Выборы в УкраинеВ последний день октября в Украине состоялись местные выборы. Политические силы подводят их итоги, но какие выводы надлежит сделать Церкви, всем христианам, народу Украины? Об этом размышляет Глава УГКЦ Блаженнейший Любомир.

Обращение-призыв Главы Украинской Греко-Католической Церкви Блаженнейшего Любомира по случаю завершения местных выборов 2010 года

«Помните, что никогда полезного для своего народа
не достигнете поведением, противным Божьему Закону!»
Митрополит Андрей Шептицкий,
Пастырское послание к духовенству и верующим,
14 августа 1943 года


Дорогие во Христе!

Много раз перед различными выборами в представительные органы власти Церковь призывала своих членов молиться, вверить Богу этот важный для жизни народа момент. После выборов Церковь также призывает верующих не переставать молиться за свой народ, за правительство и страну и трудиться для общего блага. И всегда, как перед выборами, так и после них, Церковь призывает нас обдумать, соответствует ли происходящее Божьему Закону.

Перед нами всеми лежит сегодня плод местных выборов 2010 года. Какой он? Какие выводы мы должны сделать, оглядываясь на недавнее прошлое?

Местные выборы 2010 года явили примеры как нравственного поведения, так и склонности к греху. В нынешней непростой политической ситуации, в частности, в атмосфере ощутимого административного давления и запугиваний, люди стремились обезопасить себя и свои семьи, а потому приспосабливали свой выбор к тем вызовам, которые сложились на местах. Одни приняли решение отстаивать путь правды и закона, другие - подчиниться той политической силе, которая обещала им за это свое покровительство. Что может сказать здесь Церковь? Как Господь, который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45), так и Церковь охватывает своей любовью всех: и праведников, и грешников. Поэтому Церковь признает право народа на волеизъявление, даже когда его воля расходится с Божьим Законом. Однако и Господь в Своем Слове, и Его Церковь неизменно утверждают, что человек несет ответственность за свои действия и обязан осознать добрые или злые последствия этих действий.

Велик Господь, заботящийся о народах и тогда, когда они праведно строят свою жизнь, и даже тогда, когда они пренебрегают своей судьбой! Велик Господь, обращающий наши прегрешения в ориентиры для нашего духовного роста!

Выборы и Церковь

Известно, что любой критический анализ следует начинать с себя. Общество внимательно следило за ролью священнослужителей в формировании атмосферы вокруг выборов, и уже сегодня можно сказать, что моральный авторитет Церкви во время выборов возрос. 

Этот факт люди воспринимали по-разному. Одни, видя вокруг примеры откровенной безнравственности со стороны участников избирательной гонки, призывали Церковь к большей непосредственной активности. В частности, в этом году на местных выборах политические группы обратились к священнослужителям с просьбой активно баллотироваться на выборах. В их глазах принципиальное невмешательство Церкви в политические процессы выглядело самоустранением ее от благодатного влияния на ход событий. Другие участники предвыборной гонки пытались технологически использовать авторитет Церкви. Ведь доброе слово облеченного доверием священника, сказанное о кандидате или политической партии, могло побудить избирателя к голосованию в их пользу. К большому сожалению, определенная часть священнослужителей приняла эти предложения во вред Церкви и ее миссии.

Однако в этом нетерпении сердца (с человеческой точки зрения вполне понятном) скрыто все же непонимание природы Церкви. Церковь всегда стоит на страже религиозной жизни, проповедует Слово Божие, помогает людям жить по воле Божией, объясняя Божий Закон, преподавая Святые Таинства для укрепления духовной жизни народа. Однако Церковь имеет также право и обязанность отреагировать на происходящее в обществе и предостеречь, если поведение политических групп или какого-либо лидера не соответствует принципам здоровой морали. И здесь важно, чтобы как священнослужитель, так и отдельный мирянин не были ограничены какими-то земными, имущественными, а то и партийными обязательствами и могли свободно дать христианскую оценку происходящему в обществе.

