В современном Казахстане в мире и согласии проживает 140 этносов. Соответственно, существуют и различные религии, которые взаимодействуют между собой. Причем в Казахстане члены всех конфессий имеют право на свободу вероисповедания, ограничения на их деятельность отсутствуют. Поскольку Казахстан демократическое светское государство, то население в одинаковой мере развивается в экономическом, социальном, культурном и духовном планах. Также государство осуществляет работу по развитию национально-культурных центров и религиозных объединений. К примеру, возросло количество мечетей, церквей, синагог и прочих молитвенных зданий. Так, в стране есть как православные, так и римско-католические церкви и костелы, есть также общины УГКЦ. К тому же в республике функционируют различные духовные учебные заведения для мусульман, католиков, лютеран и протестантов, осуществляется миссионерская деятельность.
Как сообщает статистика, мусульманами себя считают целых 70% жителей, христианами — более 20%, буддистов же всего 0,1%.
Число верующих увеличивается с каждым годом, сообщают социологические исследования. Естественно, это влечет за собой следующие последствия:
- Религия влияет на социально-политическую жизнь граждан и государства.
- Религиозные объединения плотнее входят в повседневную жизнь населения.
- Растет сфера религиозного образования.
- Зарубежные миссионеры проводят активную работу среди населения.
Ислам
На данный момент по всему Казахстану действуют более 2000 мечетей. Самая крупная из них — «Нур-Астана», открытая еще в 2005 году в г. Астана самим Н.А. Назарбаевым. Кроме того, все больше казахских граждан отправляются в Мекку на паломничество (хадж). Молодежь все активнее участвует в религиозной жизни. Вот уже несколько лет в Республике Казахстан отмечается главный мусульманский праздник — Курбан-айт. К слову, Казахстан состоит в Организации Исламского сотрудничества.
Христианство
Большое число верующих после ислама принадлежит христианству. После обретения независимости оно активно развивалось наряду с другими религиями, строились церкви и создавались православные общины. В 1995 году соборы в Алматы и Караганде посетил сам патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Конечно, стоит предусматривать возможность негативного влияния террора и экстремизма. Поэтому необходимо строить грамотную межконфессиональную политику, учитывая ситуации в Центральной Азии, Ближнем Востоке и СНГ.