Культ Богородицы в Украине имеет длительную и богатую историю, почитание Девы Марии длится от княжеских времен до наших дней. В материале автор прослеживает историю почитания Девы Марии начиная с эпохи ранней Церкви, особенно останавливаясь на восточном святоотеческом первоисточнике такого почитания. Пользуясь опытом византийской марийской традиции, Украина, по мнению автора, приняла культ Девы как интегральную часть своего духовного наследия.
«Радуйся, надежда безнадежных, радуйся, любовь, выше более все желания» (Акафист Богородице)
История Украинской христианской тридиции чрезвычайно богата, а одной из лучших черт этой традиции является древнее, глубокое, общее и постоянное почитание Девы Марии. Оно тянется золотой нитью от княжеских времен до сих пор. Стоит отметить, что особый культ Божьей Матери берет свое начало от светлой традиции Восточной Церкви Византии, став также преценною жемчужиной традиции нашего народа. Можно сказать, что, лелея эту традицию, мы лелеем лучшую черту духа и культуры украинского народа. Перелистывая страницы нашей славной истории, заметим, что вместе со светом христианской веры украинский народ взял из Византии и любовь к Пресвятой Богородице и обогатил Ее почитание своей особой обрядовой набожностью. Молитвенное обращение к Деве Марии определяет Ее место не только в истории украинского народа, но и в христианстве вообще. «Нет Христа без Марии как нет Марии без Христа. Настоящая христианская жизнь есть жизнь в сопоставлении с Марией, потому что Она проводит просто, непременно и вероятно ко Христу»[1]. О верных Восточной Церкви, которую называют колыбелью культа Божьей Матери, князь Максимилиан Саксонский в своих «Изложениях о Восточной Литургии» говорит: «... они так вросли в культ Божией Матери, что того, кто Ее не почитает, прямо считают безбожником и нехристиянином»[2].
Итак, почитание Пресвятой Девы Марии выросло из традиции Восточной Церкви, а традиция восходит к апостольским временам. Надо подчеркнуть, что первые Отцы Востока — это первые приверженцы Божьей Матери: св. Юстин, св. Ириней, Тертуллиан называют Ее второй Евой. Св. Епифан Кипрский зовет Ее «Приснодевой» и таким образом ставит принцип, что становится основой католической мариологии; он первый проповедует взятие в небо Божией Матери с телом и душой. Также стоит упомянуть, что Эфесский Собор (431 г.) провозгласил идею о Богоматеринстве, а тем самым заложил идейную основу под культ Девы Марии. Итак, название Богородица становится теперь Ее любимым титулом в богослужениях Восточной Церкви [3]. Кроме того, надо сказать, что очаг культа Божьей Матери в Восточной Церкви составляет Святая Литургия. Именно она является «вершиной, к которой направляется деятельность Церкви, является одновременно и тем источником, откуда следует вся ее сила»[4]. Именно она побуждает верующих к единодушной молитве, а тем самым поощряет сохранять то, что верой приняли [5]. И здесь надо отметить, что Божественная Литургия увековечивает присутствие Христа среди верных и является единственным местом встречи с Ним, а встреча эта не может осуществиться без Марии, потому что Христос воплощается именно в Ней и через Нее приходит к людям.
Если внимательно присмотреться к Марийскому культу на территории Украины, то можно выделить три особенности. Первая — византийское происхождение, впоследствии влияние западного почитания Матери Божьей, и, конечно же, развитие с присущими украинском бытию чертами. Начала Марийского культа более распространены на Востоке, хотя и на Западе почитание Пресвятой Девы набирает все большую силу. Две догмы придают культу важное обоснование: о Непорочном Зачатии Девы Марии (1854), и Успении (1950) [6]. Каждого истинного христианина к почитанию Пресвятой Богородицы ведет радость, восторг и благодарность за Божье действие спасения ради нас, грешных людей. Следует подчеркнуть, что Восточная Церковь всегда усугубляла веру между христианами в небесное покровительство и посредничество Марии, Ее достоинство как Царицы всех святых [7]. Именно здесь систематически, с большой любовью и пиетизмом воспевались и воспеваются все приметы и добродетели Божией Матери, а на первом месте Ее Девство, Богоматеринство и Покровительство. Как мы знаем, апостолами и ревнителями этого культа становились не только епископы и священники, но и наши князья и короли, простые люди. Однозначно надо подчеркнуть, что твердынями этого культа на протяжении веков были и наши святыни и монастыри в честь Богоматери [8]. Толчком для распространения Марийского культа была победа над иконоборцами, в частности через VII Вселенский Собор (787 г.), который провозгласил почитание икон хорошим и богоугодным делом. И именно благодаря этому иконы Богородицы умножались, особенно росло почитание чудотворных икон, в частности, в Греции и Украине, которые были под влиянием восточного византийского христианства [9]. Сегодня традиция купить икону Богородицы предваряет любое жизненно важное дело христианина — от рождения и венчания, до соборования и похорон.
Марийский культ в Восточной Церкви — это пробный камень для Церкви Христовой, которая не может называться истинной Церковью или сообществом, если она не почитает Марию. Поскольку культ Богородицы является неопровержимой логикой, что происходит с самого источника христианской веры — Священного Писания, через которое говорит сам Христос. Стоит вспомнить, что Второй Ватиканский Собор в своих документах, заявлениях и решениях видит Марию источником обновления христианской жизни и действий Церкви.
Культ Пресвятой Богородицы — это дар Божий и великое наследие нашей Восточной Церкви и народа. Его основу образуют три больших привилегии: Богородица, Приснодева и Заступница, потому что подчеркивают Ее достоинство, роль в искуплении и деятельность в небе. Культ Богородицы позволяет глубже познать таинство Воплощения, в котором суть нашего спасения.
Примечания
[1] Ортынский И. А. Размышления на канве праздников. - Рим - Фрайбург, 1992. - С. 174.
[2] Катрий Ю. Познай свой обряд. - Нью-Йорк - Торонто, 1976. - С. 17.
[3] Мольбы прими, Пренепорочная. Сборник статей по марийской тематике. - Чикаго, 1982. - Кн. II в. - С. 29.
[4] Катрий Ю. Вверх имеим сердца. Рим, 1993. - С. 69.
[5] Документы Второго Ватиканского Собора. - Львов, 1996. (Конституция про литургию. - Раздел I, X. - С. 225.
[6] Ортынский И. Под твою милость прибегаем. - Рим, 1995. - С. 137.
[7] Там же. - С. 41.
[8] Мольбы прими, Пренепорочная. Сборник статей по марийской тематике. - Чикаго, 1982. - Книга II в. - С. 22.
[9] Ортынский И. Под твою милость прибегаем. - Рим, 1995. - С. 41.
Источник: Католический журнал «Познайте истину». В статье использованы иконы с сайта Kiot.com.ua.