следует в дальнейшем следить, чтобы введенные Священным Синодом нормы были соблюдены. Прошу никому не пренебрегать угрозами, но и не поддаваться паническим или истерическим настроениям.
Следует быть готовыми и к тому, что с распространением вакцинации произойдет обострение дискуссии по этому профилактическому средству. Ведь известно, что и в обществе, и среди наших верующих, есть противники любой вакцинации. Нам следует терпеливо разъяснять, что вакцинация не имеет религиозной составляющей и не противоречит учению Церкви.
Взаимодействие с другими Поместными Церквами, конфессиями и религиозными организациями
Благодаря Объединительному Собору и Томосу об автокефалии открылись для Поместной Украинской Православной Церкви новые возможности для взаимодействия с братскими Поместными Церквами. Сегодня у нас было очередное практическое свидетельство, когда мы получили от предстоятелей четырех Поместных Церквей приветствия для нашего Собора и для Предстоятеля.
В октябре этого года в число церквей, которые последовали Томосу об автокефалии и установили полное каноническое и евхаристическое общение с нашей Церковью, присоединилась древняя и славная Церковь Кипра. Мы благодарны блаженнейшему архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостому II и возглавляемой им Церкви за проявление братской любви, поддержку и молитвы.
В прошлом году у нас был ряд планов по зарубежной деятельности, но вынужденно ограничили их через карантинные запреты на путешествия. Однако это не означает прекращения работы, и мы видим, что она дает свои добрые плоды. За два года существования ПЦУ получила большее признание среди других Поместных Церквей, чем за предыдущие сто лет борьбы за развитие и утверждение своей автокефалии. Бесспорно, мы не можем недооценивать достижения или забывать о труде и даже мученичестве предыдущих поколений украинского духовенства и верующих — без них мы бы не имели того, что есть сейчас. Но не следует также недооценивать значимость нынешних достижений, особенно учитывая то безумное противодействие, которое систематически и применяя все ресурсы, осуществляют из России.
Очевидно, что кроме положительного опыта сотрудничества, наша Поместная Церковь, к сожалению, и далее сталкивается с негативными проявлениями, в первую очередь — со стороны Русской Православной Церкви и ее представительства в Украине. В чем это проявляется — убежден, что все вы хорошо знаете и чувствуете.
Русская Православная Церковь является одной из Поместных Церквей, и именно как таковую мы воспринимаем ее — нашу Дочь, родившуюся из Днепровской купели через миссионеров, проповедовавших Евангелие, разошедшихся из Киева по всей Руси. Значит так же, как и с другими Поместными Церквами, с этой Церковью мы хотим иметь полноценное общение, как автокефальная Украинская Церковь с автокефальной Русской Церковью.
В этом вопросе всем следует исходить из сложившейся и неизменной новой канонической реальности, которая появилась для Украины и Вселенского Православия благодаря надлежащим решениям Вселенского Патриархата по устранению допущенных несправедливостей, благодаря Объединительному Собору, который сочетал доселе разделенное украинское православие в единую Поместную Церковь, и благодаря Томосу об автокефалии. Эта реальность заключается в том, что как каждая Поместная Церковь имеет исключительную каноническую юрисдикцию на своей территории, так и Православная Церковь Украины единственная имеет каноническую юрисдикцию для православных в нашей стране. Другие юрисдикции, в первую очередь Московский Патриархат, если и находятся здесь, то вопреки канонам и обычному порядку. Поэтому рано или поздно все должны урегулировать свое положение, последовать Томосу и соединиться с Православной Церковью Украины или получить ее согласие на определенную форму своего временного присутствия по икономии.
Московскому Патриархату следует оставить старые напрасные надежды, что с течением времени или с помощью сильных мира сего он сможет снова заполучить церковную власть над Украиной, как это произошло в прошлых веках. Томос об автокефалии навсегда установил, что Православная Церковь Украины является одной из Поместных Церквей в Диптихе Вселенского Православия, с соответствующими обязанностями и правами. Среди этих прав — полноценное участие во всеправославных встречах, совещаниях и собраниях. Следует подчеркнуть, что любые инициативы по обсуждению украинских церковных дел без привлечения Православной Церкви Украины — изначально обречены на неуспех, а надежды что-то решить о нас без нас — бесполезны. Ход и итоги встречи в Аммане в феврале этого года еще раз это подтвердили.
Мы декларируем желание и готовность вести диалог с Поместными Церквами, которые пока не определились относительно признания свершившегося факта автокефалии Украинской Православной Церкви. Цель этого диалога — создание условий для мирного сосуществования всех Поместных Церквей. Сегодня такой диалог может выглядеть не очень реалистичным — но разве более реалистичным выглядело три или пять лет назад то, что мы будем иметь Поместную Церковь?
