Катакомбная церковьНа протяжении более четырех десятилетий Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) была наиболее преследуемой религиозной общиной в мире. В прошлом году исполнилось 20 лет со времени появления первого официального советского документа, ставшего основанием признания греко-католиков и выхода церкви из подполья.

Катакомбная церковь

Двадцать лет назад был снят запрет на деятельность Украинской греко-католической церкви. 

1939-1941: предвестие лихолетий  

Катакомбная церковьЧто такое советская власть, 4 млн греко-католиков Галиции поняли с первых дней присоединения Западной Украины к СССР. Тогда большевики запретили религиозное обучение в школах, национализировали церковные имения и закрыли все религиозные издательства. И все это началось еще до выборов в Народное собрание, на которых должны принять обращение к правительству с официальной просьбой о присоединении к УССР.

 

На все эти события митрополит Андрей Шептицкий ответил призывом к духовенству «не вмешиваться в политику и светские дела», а в письме к Папе Пию XII просил благословения «умереть за веру и Церковь». Не последней причиной этого стало известие об убийстве большевиками в родном имении Шептицких брата митрополита и его жены.

 

В то время также участились случаи запугивания и бесследного исчезновения священников, одновременно власти начали подготовку к «воссоединения униатов». С этой целью в октябре 1940-го была создана Тернопольско-Галицкая епархия РПЦ. Впрочем, советско-немецкая война помешала этим планам.

Снова советы

Второй приход большевиков (в 1944 году) неожиданно для всех был менее трагичным. Как и в прошлый раз, советская власть опасалась делать слишком радикальные шаги, учитывая огромный авторитет Шептицкого в Западной Украине. Были и другие веские причины: война продолжалась, и не было уверенности, согласится ли западный мир на захват Советским Союзом бывшей части Польши — Галиции. Не меньшей проблемой стало и националистическое движение сопротивления, которое парализовало действия власти на этой территории.

 

Уже 4 сентября 1944 митрополит Шептицкий на заседании Архиепархиального Собора высказал мнение, что «безбожие перестало быть знаменем борьбы для Советов ...». Впрочем, такая ситуация не продлилась долго. Сначала 1 ноября 1944 умер Андрей Шептицкий, а в феврале 1945-го Рузвельт и Черчилль в Ялте дали согласие на новые границы Советского Союза.

 

Главной мишенью для НКВД стал новый митрополит Иосиф Слипый. Требуя осуждения деятельности украинского движения сопротивления, его заставили подготовить первое пастырское обращение с осуждением политических убийств. Однако в обращении ни разу не было упомянуто ни ОУН, ни УПА, к тому же оказалось, что документ из митрополичьей канцелярии не распространился среди духовенства и верующих, а был лишь передан представителям власти.

 

В то же время состоялся визит делегации УГКЦ в Москву, которую возглавил архимандрит Климентий Шептицкий. В качестве жеста доброй воли делегация греко-католической церкви передала на Красный Крест 100 тыс. руб, а также письмо от Иосифа Слипого к советскому правительству с просьбой не только вернуть все права церкви, но и «допустить к преподаванию религии во всех народных и средних школах», а также «выделить в Москве и Киеве по одной церкви для использования греко-католиками, которые там проживают ...». Такие смелые требования не могли не возмутить партийного руководства, поэтому последней инстанцией, куда пригласили церковную делегацию в Москве, стала Ставка Верховного Главнокомандования, где четко дали понять, что будущее УГКЦ будет зависеть от их отношения к УПА.

 

Климентию Шептицкому удалось организовать беспрецедентные, хотя и безрезультатные переговоры между руководством НКГБ и УПА, которые состоялись на Тернопольщине. Однако после Ялтинской конференции большевики могли уже не сдерживаться. 11 апреля 1945 был арестован и отправлен в Киев митрополит Слипый, а вслед за ним епископы и часть священников. С тех пор началось открытое преследование УГКЦ.

Львовский лжесобор

После ареста церковной иерархии силовые структуры развязали себе руки для формальной ликвидации УГКЦ. С этой целью была создана инициативная группа по воссоединению греко-католической церкви с православной, которую поручили возглавить отцу Костельнику. Именно он еще во времена Польши представлял в УГКЦ направление «восточников», которые отстаивали чистоту восточного обряда. Однако это не мешало Костельнику еще с 1930-х годов остро выступать против «красного режима». Во времена «первых советов» НКВД арестовал и убил одного из трех сыновей отца Гавриила, а двое других записались добровольцами в дивизию «Галичина». Очевидно, что Костельнику нелегко далась согласие на сотрудничество, а многие очевидцы видели в этом шаге отчаяние и большую личную драму священника.

 

Руководители Инициативной группы отцы Гавриил Костельник, Михаил Мельник и Антоний Пельвецкий в письме к Совету народных комиссаров УССР описали состояние «безвластия, дезорганизации и анархии», господствовавшее в УГКЦ, и предложили путь присоединения к РПЦ. И хотя на тот момент Инициативную группу поддерживали во Львове лишь четверо из 65 священников, на ее стороне были все советское судопроизводство и карательная система. С помощью последней, а также РПЦ (патриарх Алексий телеграммой благословил начинание Костельника) началась подготовка к Собору.

 

Единственной преградой было отсутствие епископов, ведь только они имеют право созывать и проводить соборы. Но этот вопрос своеобразно решился во второй половине февраля 1946. Тогда делегация Инициативной группы посетила Киев, где в Киево-Печерской лавре священники совершили чин присоединения к православной церкви. За несколько дней отцы Мельник и Пельвецкий были возведены в сан епископов.