Вот почему, чтобы быть беспристрастной в оценках и объективной в своих выводах, Церковь должна находиться в стороне от чисто политического аспекта выборов. Таков важный и проверенный временем исторический опыт Церкви. В своей позиции священники должны руководствоваться логикой не столько менеджеров своих общин, сколько, прежде всего, их духовных руководителей. Без сомнения, счастлива церковная община, имеющая величественный и хорошо ухоженный храм Божий, а также активного и хозяйственного настоятеля. Однако эти очевидные достижения не должны вредить основной задаче каждого пастыря - духовной заботе о своих прихожанах, направлению их на путь закона Божия, правды и любви.

Поэтому, хотя конкретные побуждения поддержать какого-либо кандидата выглядят порою весьма привлекательными и, казалось бы, вполне логичными, Церковь призывала и впредь призывает своих священнослужителей принести в жертву личную выгоду, хозяйственные интересы своих общин и прочее, дабы предохранить Церковь от обоснованных обвинений, даже более - от потери Церковью своего божественного призвания. Кроме того, христиане и верные Церкви, входщие одновременно членами в какую-нибудь политическую группу, имеют моральный долг не ставить священнослужителя в ложное положение, которое может повредить Церкви. Все вместе мы должны заботиться о том, чтобы в своем общественном служении Церковь могла оставаться Церковью, помня, что - независимо от того, священнослужители мы или миряне, - мы вместе составляем Церковь и несем равную ответственность за нее.

Выборы и власть

Нынешняя власть получила от народа свой мандат, главным образом, обещая навести порядок в тех сферах государственной жизни, где его не было. Церковь ценит усилия тех представителей власти, которые искренне пытаются выполнить свои обещания и ускорить принятие давно назревших хозяйственных решений. Там, где люди видят плоды этих усилий, они благодарны за них. 

Вместе с тем история учит нас: когда любая власть стремится навести порядок, перед ней всегда стоит один опасный соблазн, а именно: стараться достигать декларируемых благих целей любой ценой, даже применяя недостойные методы - узду страха, плеть насилия, болевой шок несправедливой обиды. Вследствие таких действий люди, призванные Богом духовно возрастать в свободе до ответственных граждан, деградируют до «винтиков», которыми более-менее удобно управлять государственной машине. Порядок, достигнутый такими методами, - не Божий порядок. Он не имеет благословения Неба, поскольку противоречит свободе и достоинству человека, сотворенного по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26).

Существует и другой соблазн для власти, которая, к сожалению, показала себя на последних выборах, а именно: ложное утверждение, что «цель освящает средства». На этих выборах, как подтвердили беспристрастные местные и международные наблюдатели, на всех этапах избирательного процесса: реформирования избирательного законодательства, предвыборной кампании, формирования избирательных комиссий, самих выборов и подсчета голосов - имели место серьезные нарушения принципов честной состязательности, справедливого представительства, уважения волеизъявления народа. В результате власть, обеспечив себе относительный успех на местных выборах, нанесла себе же большой ущерб, ставя под сомнение достоверность своих действий. На какой основе власть будет реализовывать задекларированные ею программы, если она так пренебрежительно относится к Божьим Законам и не ценит должным образом доверия людей?

Дело сегодня осложняется еще и тем, что над украинским обществом тяготеет наследие коммунистического режима, которому были присущи все грехи тоталитарного унижения человека. Отдельные действия нынешней власти были не просто ошибочными с точки зрения функционирования демократии. Они вызвали в коллективной памяти народа болезненный рефлекс изгнанности, выработавшийся во времена бесчеловечных пыток и репрессий. Нет сомнения, что это создало негативный фон, не способствовало свободному волеизъявлению на выборах. Злоупотребление этим рефлексом, порожденным великой болью народа, недостойно с точки зрения государственного управления и греховно с точки зрения морали.