Поэтому считаю, что со своей стороны мы должны поступать по установке Писания: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17-18, 21). Мы должны делать то, что зависит от нас — а во всем остальном будем полагаться на благую волю и промыслительное действие Божие.
Вместе с тем следует развеять несколько мифов, которые распространяются в средах противников Православной Церкви Украины и свидетельствуют либо об их ангажированности, либо о недостаточной образованности. Этими мифами пытаются доказать, что автокефалия ПЦУ якобы «не настоящая».
Первое — о получении Святого Мира от Вселенского Патриархата — обязанность, записанная в Томосе. На самом деле наличие или отсутствие собственного изготовления и освящения Мира никак не оговаривает состояние наличия или отсутствия автокефалии. Ведь ряд автокефальных Церквей, в том числе древнейших, получают Святое Миро от Вселенского Патриархата, такие как Иерусалимский Патриархат или Церковь Кипра. Этим подчеркивается не зависимость, но единство Церкви Христовой, которая хотя и разделена по условиям мира сего на Поместные части, но остается Единой Церковью, единым мистическим Телом Христовым. В то же время в древней Киевской Митрополии, которая была в составе Вселенского Патриархата, в Киево-Печерской Лавре совершалось варение и благословение Святого Мира — однако это не означало ее автокефалии.
Святое Миро получается Предстоятелем ПЦУ без ограничений или какого-либо возмездия, только по запросу и потребности. Так же и Предстоятель без всякой платы дает это Святое Миро епархиальным архиереям. И как в УПЦ КП в 1998 употреблялось Святое Миро, полученное от РПЦ, а не варилось свое, так и теперь мы можем употреблять ранее освященное в УПЦ КП и УАПЦ миро, где оно есть и пока не закончится, так же, как и принимать Святое Миро, полученное от Вселенского Патриархата. Ставить сейчас требование варить и освящать Миро в Киеве значит сознательно и без всякой практической надобности подрывать Томос об автокефалии, чего и добиваются противники ПЦУ, желая отмены или отзыва. А если бы Вселенский Патриархат сам не выполнил своего обязательства давать Святое Миро — чего мы не можем себе даже представить! — тогда наша Поместная Церковь, как и всякая другая, сможет удовлетворить собственную потребность, никоим образом не нарушая Томоса.
Второй миф заключается в том, что через признание юрисдикции Вселенского Патриархата в диаспоре ПЦУ якобы отказывается от православных украинцев, проживающих за рубежом, и поэтому якобы является «неполноценной автокефалией». На самом деле наша Поместная Церковь вполне может предоставлять духовенство или кандидатов для рукоположения, которые бы в дальнейшем несли свое служение украинской загранице, находясь в юрисдикции местных иерархов Вселенского Патриархата, но сохраняя украинскую церковную традицию и братскую связь с ПЦУ. Большинство общин выбрали именно такой путь и более того — иерархи Вселенского Патриархата обращаются к нашей Церкви с просьбой о предоставлении клириков и ставленников для служения таким общинам. Ряд автокефальных Поместных Церквей, в том числе патриархатов, действуют так же — но никто на этом основании не считает возможным подвергать сомнению их статус автокефалии.
В то же время в отношении тех приходов в диаспоре, которые принадлежали к УПЦ КП и не желают терять единство с ПЦУ, мы с лета 2019 находимся в процессе многостороннего диалога, состоялось несколько встреч на эту тему с участием представителей Викариата в Америке, Вселенского Патриархата и ПЦУ. Совместными усилиями мы ищем такую форму, которая удовлетворит все стороны, и я питаю твердую надежду, что именно через диалог, а не через ультиматумы или демонстративное нарушение условий Томоса, мы сможем найти наилучшие решения. Из-за пандемии и невозможности нормального сообщения с США ряд шагов, которые должны были состояться еще в марте, вынужденно были отложены, но и Вселенский Патриархат и его Американская Архиепископия и Киевская Митрополия, и Викариат в Америке работают в одном направлении и делают практические шаги, приближающие решение вопроса.
Третьим мифом является распространение мнения, что автокефалия ПЦУ является на самом деле якобы только шагом к принятию ею унии с Римом. Да, действительно следует сказать, что с Греко-Католической и Римско-Католической Церковью в Украине у нас сложились хорошие отношения, как и с рядом протестантских конфессий и с епархией Армянской Апостольской Церкви.
