Митрополит Епифаний

Доклад митрополита Киевского и всея Украины Епифания на расширенном заседании архиерейского собора Украинской Православной Церкви (Православной Церкви Украины) 24 мая 2022 года.

Дорогие владыки, любимые во Христе собратья и сослужители!

Сердечно поздравляю всех вас с началом работы очередного Архиерейского собора нашей поместной Украинской Православной Церкви!

В чрезвычайных обстоятельствах мы собираемся сейчас. Прошлый наш Собор состоялся еще в декабре 2020 года, однако вспышка пандемии побудила Священный синод отсрочить созыв Собора на нынешнюю дату. Когда в феврале принималось это решение, никому из нас не было известно, какие трагические события будет переживать наша Родина, украинский народ и поместная Церковь в связи с открытой и широкомасштабной агрессией России, боевыми действиями на нашей земле, ежедневными ракетными обстрелами и бомбовыми ударами российских войск по украинским мирным городам и селам. Все это и другие трудности военного времени очевидно неблагоприятны для проведения такого большого собрания. Но и уставная обязанность, и настоятельная необходимость в личном общении, обсуждении важных вопросов и принятии соответствующих решений, требуют нашего собрания именно сейчас.

Согласно принятой повестке дня, сегодня нам предстоит заслушать и обсудить итоги совместной работы в течение времени, прошедшего с предыдущего Собора, в частности труда предстоятеля поместной Церкви и ее Священного синода, и вынести соответствующие решения.

Поэтому объявляю наш очередной Архиерейский собор в расширенном составе с участием всего епископата открытым. Потом перейдем к докладу.

Дорогие братья!

Сразу хочу отметить, что в докладе будут охвачены не все аспекты жизни нашей поместной Церкви за предыдущий период. Мотивов для этого два. Первый — это то, что обо всех текущих событиях и решениях информация распространялась регулярно и в полном объеме через официальные публикации. Так что для сохранения времени не буду повторять известные факты. Второй мотив — желание сосредоточиться на ключевых вещах, которые свидетельствуют не только о наших прошлых достижениях, но побуждают и к размышлениям о дальнейших шагах, о принятии соборных решений для будущего Церкви и Украины.

Церковь в фактах

Православная Церковь Украины была и остается самым большим религиозным объединением в нашем государстве, в первую очередь — по уровню самоидентификации с ней наших сограждан и общественного доверия. Учитывая данные разных социологических опросов, мы можем сказать, что примерно 75% жителей Украины определяют себя православными верующими, подавляющее большинство из которых признают свою принадлежность к Православной Церкви Украины. Так было до начала великого росийского вторжения. Трагические события войны оказали существенное влияние на самосознание украинского народа, многим открыли глаза на то, чем на самом деле является идеология «русского мира», которую годами навязывали из России для оправдания агрессивных планов.

К сожалению, у нас пока нет более полной социологической картины, но уже сейчас можно сказать о главной тенденции: за время войны резко изменилась самоидентификация православных в Украине. Если до открытого наступления 38% опрошенных принадлежали к ПЦУ, 15% – к Московскому патриархату в Украине, а 22% называли себя «просто православными» — таких обычно большинство на востоке и юге Украины — то уже в марте принадлежно к ПЦУ определяли себя 52% опрошенных, «просто православных» стало 11%, а последователей Московского патриархата — всего 4%. То есть три четверти тех, кто еще в начале года считал своей Церковью Московский патриархат, уже в марте отбросили ее.

Также социология свидетельствует, что уже в первый месяц после широкого нападения более двух третей опрошенных выступали за полный разрыв церковных связей Украины с Москвой. Есть все основания полагать, что эта тенденция только усилилась в течение последующих месяцев.

Следовательно, если учитывать приведенные факты, то уже сейчас Православная Церковь Украины по уровню поддержки и самоидентификации верующих в 13 раз больше Московского патриархата в нашем государстве. Это, а не мифические «гонения», о которых спикеры МП в Украине говорят много лет, является основной причиной того, что общины оставляют юрисдикцию Московского Патриархата и приобщаются к единой Поместной Церкви.