Тревожным было также то, что власть не прислушалась к голосам умудренных граждан, предостерегавших от легкомысленной и ситуативной трактовки законодательных процессов. Теперь, после выборов, можно приветствовать заявление Президента о необходимости откорректировать избирательный закон. Но кто будет его корректировать? Удастся ли наладить серьезное сотрудничество власти, оппозиции и всех конструктивных элементов общества? Великие и стабильные вещи можно созидать только общими силами, не отстраняя никого, особенно же не отвергая Бога и Его учение, ибо «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 127, 1). Призывать Бога здесь значит очень серьезно относиться к Его святому Закону и применять его ко всем аспектам общественной жизни.

Об этой истине надо всегда помнить. Ни один закон не позволяет избежать злоупотребления им. А власть лучше видит эти возможности злоупотребления и порой соблазняется ими, особенно если это удается сделать тайно. Однако эти легкодоступные соблазны оборачиваются тяжелыми последствиями для общества, а прежде всего - для самой власти. Радость от быстрого обогащения и наслаждение от кажущейся всесильности рано или поздно оборачиваются разрушением дома, крахом карьеры или душевной драмой. Логика политической целесообразности, которая обещает блага большие, чем их в какой-то момент может дать закон, впоследствии бумерангом бьет по собственным интересам власти. Единственный путь предохраниться от всего этого - самоотверженное служение, здоровое самоограничение, дисциплина поступков и слушание воли Божией. Церковь призывает власть не умножать зло своим эгоизмом, а принести эгоизм в жертву ради приумножения общего блага народа.

Выборы и оппозиция

Церковь, не вмешиваясь в политический процесс, не стоит на стороне ни власти, ни оппозиции. Поэтому среди властных или оппозиционных партий у нее нет протеже или «любимчиков». Церковь отстаивает принцип справедливого представительства в государствообразующих процессах различных законопослушных общественно-политических групп, поскольку голос каждой из них есть частью голоса всего народа Божия. Голос оппозиции важен еще и потому, что конструктивная критика действий власти является действенным средством грамотности ее управленческих решений и ее нравственного здоровья. Это идет на пользу не только обществу, но в первую очередь самой власти. 

Господь устами пророка Иеремии приказывал давним иудеям «не притеснять иноземца» (ср. Иер 7, 6), за этим стояло постоянное напоминание, что и они были «пришельцами в чужой земле» (см. Исх 2, 22). Принимая эту библейскую мысль как модель, можно легко сформулировать задачи власти и оппозиции. Власти, если она хочет остаться демократической, следует помнить, что она была - или же в любой момент может стать - оппозицией, и тогда она захочет, чтобы ее услышали. И оппозиция должна помнить, что она может стать властью, и тогда она захочет, чтобы ее решения имели в обществе должное признание.

С точки зрения важности оппозиции, нынешнее ее состояние не может не вызывать тревоги. Те партии, уже побывавшие у власти, так и не произвели перед народом испытания совести в отношении своих ошибок, а потому вкусили поражения. Что касается тех партий, которые только стремятся получить власть, то порой создается впечатление, что они готовы повторить ошибки своих предшественников. А над всеми недочетами оппозиции возвышается ее главный грех, описать который лучше всего можно словам Митрополита Андрея (Шептицкого):

«Есть в душе украинца глубокая и сильная воля иметь свое государство, но несмотря на ту свободу найдется, может, столь же сильная и глубокая воля, чтобы и государство было исключительно таким, каким хочет его иметь партия, клика, группа, или даже отдельный человек. Иначе как объяснить то роковое разделение, те споры, раздоры, споры, ту партийность, которая уничтожает каждое национальное дело? Как объяснить психику таких многочисленных горячих патриотов, труд которых имеет ярко выраженный разрушительный характер?!»