Однако мы не раз подчеркивали и снова подтверждаем, что между Православной и Католической Церковью есть догматические различия, которые являются причиной отсутствия евхаристического единения. Мы не хотим ни преувеличивать, ни преуменьшать значения этих различий — лишь констатируем факт их наличия.
Наша Церковь является поместной частью Православной Церкви, в то время как Украинская Греко-Католическая Церковь и Римско-Католическая Церковь в Украине является частью Католической Церкви. То есть если между ПЦУ и другими Поместными Православными Церквами, в частности теми, которые пока не имеют с ней общение, отличие состоит в юрисдикции, но нет различия в вероучении, то между ПЦУ и УГКЦ и РКЦ в Украине отличие и в юрисдикции, и в вероучении. Поэтому вопросы, которые нас различают, выходят за пределы украинского контекста и касаются не только наших отношений. Поэтому дело единения всей Православной и всей Католической Церквей не имеет и не может иметь локального положительного решения.
Так что мы, имея желание и в дальнейшем поддерживать и развивать хорошие отношения с Украинской Греко-Католической Церковью и с Католической Церковью в целом, желая сотрудничать в различных сферах, где это возможно — вопрос всеобщего единения между Православной и Католической Церковью рассматриваем и будем в дальнейшем рассматривать только и исключительно в соответствии с православным вероучением и в согласии с другими Поместными Православными Церквами.
В целом следует подчеркнуть, что сохранение межконфессионального мира в Украине, недопущение разжигания вражды и противостояния на религиозной почве — важная задача для нашей Церкви, которая, являясь крупнейшим религиозным объединением, имеет и соответствующий долг перед обществом. За почти 25 лет мы накопили успешный опыт сотрудничества христиан, мусульман и иудеев Украины в рамках Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. Вместе мы отстаиваем традиционные моральные и духовные ценности, защищаем свободу вероисповедания, как организация украинского гражданского общества заботимся о правильном направлении его развития.
В новых условиях мы успешно продолжаем эту работу, свидетельством чего является плодотворное председательство Предстоятеля ПЦУ в Совете, которое пришлось на второе полугодие этого года и во время которого уже состоялся ряд встреч, в частности с президентом, премьер-министром и председателем Верховной Рады Украины, а также с дипломатами стран «Большой семерки».
Взаимодействие с государством
В течение уходящего года, нам удалось значительно наладить партнерские отношения со всеми ветвями власти, преодолеть определенные стереотипы, которые царили среди части политиков.
Не раз мы подчеркивали ранее и должны сделать это снова: Поместная Украинская Православная Церковь никогда не была, не является и не желает быть «государственной церковью», но мы «государственническая Церковь», то есть как граждане Украины и патриоты отстаиваем свободу, независимость, суверенитет и территориальную целостность нашей страны. Ведь кроме всего прочего, именно благодаря независимости Украины Церковь получила настоящую свободу для своего развития. Поэтому защищая наше государство от агрессии и попытки снова его разрушить и поработить, мы также защищаем и право на свободу совести и религиозной деятельности. Право, которое в стране-агрессоре имеет значительные ограничения со стороны государства, а на оккупированных ею украинских территориях Крыма и Донбасса — и в дальнейшем регулярно, системно и грубо нарушается.
Так что мы поддерживаем закрепленный в законодательстве принцип разделения функций Церкви и государства, равного отношения государства ко всем конфессиям и практику плодотворного сотрудничества, партнерства государства и церкви на благо общества.
Вместе с тем мы призываем государство и в дальнейшем выполнять свой долг — защищать религиозную общину и все общество от враждебного иностранного влияния, от попыток из-за границы под видом религиозной деятельности вмешиваться во внутренние дела Украины, разрушать ее через навязывание неоимперской идеологии.
Поместная Украинская Православная Церковь открыта к сотрудничеству со сторонниками различных политических партий, с теми, кто сейчас в оппозиции и при власти, одобряя и поддерживая инициативы и действия, направленные на укрепление украинской государственности, улучшения общественного благосостояния, одновременно оставляя право на критику противоположных инициатив и дел.
В течение этого года Предстоятель встречался с президентом Украины Владимиром Зеленским, премьер-министром Денисом Шмыгалем, председателем Верховной Рады Украины Дмитрием Разумковым, министрами и председателями областных государственных администраций, с руководителями и представителями различных политических партий, с руководителями органов местной власти и самоуправления.
С нашей стороны мы всегда остаемся открытыми к конструктивному сотрудничеству, одновременно придерживаясь вышеуказанных подходов и принципов.