По состоянию на январь 2022 Православная Церковь Украины состояла из 44 епархий, которые в Украине объединяли почти 7200 общин и около 80 мужских и женских монастырей. У нас есть 9 учреждений высшего духовного образования, в которых учится около 1000 студентов. Это 5 академий (Киевская, Львовская, Волынская, Ужгородская, Ивано-Франковская), 1 институт (Ивано-Франковский), 3 семинарии (Львовская, Ровенская, Днепровская). Кроме того, в Черновицком национальном университете им. Ю. Федьковича, с которым Православная Церковь Украины подписала Меморандум о сотрудничестве через Управление духовного образования и богословской науки, действуют образовательные программы «Богословие» первого (бакалаврского) и второго (магистерского) уровней высшего образования.

Служение в нашей Церкви совершали по состоянию на январь этого года более 4760 клириков. У нас есть 56 епархиальных, викарных и титулярных архиереев, а также 3 архиерея находятся на покое.

По всем этим показателям уже сейчас Православная Церковь Украины является одной из крупнейших Поместных Церквей, а объединительный процесс только усилит ее.

С начала большой агрессии России против Украины к ПЦУ присоединились из юрисдикции Московского патриархата примерно 400 религиозных общин, 120 клириков и 2 монастыря. Почему я говорю «приблизительно»? Готовя этот доклад, мы собирали соответствующие данные в епархиях, но они постоянно меняются: ежедневно сообщается о проведении собрания религиозных общин и об их решении выйти из зависимости от Российской Церкви.

По состоянию на сегодняшний день общая цифра общин ПЦУ составляет примерно 7600, а клириков — примерно 4900.

За предыдущее время один архиерей Адриан (Кулик), бывший титулярный епископ Шепетовский, совершил нарушения, по которым каноническими правилами (27 Апостольское правило, 9 правило Константинопольского Двукратного собора) предусмотрено суровое наказание. В связи с этим Священный синод уволил его на покой с запретом совершать публичные богослужения в течение одного года.

За время предыдущего Собора мы потеряли одного из наших собратьев — 14 апреля 2022 года на 79-м году жизни после продолжительной болезни успокоился митрополит Корсунский Михаил (Лярош). Пусть Господь примет его душу в жилищах праведников! Вечная ему память! Также предлагаю спеть «Вечную память» погибшим священнослужителям, мирным жителям, мужественным украинским воинам, убитым российскими оккупантами!

За время предыдущего Собора состоялась одна архиерейская хиротония — архимандрита Феогноста (Бодоряка) во епископа Богородчанского, викария Ивано-Франковско-Галицкой епархии. Также вчера Священный Синод избрал новым викарием Киевской епархии архимандрита Антония (Фирлея), хиротония которого будет совершена в ближайшее время. Поздравляем наших собратьев: Аксиос!

Объединительный процесс

В той мере, в какой это зависит от нас, мы должны делать все возможное, чтобы объединительный процесс в украинском православии проходил осознанно, в соответствии с законодательством, с предупреждением возможных провокаций. Мы не поддерживаем насилия по поводу клира, верных или имущества общин Московского патриархата только на основании их юрисдикционной принадлежности. В то же время, когда кто-то из сторонников этого религиозного объединения виновен в коллаборационизме с агрессором, в служении интересам врага — таких следует в соответствии с законом привлекать к ответственности за конкретные нарушения.

Здесь считаю необходимым процитировать слова из заявления Священного синода от 16 мая 2022 года: «Учитывая особое значение церковных вопросов для безопасности Украины обращаемся к государственной и местной власти, к гражданскому обществу с призывом содействовать процессу достижения церковного единства среди православных, способствовать более быстрому преодолению влияния. идеологии «русского мира», безотлагательному принятию необходимых решений, которые прекратили бы использование МП в Украине как инструмента гибридной агрессии.

Убеждены, что церковное единство и независимость православных от влияния Москвы — неотъемлемая составляющая достижения Украиной победы в нынешней войне за свою свободу и независимость. Поэтому следует действовать теперь, а не когда-нибудь в будущем, принимать решения, а не предлагать расплывчатые обещания, брать ответственность на себя, а не ждать шагов от кого-то другого».

