В статье рассматривается гипотетическая возможность унийных объединений Украинской Греко-Католической Церкви с протестантскими церковными сообществами. Рассматриваются препятствия для установления церковного общения, а также предлагаются варианты их преодоления.
Размышления о возможности уний с протестантами
Михаил Шелудько
это не какое-то добавление к традиционный деятельности Церкви.
Экуменизм — это органическая часть ее жизни и работы, и, следовательно,
он должен проникать собою всё, чем она является и что делает.
Иоанн Павел II. Ut unum sint, 20.
В Украинской Греко-Католической Церкви всегда был актуальным вопрос восстановления единства с отделенными братьями — православными христианами. И это вполне естественно, ведь греко-католики сами являются членами одной из православных митрополий, Киевской, восстановившей в свое время некогда прерванное общение со Вселенским Патриархом, наследником престола св. апостола Петра, Римским папой.
Однако в Украине среди осознанно верующих, или, как еще говорят, практикующих христиан достаточно высока численность протестантов (в некоторых регионах доля протестантских общин относительно других исповеданий доходит до 40%). Поэтому немаловажным представляется и вопрос единства с протестантами. Учитывая, что УГКЦ является поместной католической Церковью в нашей стране, было бы логичным заниматься данной проблемой именно греко-католикам, не перекладывая всю ответственность и право инициативы на Папский совет по содействию христианскому единству, находящийся в Ватикане. Тем более, что «на Восточные Церкви, находящиеся в общении с Римским апостольским престолом, возложен особый долг: поощрять единство всех христиан»1. При этом важно отметить, что «забота о восстановлении единства лежит на всей Церкви, как на верующих, так и на пастырях, и касается каждого по его способностям»2.
Поскольку автору довелось в течение шести лет быть членом одной из протестантских евангелических церквей, а затем некоторое время активно общаться и полемизировать с протестантами на интернет-форумах, обсуждая среди всего прочего возможные варианты христианского единства, которые были бы приемлемыми и для католиков, и для протестантов, осмелюсь кратко представить свои наработки по этой теме, поделиться наблюдениями и предложить концепцию единения.
Состояние протестантизма
Одной из отличительных черт т.н. неопротестантизма, или евангелического протестантизма второй волны Реформации3 (к таковому относят евангелистов, баптистов, пятидесятников и др.), является гибкость и достаточная открытость богословия. Евангелические протестанты в отличие от традиционных — таких как лютеране и англикане — не боготворят собственные истоки и богословские школы. В случае, если по здравому и аргументированному рассуждению неопротестантские общины приходят к необходимости внести изменения в свои практики и подкорректировать доктринальные элементы, они вполне могут это сделать. И это является хорошим предусловием для взаимного поиска единства. Отсюда следует, что в межконфессиональном диалоге относительно единства мяч сегодня на стороне католиков. На католиках лежит ответственность за разъяснение евангелическим протестантам основ ортодоксальной веры, целесообразности практик и обрядов Вселенской Церкви, а также выработку моделей единства.
Как позволяет судить мой собственный опыт, неприятие протестантами католичества во многом вызвано элементарным незнанием, а точнее, дезинформацией. Подавляющее большинство протестантов никогда не углублялись в изучение святоотеческой Традиции, никогда самостоятельно не исследовали православное учение Вселенской Церкви. Что уж говорить, если многие из них не знают даже истории собственной деноминации! Тезис о безусловном отклонении католиков и православных от изначального Христова учения принимается протестантами в большинстве случаев просто на веру. А это значит, что диалог и просветительские усилия могут принести реальные плоды. И уже приносят.
Так, за последние несколько лет, значительный процент интересующихся углублением своих познаний протестантов в Украине и России, благодаря общению и чтению соответствующей литературы, принял православие. Я лично был свидетелем десятка случаев такого обращения, да и сам фактически через это прошел, примкнув ко Вселенской Церкви в лице УГКЦ. Однако подобные процессы не решают самой главной проблемы — проблемы христианского единства. Сколь много ни переходило людей из протестантизма в православие и католичество, разделенность нисколько не уменьшилась. Частным прозелитизмом трагедию разобщенности не излечишь. Необходимо объединение целых сообществ. Нужна Уния. Нужно много уний.
Протестантские общины своею пестротой и разнообразием отражают определенные человеческие психотипы и наклонности, что отвечает запросам соответствующих групп социума4; их миссионерский задор, мобильность и стремление открывать новые церкви всегда будут приводить к привлечению всё новых и новых членов, общины будут расти. Это говорит о неспособности решения проблемы единства через индивидуальный прозелитизм. Умножение численности и количества видов протестантских общин будет только все более и более подчеркивать христианскую разобщенность. Чтобы остановить этот процесс, нужно лучшие качества протестантизма направить в русло Вселенской Церкви; протестантизм нужно воцерковить. И тогда весь его динамизм сможет, во-первых, служить общему делу Тела Христова, и, во-вторых, станет не разделяющим фактором, а созидающим.