Исключительного внимания и поддержки со стороны государства в защите прав и в дальнейшем требуют религиозные общины на оккупированных Россией территориях — в Крыму и на Донбассе. Речь идет не только об общинах Православной Церкви Украины, которые испытывают различные притеснения, преследования и откровенные гонения со стороны оккупантов — о чем не раз и Предстоятель, и Священный Синод в течение предыдущего времени делали заявления, поднимая данную тему на встречах как с украинскими, так и с иностранными представителями. Такие притеснения испытывают общины практически всех исповеданий, исключая Московский Патриархат.
Помимо взаимодействия с представителями украинского государства Предстоятель проводил регулярные встречи с иностранными дипломатами, интересующимися развитием ПЦУ, межконфессиональными и государственно-церковными отношениями, позицией Церкви по важным общественным вопросам. Отдельно следует выделить встречу с государственным секретарем США Майклом Помпео во время его визита в Украину 31 января 2020-го, которая состоялась в Михайловском монастыре.
Вопрос поддержки церковного единства
К сожалению в течение уходящего года, нам пришлось снова столкнуться с деятельностью некоторых наших иерархов и клириков, направленной на разрушение единства Православной Церкви Украины. Звучали заявления с безосновательными обвинениями, совершались попытки настроить членов епископата против Предстоятеля, под лозунгами «восстановления Киевского Патриархата» продолжались попытки через судебные иски разрушить юридическую основу существования ПЦУ, захватить имущество Киевской Митрополии, и тому подобное.
Все эти попытки не имеют под собой никакой объективной основы, они вызваны не заботой о благе и о будущем Поместной Церкви, а исключительно эмоциями и недовольными разрушительными амбициями.
Следует подчеркнуть, что с юридической точки зрения все процедуры по выполнению соборных решений закончены, все имущество, которое принадлежало Патриархии УАПЦ и Киевской Патриархии УПЦ КП юридически принадлежит Киевской Митрополии УПЦ (ПЦУ), как единственному универсальному правопреемнику. Поэтому, несмотря на всё, например, Митрополия оплачивает коммунальные услуги и расходы за дом по ул. Пушкинская, 36 в Киеве (резиденция почетного Патриарха Филарета, — прим. переводчика).
Нас не покидает надежда, что с Божьей помощью все, кто отошел или желает отойти от единства с ПЦУ — свернут с пагубного пути самоизоляции и служения интересам противников Поместной Церкви и Украины, прислушаются к соборному призыву о прекращении разрушительной деятельности.
Также следует напомнить, что прошлый Архиерейский Собор внес соответствующие изменения в устав Киевской Митрополии УПЦ (ПЦУ), которые были зарегистрированы, чем было закреплено названия «УАПЦ» и «УПЦ КП», наименование «Киевский Патриархат», как дополнительные исторические названия Православной Церкви Украины.
Мы верим и убеждены, что пройдя путь утверждения единства Православия в Украине и достигнув признания Томоса об автокефалии большинством Православных Церквей, мы будем иметь все основания поднимать перед Вселенским Патриархатом вопрос о предоставлении Православной Церкви Украины почетного достоинства всеправославного провозглашенного Патриархата. Но как не ставят телегу впереди лошади — нельзя, не завершив первоочередных задач, требовать следующего. Поэтому не от громких заявлений и лозунгов, а от кропотливой ежедневной работы всех нас, от сохранения нами единства и мира, зависит приближение времени воплощения в жизнь идеи всеправослано утвержденного Киевского Патриархата.
Предложения
Подытоживая свой доклад, я представляю на рассмотрение Собора следующие предложения, которые должны быть в случае поддержки, зафиксированными в соборных решениях и постановлениях:
- Дать оценку деятельности Киевской Митрополии и Предстоятеля за год, прошедший с предыдущего Собора.
- Утвердить принятые Священным Синодом УПЦ (ПЦУ) в течение 2020 года решения, отраженные в Журналах и решениях его семи заседаний.
- Повторно подтвердить желание и готовность нашей Поместной Церкви начать диалог, целью которого мы видим признание всеми Поместными Церквами свершившегося факта автокефалии Украинской Православной Церкви и создание условий для мирного сосуществования Поместных Церквей.
- Поддержать изложенные в этом докладе оценки и предложения и принять их во внимание в дальнейшей работе по развитию Поместной Церкви.
Спасибо всем вам за внимание!
Пусть Бог благословит нас на плодотворную работу и принятие полезных решений.
Перевод с украинского. Оригинал: Доповідь Предстоятеля на Архієрейському Соборі 15 грудня 2020 року