Маронитская Католическая Церковь: святой МаронМаронитская Католическая Церковь стала очередным объектом исследования для главного редактора журнала «Патриархат» Анатолия Бабинского. В третьем номере журнала за 2010 год опубликована статья об истории этой удивительной поместной Католической Церкви, перевод на русский язык которой мы предлагаем сегодня нашему читателю.

Маронитская Католическая Церковь: церковь монахов

Три года назад в Украину прибыли мощи святого Шарбеля, арабского святого и чудотворца, жившего в XIX веке в Ливане. Нетленные мощи этого малоизвестного до этого в Украине маронитского иеромонаха теперь навсегда остались в нашей стране. По словам Архиепископа Львовского Игоря (Возняка), «святой не только Ливана, но и всего мира, и всем, кто к нему обращается, помогает». Святой Шарбель 47 лет провел в монастырях Ливана, из них 23 года прожил в схиме. Все эти годы он посвятил постоянной молитве, уединению и строгой аскезе. Его жизнеописание для современного человека может выглядеть почти сказочным, а для тех, кто интересуется древней монашеской традицией Востока, он является живым свидетельством образцового подвижничества в недалеком от нас времени. Святой Шарбель действительно жил в лоне очень древней традиции, даже больше: монашество для Маронитской Католической Церкви - это едва ли не главная часть ее идентичности. Ведь эта поместная Церковь Востока (на сегодня самая восточная Католическая Церковь на ближнем Востоке) возникла из маленькой монашеской общины. О ее становлении и настоящем рассказывает очередная статья в рубрике «Церкви Востока».  

Святой Марон - духовный отец маронитов

В начале V века сирийский монах-еремит Марон поселился близ города Апамеа на берегу реки Оронт на севере Сирии. Товарищ святого Иоанна Златоуста, святой Марон владел незаурядными личными качествами духовного проводника и неутомимого аскета.

 

Поэтому за короткое время вокруг него собралась группа последователей, многие из которых впоследствии прославились своей святой жизнью. После смерти наставника, на месте его захоронения, монахи основали монастырь в его честь, и именно это сообщество впоследствии стала основой Маронитской Церкви. В течение VI века монахам-маронитам не раз приходилось оборонять православную веру (в 517 году монахи направили письмо Папе Гормизду, в котором свидетельствовали о своей твердости в вере), и за это около 350 из них были убиты, а также были сожжены многие монастыри (маронитское сообщество быстро разрослось, сформировав союз монастырей). В настоящее время сирийскоязычное население провинций начало сплачиваться вокруг маронитских монашеских центров. На их религиозную жизнь весомое влияние имели строгие монашеские правила и обычаи. С течением времени под руководством монахов вытворилась своеобразная маронитская «нация», а будущая Церковь росла на монашеских традициях.

 

Образование маронитского Патриархата

Изначально марониты входили в юрисдикцию Антиохийского Патриарха. Однако после убийства в 609 году Патриарха Афанасия II престол был вакантным вплоть до 742 года и титулярный Антиохийский Патриарх проживал в Константинополе. Учитывая вакантность престола, монахи-марониты избрали в 685 году из числа своих епископов Патриарха. Им стал святой Иоанн Марон, епископ Батруна (именно ему приписывают создание особого маронитского богослужебного обряда, в частности анафоры св. Иоанна Марона). Это спровоцировало конфликт с Византией, которая признавала только одну государственную Церковь, и в 694 году имперские войска разрушили главную маронитскую обитель и убили многих монахов.

 

Доброжелательные отношения византийцев и маронитов восстановились после завоевания Сирии арабами. Византийские императоры видели в них союзников в борьбе с завоевателями. Однако в середине VIII века группа маронитов покинула Сирию и поселилась в горах Ливана, где уже раньше местное население приняло маронитскую традицию. Здесь они сформировали своего рода государство под руководством духовенства и представителей знати. А Патриархи имели полную власть как в духовных, так и светских делах. В таком изолированном от остального мира состоянии марониты прожили до начала крестовых походов. В это время они окончательно осознали себя самостоятельным церковным сообществом.