Требования для восстановления единства
Давайте обобщенно сформулируем, каковы могут быть необходимые требования к общинам со стороны Католической Церкви для восстановления сопричастия5:
1. Исповедание католических догматов и Символа веры.
2. Исповедание древней веры и учения относительно таинств.
3. Правильное совершение таинств аутентичным рукоположенным священством.
4. Признание Римского епископа в качестве главы видимой Вселенской Церкви и послушание ему6.
А что является критериями истинности церкви со стороны протестантов? Что они считают ключевым для того, чтобы быть готовыми духовно объединиться с христианами другой традиции?
Первое и самое главное — соответствие учения и практик библейскому образцу. А, если точнее, то конечно же их пониманию библейскости. И как раз здесь и появляется поле для работы католиков. Потому что все остальные требования, которые могут выдвинуть протестанты, вторичны и необязательны. Если вам удастся доказать и доходчиво объяснить соответствие католических учений и практик Библии, их сущностную непротиворечивость, диалогу о единстве уже будет дан зеленый свет.
Другими словами, дверь со стороны протестантов заперта только на один замок. Хотя и весьма массивный, он отворяется обычной проповедью и разъяснением древнего апостольского учения, а также простой, хотя и многогранной, просветительской работой. В просветительской же работе украинские греко-католики весьма перспективны: и духовенство, и миряне неплохо образованы и вполне разбираются в доктринальных вопросах. И, что немаловажно, в УГКЦ верующие достаточно толерантны, открыты и не фанатичны, а именно такие качества необходимы для плодотворного диалога любви7.
Итак, если с протестантскими условиями единства все понятно, давайте вкратце, по пунктам, рассмотрим возможные решения ожиданий со стороны католиков.
1. Исповедание католических догматов и Символа веры. Путь к объяснению истин Вселенской Церкви протестантам не кажется легким; все же стоит по нему идти, ведь награда очень велика и высокоценна: христианское единство. Интуиция мне подсказывает, что объяснение протестантам тех же мариологических догматов будет гораздо менее сложным делом, чем объяснение православным filioque: у протестантов богословие не столь тяжеловесно и изощренно, им главное помочь уловить суть. Сопоставлять с собственными богословскими наработками протестанты будут не долго, хотя бы даже потому, что свои наработки они не считают абсолютной истиной. Убедить исповедовать Символ веры будет еще проще, ведь учение подавляющего большинства евангелических церквей вполне соответствует истинам Символа.
2. Исповедание древней веры и учения относительно таинств. С таинствами дело обстоит намного сложнее. Протестантам трудно принять католическое учение об апостольском преемстве (а ведь на нем завязаны почти все таинства) хотя бы просто потому, что они мыслят в совершенно иных категориях, часто искренне не понимают в силу разности богословских предустановок. Для протестанта главной причиной действия Святого Духа является вера во Христа и следование Ему; чтобы священнодействовать они предполагают только наличие веры. Для чего преемственность, если веру можно обрести просто читая Библию? — они искренне не понимают. Вторая причина непонимания протестантами преемственности — отсутствие собственного мистического опыта переживания таинств (кроме таинства крещения). Сложно понять рассуждения и свидетельства о том, что твоему опыту не доступно. Однако и здесь панацеей является разъяснение, просветительство. Беда вот только, что не всегда сами католики правильно понимают значение апостольской преемственности, иногда воспринимают ее просто как данность, или вообще как передачу административной власти. Но по крайней мере духовенство здесь вполне адекватно.
3. Правильное совершение таинств аутентичным рукоположенным священством. Если апостольское понимание церковных таинств будет у протестантов восстановлено, если будет возрождено аутентичное священство, то и привести сами священнодействия к соответствующей учению форме будет не так уж сложно. Да, у евангелических протестантов весьма упрощенный обряд. К тому же и не древний. Эстеты, ценители архаичных литургий здесь будут явно не удовлетворены. Однако ведь не древность делает обряд ценным и действенным средством выражения духовных чувств, но выражение истинной христианской набожности, соответствующей определенной культуре, субкультуре или просто менталитету конкретной группы верующих людей. Любой обряд когда-то был современным, "модерновым". Чище не то, что древнее, а что духовнее. Да и то, по большому счету, мера духовной чистоты может быть только одна: нечто либо чисто, либо нечисто, третьего не дано, не бывает никакой "второй свежести". Обряд либо отражает Христа, либо не отражает Его. В случае с неопротестантами, их форма богослужения, на мой взгляд, требует не так уж много корректировок.