Противостояние ереси «русского мира»

В этом свете мы поддерживаем инициативы, направленные на устранение прямого влияния России на религиозные объединения в Украине. О чем идет речь? Война России против Украины гибридна, она имеет разные измерения. Украина защищает свою территорию, защищает экономику, энергетику, информационную сферу, политическое пространство. У нас запрещена деятельность пророссийских партий, телеканалов, банков с российским капиталом и т.д. Возникает логичный вопрос: а разве религиозная сфера не является пространством российской гибридной агрессии против Украины? Ответ всем очевиден: не только является таким пространством, но и служит приоритетной мишенью гибридных атак Кремля на протяжении десятилетий.

Нельзя людям запрещать веровать, потому что этим государство нарушило бы основы демократии, к которым относится и свобода вероисповедания. Однако государство может и должно ограничить, по меньшей мере, до времени полной деоккупации территории Украины, возможности влияния Московской патриархии на церковную жизнь в Украине.

Все же свидетели того, как глава РПЦ Кирилл Гундяев обманчиво «благословлял» российское войско на войну против Украины. Нет никаких сомнений в том, что Московская патриархия и ее глава полностью включены в кремлевскую систему власти и пропаганды, являются ее инструментами. Поэтому совершенно правильно было бы со стороны государства оградить наших сограждан, остающихся в юрисдикции Московского патриархата, от использования их Россией как инструмента гибридной агрессии. Буквально вчера вечером обсуждал это с депутатами Верховной Рады, где в конце месяца должны состояться соответствующие слушания. В разговоре подчеркнул, что мы не должны нарушать базовые принципы свободы вероисповедания. Но и не реагировать в условиях войны на вызовы, стоящие в религиозной сфере, ожидать, что все решится как само собой, Украина не должна.

В этой связи я хочу внести на рассмотрение Собора два предложения и прошу вашей поддержки.

Первое. Вы знаете, что по условиям Томоса об автокефалии обязанность предстоятеля — поминать по Диптиху имена других предстоятелей Православных Церквей. Эту обязанность я добросовестно выполнял со времени получения Томоса. Но открытое нападение России, многочисленные жертвы и страдания нашего народа и обманчивое благословение и поддержка, которую кремлевским военным преступлениям оказывал и оказывает глава РПЦ Кирилл Гундяев, сделали поминовение его имени невозможным. Если даже в среде Московского патриархата в Украине определенное число архиереев и сотни священников отказались от этого, то тем более не может быть понятно поминовение имени Кирилла предстоятелем ПЦУ. Итак, с первого богослужения после начала открытой российской агрессии я перестал делать это и прошу поддержки Собора в таком моем решении.

Второе предложение. Причина моего упомянутого ранее решения не только моральная, но и богословская. Патриарх Кирилл является одним из создателей идеологии русского мира, ее пропагандистом и популяризатором. Сама эта идеология, по моему убеждению, подпадает под осуждение Константинопольским собором 1872 г. этнофилетизма, как ереси. Соответственно, Кирилл Гундяев, как ее сотворец и пропагандист, должен подлежать осуждению, если не отречется от этой ереси и не выявит плодов покаяния.

Именно поэтому в своих письмах к Предстоятелям Церквей по случаю Пасхи я написал: «Убежден, что не только [русские военные] преступления, но также слова и действия Московского патриарха Кирилла, который с амвона поддержал войну против Украины, в результате чего погибают и те, кто считал его своим пастырем, должны получить осуждение со стороны полноты православия. Нельзя держать Чашу и пастырский жезл руками, на которых кровь».

Поэтому я предлагаю от имени Архиерейского Собора обратиться к Вселенскому Патриарху и Предстоятелям Поместных Церквей по привлечению Кирилла Гундяева к канонической ответственности и лишению его престола, в частности на основании распространения еретического этнофилетического учения о «русском мире», создания епархий РПЦ внутри Александрийского Патриархата).

