Обращение Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства Украинской Греко-Католической Церкви к духовенству и верующим УГКЦ и всем людям доброй воли относительно событий во Львове 9 мая 2011 года.
О сохранении общественного мира
ибо они сынами Божиими нарекутся»(Мф. 5, 9).
Дорогие во Христе!
В это пасхальное время, когда воскресший Христос приходит к своим ученикам перед своим Вознесением, мы особенным образом переживаем истину нашей веры, состоящую в том, что день святой Пасхи является для нас самым великим и важным Днем победы. Именно в этот день Иисус Христос Своею смертью победил нашу смерть, а Своим славным Воскресением даровал нам вечную жизнь. В день Пасхи потерпел поражение враг человеческого рода — дьявол, а во Христе победили мы все. Иисус Христос приходит к апостолам через запертую дверь, чтобы передать им радость победы. Первые слова воскресшего Спасителя апостолам «Мир вам!» наиболее полно передают эту всепобеждающую радость, удостоверенную апостолом Иоанном: «И возрадовались ученики, увидев Господа» (Ин 20:20).
Святой апостол Павел учит, что Сам Христос является нашим миром, Он, «соделавший из обоих одно и разрушивший… преграду, упразднив вражду Плотию Своею… устрояя мир… посредством креста, убив вражду на нем» (Еф 2:14-16). Спаситель Своею крестною смертью и своим воскресением из мертвых примирил человечество с Богом и установил мир между людьми, помогая им преодолевать разделения, противостояния, напряжение и вражду. Отныне каждый, кто верует во Христа и имеет в себе Его Святого Духа, радуется небесным миром и сам становится носителем мира для своего окружения, согласно словам апостола народов: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23). Отныне везде там, где человек дает место Богу любви и мира, Господь устанавливает между людьми единомыслие и мир (ср. 2 Кор 11:13).
Божий мир с особой силой проявляется в молитвенном собрании Христовых учеников. «В мире» христианская община возносит свою молитву Господу, «в мире» приносит Богу свое «священное приношение», вечно принимая дар мира, который Господь уделяет ей устами своих служителей: «Мир всем!» Примиренная в воскресшем Христе литургическая община проповедует всей твари Евангелие мира (ср. Еф 6:15) и своим существованием вносит этот Божий мир в общество, ведь Христовы ученики призваны быть «евангелистами мира и добра» на Земле (ср. Рим 10:15).
Этот мир Христов является одной из фундаментальных ценностей и нашего украинского общества, и за него мы во всякий час должны благодарить Господа, от которого происходят «всякое доброе давание и всяк дар совершен» (Литургия Иоанна Златоуста). И хотя в новейшей истории украинского народа не раз были попытки нарушить общественный мир, разжечь конфликты между различными конфессиональными, этническими и региональными сообществами — к счастью для нас, за годы нашей независимости мир Божий между нами всегда побеждал людскую злобу и ненависть.
Однако, к большому сожалению, недавно мы стали свидетелями того, как некоторые силы пытались внести в наше общество противостояние и спровоцировать конфликт, угрожая таким образом общественному миру и согласию. Особенно обидно, что режиссеры этого действа выбрали для своей провокации дни, когда вся Европа отмечает День памяти и День примирения, вспоминая победу над гитлеровским режимом. Именно в эти дни, когда мы должны были бы объединиться в молитве за миллионы жертв Второй мировой войны и в благодарной памяти о всех тех, кто боролся за свободу и независимость нашей родины, была совершена попытка вбросить напряжение и противостояние, которые представляют реальную угрозу миру и единству народа и государства. На фоне этих событий мы вновь увидели, насколько хрупким является наш общественный мир, и сколь опасной по своим последствиям может быть безответственность власть предержащих, умноженная на агрессивность и нетерпимость некоторых политических группировок. Мы почувствовали опасность возвращения призраков и демонов прошлого — культа грубой силы, нетерпимости, презрения к миротворчеству, поиска врага и культивирования ненависти к нему.
В этой ситуации Святая Церковь стремится возвысить свой голос предостережения и призвать всех к сохранению и утверждению в обществе мира как залога единства государства и процветания украинского народа. Из глубин десятилетий доносится до нас голос пастыря Вселенской Церкви, указывающий на прочный фундамент подлинного мира между людьми: «Мир на земле — самое глубокое стремление людей всех времен — может быть установлен и утвержден лишь при условии уважения к порядку, установленного Богом» (Иоанн XXIII, «Мир на земле»). А этот Богом установленный порядок опирается, прежде всего, на правду, справедливость, свободу и любовь. На правду, которую следует уважать и искать с чистым сердцем, даже когда она оказывается неприятной и болезненной; на справедливость, которая не состоит в желании мести или в попытке отплатить «оком за око и зубом за зуб», но открыта для прощения, ибо как невозможен мир без справедливости, так невозможна и справедливость без примирения и прощения; на свободу, которая является не произволом или вседозволенностью, но ответственностью и готовностью к самопожертвованию во имя общего блага; наконец — любовь, которая не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не радуется, когда кто-то вершит зло, но радуется правде (ср. 1 Кор 13, 4-6). Чтобы мы могли наслаждаться настоящим и длительным миром, нам следует идти к правде, в частности исторической, потому что везде там, где распространяется ложь и фальшь — неизбежно появляется угроза разделения и конфликтов. Нам нужно бороться за справедливость, отдавая дань каждому человеку, который своей жертвой строил нашу независимость, и в то же время нам следует стать на путь общественного примирения и объединения, испрашивая у Господа исцеления многочисленных ран прошлого. Мы должны защищать право народа на свободу, ибо свобода — это едва ли не самый ценный дар, данный самим Творцом человеку и народам. Наконец, во всем следует отдавать предпочтение любви, согласно словам апостола народов: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Эф 4, 1-3).
