Церковь и репрессии65 лет назад во времена второй сталинской оккупации Украины советский режим начал массовые репрессии против Украинской Греко-Католической Церкви. История, увенчавшаяся возрождением Украинской Церкви, в очередной раз показала: Божье дело человек уничтожить не в состоянии. В публикуемой статье автор рассказывает о начале преследований Православной Католической Церкви Украины, об аресте епископов и о начале возрождения УГКЦ в 1989 году.

Церковь выдержала массовые репрессии

В ночь на 12 апреля 1945 года во Львове и Станиславе (Ивано-Франковск) органами государственной безопасности было арестовано высшее руководство Украинской католической церкви (теперь Украинская греко-католическая церковь) — митрополит Иосиф Слипый и епископы Никита Будка, Николай Чарнецкий, Григорий Хомишин, Иван Лятышевский. Через несколько дней было также арестовано наиболее влиятельное духовенство — члены Львовского и Станиславского капитулов, а все студенты богословских факультетов призваны в ряды Красной Армии. Большая церковь (она насчитывала тогда более 2000 приходов) осталась без своих архипастырей, была полностью обезглавлена. Это было началом полной, тщательно спланированной ликвидации всей церкви.  

 

Сигналом к началу кампании стала статья от 5 апреля в «Вільній Україні» под названием «С крестом или с мечом?», где впервые после присоединения Западной Украины выливалась грязь на тогда уже покойного митрополита Андрея Шептицкого (напомним, что в 1944 году на его погребении присутствовали высокие партийные лица). Главной виной как митрополита, так и церкви, была, согласно газете, принадлежность к католицизму, связи с «враждебным и коварным Ватиканом». К началу репрессий местные советские репрессивные органы уже располагали полной информацией о состоянии УГКЦ — имели списки духовенства, монашества и семинаристов, реестры церковного имущества, монастырей, духовных семинарий. Материалы пополнились архивами (часто историческими, которые так и не были возвращены церкви), изъятыми во время обысков в митрополичьих и епископских палатах.

 

Арестованных в 1945 году епископов судил закрытый военный трибунал на основании обвинения во «враждебной деятельности против СССР и в сотрудничестве с немецким гестапо». Приговор был строг — епископ Григорий Хомишин осужден на 10 лет каторги, епископ Николай Чарнецкий на 5, а митрополит Иосиф Слипый и другие епископы — на 8 лет каторжных работ. Не все они дожили до освобождения.  

 

После ареста епископата и членов капитулов компетентные органы немедленно начали работу «внизу» — была создана «Инициативная группа» с целью объединения греко-католиков и православных. В группу вошли три перевербованные в православие греко-католические священника — Гавриил Костельник, Михаил Мельник и Андрей Пельвецкий. 28 мая 1945 года инициативная группа обратилась к правительству Советской Украины с просьбой одобрить и поддержать идею объединения двух конфессий. Началось запугивание духовенства и верующих, шантаж, аресты, сбор подписей, заявлений и тому подобное. Апогеем всей кампании стал Львовский собор 1946 года (так называемый Псевдособор), где было решено упразднить Унию и вернуться в лоно Православной церкви. Большая часть храмовых греко-католических сооружений была передана Православной церкви, часть превращена в склады, клубы и тому подобное. На Львовском соборе не присутствовал ни один греко-католический епископ — все они к тому времени были под арестом и ждали приговора. (Интересно, что после Собора была издана книга на 170 страницах «Деяния Собора Греко-католической церкви во Львове 8–10 марта 1946 года» — бесценный исторический документ, свидетельство методов работы советских органов).

 

Как хорошо известно, далеко не все греко-католики согласились с решениями Львовского собора; церковь продолжала существовать в подполье — в «катакомбах», а также в диаспоре. Даже те верующие, которых обстоятельства заставили стать православными, остались в душе греко-католиками, не могли забыть веры и обычаев своих предков. Поэтому не удивительно, что УГКЦ так быстро возродилась после ее легализации в ноябре 1989 года. К этому времени церковь имела всего 138 полулегальных общин, сегодня же в ее состав входит две митрополии, 5 архиепархий, 18 епархий и 6 экзархатов — в общем 3765 приходов. Церковь гордится 15 духовными учебными заведениями, имеет 28 периодических изданий. Это вторая по численности христианская церковь Украины. И если десять лет назад это была чисто региональная церковь — имела свои центры исключительно в Западной Украине, то сегодня греко-католические общины присутствуют по всей территории Украины, а также во многих странах Западной Европы, в Северной и Южной Америке и Австралии.

 

Судьба УГКЦ после Второй мировой войны ярко показала, что даже такая могущественная и безжалостная репрессивная машина, какой был сталинский режим, не является всесильной и что всегда находятся человеческие души, которые хранят свою веру, свои убеждения в самых страшных условиях, несмотря ни на какую идеологическую обработку.

 

Клара Гудзик


Источник: газета «День» №64, вторник, 11 апреля 2000