Состояние Московского патриархата

Сообщается, что в ближайшее время Московский патриархат на Украине планирует провести свое собрание для обсуждения собственного будущего. Это собрание не имеет даже их внутреннего статуса собора, то есть является совещанием. Однако предполагается, что оно может быть объявлено собором и может попытаться внести изменения в статус своего религиозного объединения чтобы дистанцироваться от РПЦ.

Возможно ли это и в какой форме? Не будем гадать и подождем этого собрания и его решения. Большие надежды были на заседание Синода УПЦ, которое две недели назад состоялось в Киеве. Всем известно, что никаких существенных решений, которых ожидали, там не было принято. Поэтому и объявленное собрание по плодам труда может напомнить пословицу: «из большого облака — небольшой дождь».

Символично, что как раз три десятилетия назад проходило собрание иерархов УПЦ в Харькове. Тогда они тоже обещали добиваться «канонической автокефалии». А Москва тогда же обещала "рассмотреть эти просьбы". Все эти обещания так и остались словами, к тому же – пустыми. Поэтому и верующие, и украинское общество ожидают от представителей УПЦ МП не очередных обещаний, ссылок на причудливые планы просить у Москвы автокефалию — уже ее попросили тридцать лет назад, где она? — и не ожиданий «провозглашения автокефалии всеми предстоятелями», потому что реализовать это стремление невозможно.

Православные верующие и общество, как это подтверждается и данными социологических опросов, ожидают от МПвУ реальных шагов к отделению от неканонической власти Московского патриархата и достижению единства с Православной Церковью Украины.

Предлагаю от нашего Собора обратиться к иерархам, духовенству и верным в юрисдикции Московского патриархата, которые соберутся в Киеве, со следующими предложениями:

1. Начать официальный диалог без провозглашения предварительных условий. Во время служения блаженной памяти митрополита Владимира (Сабодана) между УПЦ МП с одной стороны и УАПЦ и УПЦ КП с другой существовал диалог, хотя тогда еще не было томоса и его плодов. Теперь ничто кроме субъективного нежелания со стороны УПЦ МП не может объяснить отсутствие диалога.

2. Призвать УПЦ МП признать решение Вселенского Патриархата от октября 2018 г. по делу апелляций из Украины по неканоническим решениям РПЦ. Этим решением иерархи и духовенство УПЦ КП и УАПЦ признаны в каноническом достоинстве. Подобное решение недавно Вселенский Патриархат вынес по поводу иерархии Охридской архиепископии в Северной Македонии. На основе этого решения через сослужение возобновилось евхаристическое общение Охридской архиепископии и Сербского Патриархата, прерванное 55 лет назад, хотя вопросы юрисдикции остаются предметом диалога.

УПЦ МП должна отозвать решение о разрыве своего общения со Вселенским Патриархатом и рядом Поместных Церквей, а также по примеру своего давнего симпатика, Сербского Патриархата, последовать решению Вселенского Патриархата о признании каноничности иерархии ПЦУ. Уже не раз было подтверждено, что отсутствие в настоящее время между нами согласия по вопросам юрисдикции не должно создавать препятствий для сослужения и единения в Евхаристии.

3. Призвать наших собратьев последовать томосу об автокефалии, где определено, что все епархии, монастыри, приходы и другие православные церковные учреждения должны быть в юрисдикции автокефальной Православной Церкви Украины. Существование юрисдикции Московского патриархата в Украине, как и любой другой способ, предполагающий отдельное от ПЦУ существование православных церковных структур в нашем государстве — каноническая аномалия, нарушение, которое раньше или позже должно быть исправлено.

Все архиереи Московского патриархата в Украине в 2018 г. были приглашены для участия в Объединительном Соборе. К сожалению, призыв Вселенского Патриарха приняли всего два. Однако Собор состоялся, и теперь желающие могут приобщиться к его решениям и воспользоваться его благими плодами. Если до 2018 г. в Украине не было единой и признанной вселенским православием Поместной Церкви, то теперь она есть, ее невозможно создавать заново, а следует исходить из того, что уже навеки запечатлено в истории.