Поэтому Церковь призывает политические партии, которые дорого благо собственного народа, принести в жертву свои узкопартийные интересы и, объединившись вокруг идеи служения народу, совместно взять на себя ответственность за состояние нашей страны. Церковь призывает к единству, следуя за Учением своего Божественного Основателя, который предостерегает: «Всякое царство, разделившееся в себе, не устоит» (Мф. 22, 25). Под словом «единство» Церковь понимает не деланную искусственную однородность, нивелирущую человеческую свободу, но готовность действовать по принципу единого организма, у которого есть разные члены, но один-единственный закон их сосуществования (ср. 1 Кор 12, 12-31) . Таким законом, с точки зрения Церкви, является Закон Божий, который требует служить обществу. И здесь опять пророческими для нас становятся слова Митрополита Андрея:

«Когда все принципы Евангелия общеприняты народом... когда народ своей жизнью и молитвой заслуживает благословения и помощи Неба ... тогда трудности, связанные с верховным руководством, решаются мирно и, Божьей милостью, с пользой для общей жизни. Но когда нет тех условий, а потому нет и Божьего благословения, на поверхность общественной жизни выдвигаются индивидуумы, неспособные быть руководителями, и тем самым приносят скорее вред, чем пользу. Ибо, вместо заботы об общем благе, они ищут лишь удовлетворения своего самолюбия, то есть выше общего блага ставят свое собственное. И тогда поневоле в строительстве дома начинаются бесконечные беспорядки».

Выборы и народ

Чему научили нынешние выборы в местные органы власти всех нас - народ? Прежде всего, научили не классифицировать людей по тому, из какой части Украины они происходят (Востока или Запада) и к какой Церкви принадлежат (православной, католической, протестантской и др.). Это хороший урок, который нам надо было усвоить. 

Перед каждыми выборами Церковь призывает активно участвовать в выборах. Нынешние выборы были отмечены очень низкой явкой избирателей. О чем это может свидетельствовать? Может быть, люди не принимают призыв Церкви? Или, скорее, разочарованы поведением политиков? Так или иначе, этот факт должен насторожить и побудить к размышлению. Отказ от собственного волеизъявления или голосование «против всех» указывают на очень высокий уровень разочарования: нет реальной альтернативы для выбора, либо некому верить. Низкой явкой народ сказал нечто очень важное. Горе тем, кто не услышал этого тревожного крика собственного народа!

Не менее сложной была ситуация с отбором кандидатов в зависимости от того, от какой партийной группы они баллотировались. Увеличилась доля избирателей, которые не полагались на партийные эмблемы, а присматривались к каждому кандидату, каждого оценивали в отдельности, не вынося суждения наперед, что свидетельствует о росте политической зрелости наших граждан, которые умеют все лучше критически оценить кандидатов. Однако все еще значительна доля тех избирателей, которые голосовали за кого-то только потому, что он «наш», или против только потому, что он - из «враждебной» партии, несмотря на его добродетели. Действуя так, избиратель облегчает себе голосование, но отягощает свою совесть, потому что в случае избрания недостойного кандидата разделяет с партией ответственность за это.

Обозреватели утверждают, что во время нынешних выборов снова действовал так называемый «административный ресурс». Но нам всем надо понять, что это не какая-то магическая сила, действующая независимо от человеческой воли. Админресурс срабатывает через конкретных людей - часть народа. Поэтому ответственность за него лежит не просто на «власти» как на абстрактном понятии, а на тех конкретных государственных служащих или уполномоченных на избирательных участках, которые должны заботиться о соблюдении закона. Следует сказать, что в значительной мере ответственны за это позорное явление, известное под названием «админресурс», также и те, кто бездумно и некритично позволяет обмануть себя, молчаливо потакая злоупотреблениям или продавая свой голос.

Нечестное поведение не дает хороших результатов. Казалось бы, это тот урок, который мы должны усвоить уже после решения Верховного Суда 2004 года, отменившего результаты второго тура президентских выборов. Однако к этому уроку мы возвращаемся снова и снова, и, похоже, определенную часть общества никто и ничто не может убедить, что фальсификация выборов очень опасна. Это грех, который сильно мстит людям. Поэтому они, чувствуя ответственность перед своими детьми и внуками, должны также пойти на жертву, отваживаясь оказать сопротивление любым попыткам склонить их к фальсификациям.