 

Восстановление единства с Римом

Сами марониты свидетельствуют, что они никогда не разрывали общение с Римским Апостольским Престолом. А только вынужденно не имели длительное время связей. В этом значительная доля справедливости, учитывая обстоятельства восстановления сопричастия. Марониты радостно приветствовали первых крестоносцев, которые ступили на ливанскую землю. Сами крестоносцы были приятно удивлены, встретив здесь христиан. А в 1180-81 годах в Триполи состоялось восстановления сопричастия Маронитской Церкви с Римским Престолом. Маронитская Церковь впервые вступила в контакт с внешним миром, уже как отдельная поместная Церковь. Иеремия Аль-Амшитти (1199-1230) стал первым маронитским Патриархом, который посетил Рим и принял участие в IV Латеранском соборе 1215 году. С этого времени начинается углубление связей Маронитской Церкви с Латинской, однако параллельно с этим церковная традиция маронитов начинает испытывать латинизацию. После поражения военных кампаний крестоносцев многие из бывших рыцарей нашли приют среди маронитов, за что Папа Александр IV благодарил Патриарха Симона, называя его маронитским Патриархом Антиохии.

 

Под турецкой оккупацией

Мамелюки правили в Ливане с 1291 по 1516 год, после чего Сирия, Ливан и Египет были завоеваны Отоманской империей. При мамелюках маронитская «нация» радовалась определенным правам автономии, а епископы и Патриарх, кроме духовного руководства, решали и внутренние гражданские дела. В это время в Богослужение в маронитской церкви снова возвращена восточная идентичность, которая была частично утрачена в период крестовых походов. Также уменьшается интенсивность контактов с Римом, которые были восстановлены только во время патриаршества Иоанна Аль-Джаи (1404-45). Однако в 1445 году Папа Евгений IV потребовал от маронитов полного отречения от собственных традиций и полного принятия латинского обряда. Латинизация продолжалась и в последующие десятилетия - во время турецкого господства Папа Пий IV продолжал в письме Патриарху Моисею настаивать на том, чтобы марониты использовали латинский обряд, а также постепенно ограничивал автономию главы Маронитской Церкви. В это время марониты внедрили ряд реформ, принятых на Тридентском соборе, а в 1606 году ввели григорианский календарь.

 

Восстановление связей с Римом имело и позитивные последствия. В 1584 году Папа Григорий ХIII основал в Риме маронитской коллегиум, которым руководили иезуиты. Этот институт сделал значительный вклад в изучение традиций Маронитской Церкви, а также способствовал росту образовательного уровня среди маронитского духовенства, которое здесь обучалось.

 

К началу ХVIII века среди маронитов образовались две группы - одна выступала за сохранение маронитской идентичности, другая благосклонно относилась к большей латинизации. Для преодоления противостояния был созван Ливанский Собор, проходивший в 1736 году и внедривший обширную реформу внутренней жизни Церкви. Основные правила, принятые на Соборе, действуют поныне.

 

Несмотря внутренние проблемы Церкви, марониты подвергались также значительным притеснениям со стороны турецких правителей. Апогей преследований приходится на 1860 год, когда после конфликта между маронитами и друзами в течение трех дней (9-11 июля) друзы и турецкие военные устроили «маронитскую резню», во время которой было убито около 25 000 христиан, сожжено 560 храмов и многие школы, разрушено около 390 маронитских сел. С целью защиты христианского населения Франция ввела войска на территорию Ливана. А после Первой мировой войны и Сирия, и Ливан перешли под контроль французов. В 1944 году Ливан получил независимость.

 

Современное состояние Церкви

На сегодня Маронитская Католическая Церковь является наибольшей восточной католической Церковью на ближнем Востоке. Количество ее верных превышает три миллиона. Более миллиона верующих проживает за границей, многие из них покинули Ливан во время гражданской войны в 1975 году. Маронитский Патриархат включает епархии в Сирии, Ливане, Египте, на Кипре, экзархаты в Израиле, Палестине и Иордании. А также епархии в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Мексике и Австралии. Резиденция Патриарха с 1790 года находится в городе Бкерке (25 миль от Бейрута). Сегодня Церковь возглавляет Патриарх Мар Насрулла Бутрос Сфеир с титулом Антиохийский и всего Востока.

 

Анатолий Бабинский, журнал "Патриархат"