Такую же позицию имеет и Вселенский Патриархат. За это время мы не раз обсуждали данные вопросы, и всегда слышали в ответ: Объединительный собор состоялся, Православная Церковь Украины получила томос об автокефалии, поэтому все желающие соблюдать канонический порядок должны не искать какой-либо альтернативы, но объединиться с ней. Вселенский Патриархат не намерен и не будет создавать на канонической территории ПЦУ какую-либо альтернативную юрисдикцию.

Предлагаю распространить обращение такого содержания от нашего Собора, чтобы иерархи, духовенство и верные УПЦ МП знали нашу позицию.

Внутренние вызовы

Кроме внешних вызовов церковному единству, к сожалению, мы продолжаем наблюдать и внутренние вызовы.

Предыдущий Архиерейский собор в своих постановлениях призвал «епископат, духовенство и верных все возникающие вопросы обсуждать и решать в духе заповеданной Господом нашим Иисусом Христом братской любви, избегая разжигания вражды, противостояний и разделения».

Следует отметить, что сохранение взаимопонимания и единства, особенно среди епископата и духовенства — не просто благое пожелание, но каноническая обязанность. Каждый архиерей перед рукоположением приносит присягу, где обязуется иметь послушание предстоятелю Церкви и собору собратьев архиереев. Так же обязательны к исполнению наши соборные постановления. К сожалению, не все осознают это в надлежащей степени, что наносит вред Церкви как внутренне, из-за разжигания споров, подогрева нездоровых амбиций и т.п., так и внешне перед обществом и государством.

Судебные деяния Синода

Примером этого служат наши бывшие собратья. Вчера Синод провел судебное разбирательство по делу тех, кто были архиереями Православной Церкви Украины, но затем уклонились от единства с нами, стали активно вредить Православной Церкви Украины, участвовать в ложных «рукоположениях» в г. Киеве лиц, которых не избирал Священный синод и не благословлял предстоятель. Мы долгое время проявляли терпение, действовали по икономии, надеясь на исправление виновных. Однако они воспринимали такое отношение как поощрение к углублению беззакония. С немногочисленной группой поклонников они стали собирать по всему миру сомнительных лиц и придавать им обманчивые церковные звания и титулы. Это побудило Поместные Церкви потребовать разъяснения позиции ПЦУ по поводу деятельности этой группы. Синод дал такое разъяснение, а виновных бывших наших собратьев запретил в священнослужении и вызвал на суд.

Этот публичный вызов был ими игнорирован, так что Синод на основании изученных доказательств приговорил бывшего митрополита Иоасафа (Шибаева), бывшего епископа Петра (Москалева) и бывшего епископа Филарета (Панка) к лишению сана. Это — суровое наказание, но сознательный и систематический вред, который наносили и намеревались наносить Православной Церкви Украины, ее единства эти лица, требовали надлежащей реакции. Предлагаю Собору утвердить эти синодальные приговоры.

Но кроме печальных событий мы должны сказать и о добрых. Клирик Хмельницкой епархии ПЦУ архимандрит Варсонофий (Кочан), который в декабре 2019 года уклонился от церковного единства, на днях обратился с покаянным письмом на имя Предстоятеля с просьбой восстановить его в клире Хмельницкой епархии ПЦУ и благословить продолжение служения священника. Пусть этот пример послужит установкой для других подобных многочисленных клириков нашей Церкви, которые уклонились от единства — они могут продолжить священническое служение в Поместной Церкви или получат осуждение, как ее противники. В частности, синодальный церковный суд ожидает запрещенных в служении архимандрита Андрея (Маруцака) и протоиерея Богдана Згобу.

Вызовы военного времени

Возвращаясь к отклику Церкви на последствия войны, следует подчеркнуть две важные задачи. Первое — продолжить поддерживать украинский народ в борьбе с российской агрессией, помогать ее жертвам. Пусть Господь воздаст всем благотворителям и жертвователям за милосердие, проявленное к нуждающимся.