Что можно сказать народу в нынешней ситуации? Над этим должны задуматься все здоровые общественные силы. Здесь также должна что-то сказать Церковь. Может, на первый взгляд это покажется странным, но считаем, что в нынешних обстоятельствах именно народ как целое является источником надежды. Только народ может привести к решению наболевших проблем и оздоровления общественных недугов, если серьезно отнесется к выполнению закона Божия. Как сказано в цитируемом выше высказывании Митрополита Андрея (Шептицкого): где царит Божий Закон, там трудности на всех уровнях решаются мирно и эффективно. Поэтому основной путь исправления нынешней, действительно тревожной, ситуации является последовательное духовное возрождение. Этот процесс должен охватить все группы и общественные слои, которые составляют народ. Не повышение уровня экономики, не структурные или кадровые изменения, а улучшение духовной ситуации является единственным решением для сложной общественно-политической ситуации в Украине.

Выводы

Подытоживая сказанное, хотим еще раз подчеркнуть основные моменты, которые базируются на нашей оценке опыта прошлых выборов, однако имеют значительно более глубокое и направленное в будущее значение. 

Во-первых, все мы - и те, кто выбирает, и те, кого избирают, - должны принять глубоко к сердцу слова Митрополита Андрея: «Помните, что никогда полезного для своего народа не достигнете поведением, противным Божьему Закону!» Эти слова святой муж нашей Церкви выразил в 1943 году, во время военного безумия, когда, казалось, само выживание народа заставляло его нарушать Божьи Заповеди. Но если эти слова были справедливы тогда, то насколько сильнее они должны звучать для нас сегодня, когда людям, слава Богу, не приходится переступать через невинно пролитую кровь, когда мирное время еще дает нам шанс выбраться из наших трудностей. Поэтому повторим себе снова и снова: «Нет такой национальной цели, которая бы оправдала нарушение Закона Божия!»

Во-вторых, нет легкого, устланного розами пути, который бы вел к достижению действительно справедливой общественной жизни. Иногда эффективными кажутся разнообразные призывы к борьбе со всевозможными общественными пороками, которые на поверку оказываются обычной показухой, потому что, собственно, призывами и ограничиваются, или же, якобы исправляя одно, одновременно уничтожают другое. Этот метод построен на иллюзиях, но он, к сожалению, достаточно распространен сегодня у нас. Пока весь народ не будет убежден, что все мероприятия: хозяйственные, экономические, политические - должны основываться на твердых моральных принципах, в народе будет раздор, непонимание и беспорядок. А от этого будет страдать весь народ.

Однако, в-третьих, мы должны сознавать, что жизнь по Божьему Закону, единственное подлинное решение, требует от нас готовности забыть о временных, краткосрочных, личных или групповых интересах. Если мы искренне беремся за оздоровление общественного организма нашего народа, каждый должен себя спросить: чем он готов для этого пожертвовать? Ведь истинное душевное и телесное благополучие можно достичь только тогда, когда мы готовы на жертву, когда мы готовы что-то отдать за то, во что мы верим. В бурные периоды нашей истории шла речь о готовности даже свою жизнь. Так появилось множество мучеников за веру или герои, которые пожертвовали своей жизнью на благо народа. Сегодня, слава Богу, наша жертва еще может быть меньшей. Однако следует помнить: нынешний общественный кризис слишком значителен, чтобы мы могли выйти из него, не заплатив за это хоть небольшой жертвой. Более того, наше нежелание пойти сегодня на небольшую жертву может обернуться тем, что мы или наши потомки должны будем заплатить значительно более высокую цену. Поэтому мы призываем, чтобы каждый политический лидер, который декларирует сегодня свою готовность к единству, публично заявил народу, чем он готов пожертвовать ради достижения этой цели. Политические лидеры должны публично задекларировать эту готовность, активно и последовательно ее осуществлять, чтобы народ им поверил. Только тогда начнется искренний и открытый разговор всех со всеми, который очень нужен для здоровой общественной жизни.

В этом важном процессе духовного обновления общества все здоровые силы и все люди доброй воли могут рассчитывать на поддержку и молитву Церкви.

Благословение Господне на вас!

+ ЛЮБОМИР

Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
день 16 ноября 2010 года Божьего


Перевод: Официальный интернет-сайт Католической Церкви византийского обряда в России