Судя по заявлениям последних недель, украинская власть никак не может понять движующую причину бессрочной акции народного протеста, условно называемой Евромайдан. И президент, и премьер-министр в многочисленных интервью и заявлениях постоянно оправдываются за сорванное подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Тогда как главная причина Майдана — нарушение прав человека, брутально совершаемое государственной властью вновь и вновь.
Мирно протестующий народ, вместо того чтобы выслушать — избивают и преследуют, тогда как на специально нанятых провокаторов, идущих на штурм административного здания на бульдозере, бросают, словно пушечное мясо, молодых и неопытных мальчишек — солдатов срочной службы. Об этом и многом другом — читайте в интервью секретаря Синода епископов Украинской Греко-Католической Церкви кир Богдана Дзюраха.
— Политики предлагают Церквям помочь разрешить кризис в государстве Украина и быть посредниками между властью и народом. Есть ли смысл в таком диалоге? Видите ли вы лично пути решения конфликта между властью и народом?
— По моему мнению, не только есть смысл в диалоге между властью и народом, но диалог — это единственный путь, на котором можно сделать шаг к национальному согласию и решению судьбоносных вопросов, смущающих сейчас наше общество.
Что касается посредничества Церкви в таком диалоге, то, я думаю, сейчас в этом нет необходимости. Церковь не должна подменять собой политические структуры или общественные институты. Ее миссия прежде всего является духовной, что, конечно, не значит — оторванной от реальной жизни. Наконец, наше украинское общество имеет достаточно здоровых сил, — среди интеллигенции, представителей общественности и политиков, — чтобы предложить успешный формат и способ осуществления такого диалога между властью и народом.
Проблема не в недостатке людей, проблема — в отсутствии доброй воли к диалогу у представителей власти. На словах, правда, такая готовность декларируется, но реальных и, что самое важное, искренних шагов в этом направлении, к сожалению, пока не сделано. Напротив, некоторые представители власти додумались до того, что обвинили самих студентов в том, что они, мол, «спровоцировали» беркутовцев! Это — что угодно, только не готовность к диалогу. Мне понравились слова одного из иностранных политиков, который, оценивая события прошедшей недели, высказался лаконично и однозначно: «Власть должна прислушаться к своему народу, а не бить его». Элементарная истина с таким трудом пробивает себе дорогу к умам и сердцам политиков всех мастей в нашей стране! Те, кто имеет власть, претендуют на нее, должны прислушиваться к народу, заботиться о его благе, а не обманывать его и манипулировать им для своих узкопартийных и эгоистических интересов.
— В Михайловском Златоверхом соборе возник своеобразный штаб Евромайдана. Может ли Церковь заниматься такими делами?
— О том, что сейчас там происходит, я не информирован, поэтому за комментариями лучше следовало бы обратиться к представителям Киевского патриархата. Зато знаю о событиях в ночь на 30 ноября, когда, если не ошибаюсь, двери Церкви, в частности Михайловского Златоверхого собора, открылись перед «евромайдановцами» в самый критический момент, в то время как отряды «Беркута» набросились на беззащитных и мирных граждан — студентов и молодежь. Для Церкви, по моему мнению, не было альтернативы, если она должна была остаться духовной Матерью своего народа, кроме как дать прибежище для нуждающихся и тех, над кем нависла серьезная опасность. Слова — завещание киевского князя Владимира Мономаха своим детям «Не дайте сильным погубить человека» обрели в те часы особую актуальность.
Церковь во все времена, а не только в периоды национального бедствия, должна быть Матерью, которая открывает свои объятия перед каждым нуждающимся человеком, чтобы дать ему почувствовать любовь Того, кто сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас».
— Как вы относитесь к тому, что некоторые конфессии позволили превратить свои храмы в своеобразные общежития?
— Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Добавлю лишь, что когда есть потребность накормить голодного, напоить жаждущего или принять путника, такая деятельность не чужда для природы Церкви и не противоречит сакральности культа, его Церковь совершает для освящения людей. Очевидно, для этой цели следует использовать соответственно обустроенные помещения, которые должны быть при каждой христианской общине. Впрочем, бывают чрезвычайные ситуации, о которых, кстати, упоминает даже Священное Писание. Так, в свое время фарисеи весьма негативно отреагировали, когда увидели, как ученики Христа нарушают субботние предписания, от которых, по их убеждению, ни в коем случае нельзя было отступать — будучи крайне истощенными и голодными, те срывали по дороге колоски с поля и ели. На эти упреки Христос спокойно ответил: «Неужели вы не читали, что сделал Давид, будучи в нужде, — проголодался сам и бывшие с ним? Как он в присутствии первосвященника Авиафара вошел в храм Божий и съел жертвенные хлеба, которых не разрешено есть никому, кроме священников, но и дал также тем, кто с ним?» (Мк 2:25-26). И добавил: «Если бы вы поняли, что значит: Я милосердия хочу, а не жертвы, — вы бы невинных не осудили» (Мф 12:7). Думаю, нам следует всегда уметь различить суть Божьего культа и внешние проявления или ритуалы...
— Вы лично стали бы поощрять верующих выйти на Евромайдан?
— Свобода мирных манифестаций и собраний, выражения своего мнения публично и без угрозы быть избитыми спецназом — все это гарантирует гражданам наша Конституция. И право самих граждан выбирать: воспользоваться этим правом или нет. Власти не делают одолжения людям, позволяя мирные собрания. Они обязаны надлежащим образом обеспечить осуществление тех прав, которые сами же предусмотрели в действующем законодательстве.
Поэтому Церкви нечего здесь говорить или к чему-то поощрять. Она выполняет присущую ей миссию, воспитывая всех людей жить согласно того призвания, которым их наделил Творец. При этом она поощряет верующих быть честными и ответственными гражданами своей страны, а прежде всего — поддерживать живую связь с Богом, который является источником всякого добра и благословения для своего народа. Во всем остальном — мы доверяем мудрости нашего народа и молимся за Божий свет для его лидеров.
— Что плохого и хорошего, по вашему мнению, принесет Украине вхождение в Таможенный союз или в Евросоюз?
— Зависит от того, что имеем в виду, когда говорим о «плохом» и «хорошем». Потому что некоторые привыкли мерить все только экономическими категориями. Но «не хлебом единым жив человек»... Поэтому не стоит слишком упрощать факторы этого выбора. Здесь речь идет скорее о цивилизационном выборе и осознании собственной идентичности. Так вот, на протяжении всей нашей истории как государства эта наша идентичность была отчетливо европейской. Украинцы сделали свой выбор еще тогда, когда св. Владимир направил свой взгляд не куда-нибудь, а в сторону цивилизованной христианской Европы. Его сын, Ярослав Мудрый, закрепил достижения отца, заключая союзы с различными европейскими странами, так что его даже называли «тестем Европы».
Так случилось, что на протяжении веков нас искусственно и насильно ограждали от этого естественного для нас цивилизационного пространства. В нем может быть лучше или хуже, но в нем мы «дома». Знаменательным в этом плане был заголовок в одном из украинских журналов, который анализирует события последних дней: «Мы хотим домой». А нас постоянно пытаются тянуть в противоположном направлении... И наконец, в этом «возвращении домой» содержится и призыв к старому континенту: Европа должна очиститься от пагубных явлений, которые разрушают ее духовное и цивилизационное лицо, восстановить и ценить свои христианские корни. И в этом Украина, по моему мнению, может сделать свой важный и позитивный вклад.
Беседовала Алла Бойко, РИСУ