Несмотря на объективные трудности, которые мы и сами хорошо чувствуем, митрополичий фонд ПЦУ положил начало программе помощи в восстановлении и воссоздании разрушенного жилья. Уже на днях будет предоставлена ​​помощь в виде строительных материалов на значительную сумму для пострадавших жителей Чернигова. Понятно, что это немного по сравнению с масштабами разрушений, но наша обязанность — делать то, что можем хорошего в тех обстоятельствах, в которых мы пребываем.

Вторая задача — позаботиться о духовной опеке беженцев, особенно тех, кто оказался за границей. В сотрудничестве с иерархами Вселенского Патриархата и Церкви Греции мы сделали определенные шаги, но есть много трудностей. Там, где местная компетентная православная церковная иерархия откликается на нужды православных украинцев — мы решаем проблемы вместе. Но есть досадные примеры того, что наших священников и верующих, оказавшихся в изгнании, местные представители Православной Церкви презирают, относятся к ним по московским лекалам. Мы не намерены вмешиваться в их каноническую компетенцию, но и оставить нашу паству без попечения считаем неправильным, поэтому будем искать пути решения этой проблемы.

Патриарший визит

Сейчас для всех нас по объективным причинам война за свободу и связанные с ней события, заботы и труды стоят на первом месте. Но следует отметить, что за период после Собора произошло историческое событие исключительной важности, которое обязательно следует упомянуть — визит Вселенского Патриарха Варфоломея в Украину в августе 2021 года, которому предшествовал визит предстоятеля ПЦУ на малую родину Патриарха, остров Имврос, где состоялось литургическое сослужение Вселенского Патриарха, Александрийского Патриарха и Митрополита всея Украины, а также представителей Архиепископов Кипрского и Афинского. Эти визиты, особенно первое посещение Вселенским Патриархом Украины после предоставления Томоса об автокефалии, успех всех запланированных мероприятий, многолюдная Божественная Литургия в Святой Софии Киевской показали зрелость нашей Поместной Церкви. Еще раз хочу поблагодарить всех вас за помощь и сотрудничество в надлежащей организации такого исторического события.

К сожалению из-за пандемии и российской агрессии значительно усложнились возможности для межцерковных контактов. Однако работа в этом направлении продолжается. Следует подчеркнуть, что ни одна из Поместных Церквей, кроме Русской, не разорвала евхаристическое единство со Вселенским Патриархатом. Поэтому фактически нас не признает только одна из пятнадцати Поместных Церквей — Московский патриархат, а все остальные имеют с нами либо непосредственное евхаристическое единение, удостоверяемое общими служениями, либо опосредованное через единение со Вселенским Патриархом. Несмотря на попытки Российской Церкви распространить свою раскольническую деятельность на другие Поместные Церкви, это не удалось.

Предложения

Итак, подытоживая свой доклад, я представляю на рассмотрение Собора следующие предложения, которые должны быть, в случае поддержки, зафиксированы в соборных решениях и постановлениях:

  1. Дать оценку деятельности Киевской Митрополии и предстоятеля за время, прошедшее с предыдущего Собора.
  2. Утвердить принятые Священным синодом УПЦ (ПЦУ) от предыдущего Архиерейского Собора решения, отраженные в соответствующих синодальных документах.
  3. Повторно засвидетельствовать желание и готовность нашей Поместной Церкви начать диалог, цель которого — достижение единства украинского православия вокруг Киевского престола на основе томоса об автокефалии.
  4. Поддержать предстоятеля ПЦУ в вопросе прекращения поминовения имени главы Московского патриархата Кирилла Гундяева в Диптихе и привлечения его к канонической ответственности за распространение еретического этнофилетического учения на основе идеологии «русского мира».
  5. Поддержать проект Обращения к иерархам, духовенству и верным в юрисдикции Московского патриархата в Украине в соответствии с изложенными в докладе тезисами.
  6. Поддержать изложенные в этом докладе оценки и предложения и учесть их в дальнейшей работе по развитию Поместной Церкви.

Спасибо всем вам за внимание!

Пусть Бог благословит нас на плодотворный труд и принятие полезных решений, а Украине да дает победу над агрессором и справедливый мир.