Те политические силы, которые соблазняют общество пьянящим обещанием немедленного и легкого разрешения наболевших проблем, оказывают народу медвежью услугу. Нет сомнения, что надо разбудить «полусонный народ», разуверившееся, а потому пассивное общество. Однако для достижения этой цели следует поступать благоразумно и осторожно. Нельзя провоцировать людей, особенно неопытную молодежь, на схватку, особенно насильственную, с действительными или мнимыми виновниками кризиса. Единственный правильный путь — всем возрастать в свободе и ответственности: властям учиться быть слугами народа, а людям становиться сознательными и ответственными гражданами, опираясь в своих действиях на Божий Закон — в частности, во время выборов всех ветвей власти.
Ответственность со стороны властей за общественное напряжение и противостояние чрезвычайно велика. Обманывают самих себя те, кто надеется отвлечь внимание своего народа от сложной экономической ситуации, вытаскивая на свет Божий темы и символы, которые не способствуют консолидации общества, а наоборот — углубляют раскол и противостояние. История недвусмысленно показывает: как коммунистический, так и нацистский режимы с одинаковой ненавистью воевали против всего Божьего в человеке и обществе. Раны прошлого кровоточат в нашем народе до сих пор. Поэтому в подходах к таким болезненным и неоднозначным страницам нашей истории, как период Второй мировой войны, следует руководствоваться особой осторожностью, ответственностью и максимальной объективностью. Всем нам следует стать на путь примирения с нашим прошлым, ибо, только познав всю правду о нем и отдав его в руки Божьего милосердия, мы сможем совместно строить наше будущее. В связи с этим Церковь призывает власть имущих всех уровней избегать всего, что угрожает общественному миру, и напротив — поддерживать и утверждать все, что ведет к консолидации, солидарности и единству народа. Преступление против собственного народа — приобретение политических дивидендов за счет пренебрежения миром, единством и согласием в обществе! Также не следует во имя мнимой защиты определенных общественных или исторических ценностей подыгрывать своей агрессивностью всем тем, кто вносит в наш украинский дом провокации, противостояние и нестроения! Нам следует учиться противопоставлять злу — силу Святого Духа, силу добра, согласно поучению апостола: «Не позволяй злу побеждать тебя, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).
Дорогие во Христе! В это беспокойное время не будем терять бдительности! Мы, чада Церкви, призваны быть миротворцами и возглашать Евангелие мира, прощения и милосердия. Церковь Христова, которая по своей природе является носителем мира воскресшего Христа, никогда не благословит злобу и ненависть, в какие бы патриотические, политические или идеологические одежды они ни рядились.
Призывая своих сыновей и дочерей пребывать и возрастать в мире Христовом, Церковь одновременно призывает своих верных и всех людей доброй воли к общественной и гражданской активности. Украинцы должны поверить в собственные силы и достойными, цивилизованными методами отстаивать свои, Богом данные, права. Этот путь является героическим, потому что нередко требует от смельчаков полного самоотречения и личной жертвы. Помните: настоящая перемена в обществе начинается в сердце каждого из нас, — в сердце, которое искренне пытается жить по Божьему закону, настойчиво избегает зла и творит добро, ищет мира и хранит его (ср. Пс 34:15). Ибо кто не имеет мира Божия в себе, не может передать его другим.
В ходе непростых испытаний ХХ века Митрополит Андрей сформулировал призыв, который звучит для нас как подлинное завещание, которое мы стремимся сегодня повторить: «Помните, что никогда ничего полезного для своего народа вы не постигнете поведением, противным Божьему Закону! Никакие политические, национальные и любые другие аргументы не должны соблазнять нас нарушить закон Божий. Но праведной жизнью и добрыми делами будем утверждать между нами мир, помня, что «плод правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак 3:18).
В этом духе возносим наши мольбы и прошения к всемилостивому Господу и обращаемся ко всем вам словами апостола: «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3:16).
От имени Синода Епископов
Киево-Галицкого Верховного Архиепископства
Украинской Греко-Католической Церкви
† СВЯТОСЛАВ
Перевод с украинского — Александр Шведов.
Оригинал: Про збереження суспільного миру