 

Львовский Собор, состоявшийся 8-10 марта 1946, с канонической точки зрения стал нонсенсом, ведь его организовали и провели священники, которые в то время уже не были греко-католиками, но были иерархами РПЦ. К тому времени все епископы-греко-католики, кроме одного, который погиб в больнице НКВД, находились в заключении.

 

В стиле советской репрессивной системы закончилась и сотрудничество с организаторами Собора: в сентябре 1948 года во Львове посланец НКВД застрелил Костельника; вскоре в поезде отравили и Михаила Мельника; Антон Пельвецкий скоропостижно скончался в своей резиденции.

«Церковь молчания»

Следующие четыре десятилетия деятельности УГКЦ назвали молчанием, ведь с 1945 по 1950 год было репрессировано 344 священника, а после лжеобора формально УГКЦ перестала существовать. И все же это была формальность. Еще до начала 1950-х власть не знала, как действовать и как распустить монастыри, которые оставались верными идее унии. А после смерти Сталина на Галичину стали возвращаться из ссылки священники.

 

Подпольные богослужения, рукоположение священников и епископов, феномен странствующих отцов и монахов, которые появлялись в разных местах и поддерживали верующих, стали реальностью, которой не мог преодолеть режим. В августе 1968 года в докладной записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПУ упоминалось, что в западных областях Украины проживают 800 «невоссоединенных униатских священников и монахов». И это было ощутимо, ведь в то время греко-католики несанкционированно открыли и проводили богослужения в около 200 «недействующих» храмах.

 

Вместе с тем вопрос УГКЦ приобрел широкую огласку в западном мире: в 1963-м Москва согласилась освободить после 18-летнего заключения Иосифа Слипого. Больной 70-летний митрополит, который попал на II Ватиканский Собор, сразу поставил вопрос о миллионах греко-католиков. Его показания от имени «Церкви молчания» на долгие годы стало проблемой не только Москвы, но и, как ни парадоксально, Ватикана.

 

Эпоха «перестройки» совпала по времени с массовой активизацией катакомбной УГКЦ. В августе 1987 года большая группа духовенства и мирян провозгласила, что выходит из подполья, и обратилась к Папе Иоанну Павлу II с просьбой, чтобы он поддержал легализацию УГКЦ. В дальнейшем активность греко-католиков вышла за пределы Галичины. Благодаря частым делегациям, петициям и многочисленным голодовкам они стали заметными в Москве.

 

Не имея возможности эффективно этому противостоять, 20 ноября 1989 Совет по делам религий при Совете министров УССР принял заявление, в котором утверждалось, что «при условии безоговорочного соблюдения Конституции ... греко-католики могут пользоваться всеми правами, установленными законом для религиозных объединений...» Это был конец катакомбного этапа и начало новой истории греко-католической церкви.

 

Святослав Липовецкий 

 

УГКЦ в Подполье 

Греко-католицизм в Украине: взлеты и падения

988 Крещение Руси и основание Киевской митрополии

 

1596 Синод епископов Киевской митрополии под руководством митрополита Михаила Рогозы принимает решение войти в единство с Римом, сохраняя традиционный восточный православный обряд. Утверждена уния на соборе в Бресте

 

1620 Благодаря протекции Петра Сагайдачного высвячивается новый православный митрополит Иов Борецкий: часть униатов (греко-католиков) переходит под православную юрисдикцию

 

1646 Параллельно со структурами униатов Брестской унии на землях Закарпатья Ужгородская уния закрепляет единство с Римом Мукачевской и Пряшевской епархий

 

1648-1654 В результате освободительной войны Богдана Хмельницкого полностью ликвидируется уния на Левобережье Украины

 

1772 С присоединением Правобережья Украины к России насильно ликвидируются все униатские епархии (кроме Полоцкой в Беларуси)

 

1808 Создание Галицкой епархии на территории Австро-Венгрии

 

1839 Полная насильственная ликвидация унии на землях Волыни, Правобережья и Беларуси

 

1875-1876 Ликвидация унии на Холмщине и Подляшье, в результате чего более 200 тыс. униатов перешло к римо-католикам

 

1905 Попытка возрождения унии на землях Российской империи под видом неоуниатства (доныне существует приход в Костомолотах над Западным Бугом в Польше)

 

1946 Мартовский собор во Львове, который под давлением коммунистической власти провозгласил объединение с РПЦ

 

1948-1950 Ликвидация Ужгородской унии (насильственное присоединение к РПЦ церквей Закарпатья и Пряшивщины)

 

1989 Выход греко-католиков из подполья

 

Справка

В результате Брестской унии 1596 года Киевская митрополия разделилась. Большинство епископата во главе с Митрополитом Киевским приняли унию с Римом, зато большинство нижнего клира и украинской шляхты ее отвергли. Поэтому УГКЦ считает себя наследницей Киевской Церкви Владимирского крещения. В начале XVII в. предпринимались попытки восстановить единство Киевской митрополии, но казацкие восстания начала XVII века и революция под предводительством Богдана Хмельницкого происходили под лозунгами защиты православия. Позднее страсти улеглись. Вследствие разделов Польши, а соответственно и территории Украины, Киевская униатская церковь имела отдельную историю в Российской и Австро-Венгерской империях. В России уния была уничтожена в несколько этапов на протяжении ХIХ в. Зато в Австрии греко-католики (термин появился в 1774-м) переживают возрождение, которое достигло апогея во времена митрополита Андрея Шептицкого (1900-1944). После катакомбного периода (1946-1989) УГКЦ возобновила и приумножила свою структуру и на сегодня является самой крупной и влиятельной восточной католической церковью в мире. Возглавляет УГКЦ верховный архиепископ Киево-Галицкий Блаженнейший Любомир (Гузар).

 

 


Источник: журнал "Український Тиждень" №47 (108), 2009.