4. Признание Римского епископа в качестве главы видимой Вселенской Церкви и послушание ему. Возможно это покажется странным, особенно на фоне тяжелой полемики с православными, но примат Римского архиерея для евангелических протестантов не составляет слишком большой проблемы. Мое участие в дискуссиях на протестантских форумах показало, что верховенство в Церкви папы меньше всего вызывает споров. Спорили на эту тему в основном только экс-протестанты, недавно перешедшие в православие. Некоторые даже самые радикальные протестанты вполне соглашались признавать папу главой видимой Церкви, если бы им доказали библейскость католического учения и практик.
Возможные модели объединения
Моделей объединения разработано много8, однако для восстановления полного сопричастия с Католической Церковью отделенной христианской общины на сегодняшний день возможны только три опции: (1) полное "растворение" в КЦ, (2) присоединение к КЦ с сохранением обряда и некоторых практик и (3) присоединение в качестве Церкви "своего права". Каждый из этих трех вариантов может быть уместным, хотя реально унией, союзом, можно назвать только второй и третий, поскольку в этих случаях присоединяющаяся конгрегация сохраняет, хотя и в разной степени, индивидуальные особенности, т.е. не перестает существовать как самостоятельная дееспособная единица. Первый же подразумевает полное обращение, полный отказ от предыдущего состояния, поэтому унией называться не может.
Интересно, что Католическая Церковь знает примеры уний с протестантами, хотя эта практика пока не распространена. Ближе к концу прошлого столетия к Церкви присоединилось несколько англиканских общин, для которых был даже установлен специальный обряд, т.н. Англиканский чин9 (Anglican Use). Обряд основан на традиционной литургии Церкви Англии с некоторыми необходимыми корректировками. Его практикует ряд приходов в США, принадлежавших ранее Епископальной Церкви Америки. Священников-англикан рукополагали повторно, разрешив быть женатыми10. Однако принципиальная разница с Брестской и подобными ей униями в том, что экс-епископальным общинам не был предоставлен статус церкви "своего права". Приходы во главе со священниками просто вливались в Римско-Католическую Церковь, подчиняясь местным латинским епископам.
Недостаток такого подхода в том, — и это показал пример присоединившихся общин, — что, не будучи церковью "своего права", воссоединенные протестанты подвергаются сильным ограничениям в общинном развитии и миссионерской деятельности. Для многих протестантов миссионерство является главной задачей церкви11, и любые сдерживания в этой сфере, чем бы они ни обосновывались — экуменизмом, каноническими вопросами или чем-либо другим — будут восприняты в крайней степени болезненно. Хотя бы даже поэтому в перспективе протестантам понадобятся свои епископы, не только и не столько обряд. Кроме того, не имея собственного епископата, такие общины вообще обречены на вымирание, чего они, естественно, пожелают избежать.
Поэтому, опираясь на опыт воссоединения православных и католиков в Бресте как на образец восстановления сопричастия разделенных церквей12, я бы предложил следующую модель воссоединения с протестантами в качестве наиболее перспективной: каждую определенную группу протестантских церквей, объединенных в разного рода братствах и союзах и/или имеющих одинаковое учение и сходные между собой практики, привести со временем к статусу Церкви «своего права».
Конечно, сообщества, не имеющие апостольской преемственности, экклезиологически неполноценны, лишены таинства священства и, без истинных епископов, не могут считаться поместными Церквями. Как утверждал Владимир Соловьев, в применении к протестантам термин «соединение церквей» не может использоваться, ведь Протестантская Церковь как таковая не существует и можно говорить лишь о воссоединении протестантов с Церковью13. Однако здесь есть важный нюанс: в момент присоединения или же по восстановлению подлинного священства протестантская община становится полноценной Церковью, а значит вполне может в будущем выступать и самостоятельной канонической единицей.
Практические шаги
Итак, протестантам нужно будет помочь восстановить православное католическое учение в тех принципиальных вопросах, где оно сущностно повреждено; зафиксировать таковое исповеданием Символа веры и, возможно, разъяснением к нему; помочь восстановить древнее понимание таинств и в особенности Евхаристии; обучить и рукоположить священство, для чего потребуется создание отдельных факультетов в существующих семинариях УГКЦ; зафиксировать и откорректировать порядок богослужения, бережно сохранив присущие протестантизму элементы; и, наконец, провести пышные и радостные празднества по случаю обретения некогда потерянных братьев.
Подобная работа станет дополнительным стимулом для развития богословской мысли и в самой УГКЦ; наработки в отношениях с протестантами, выводы и заключения, сделанные в ходе такого общения и исследований, могут пригодиться затем в деле восстановления единства и с православными братьями.
Важность работы с протестантами
Кто-то может сказать, что сегодня нет острой необходимости вплотную заниматься неопротестантским вопросом — много других дел, тем более что со стороны протестантов пока не заметно особого рвения присоединиться к Католической Церкви. Но, во-первых, тенденции возвращения к своим католическим корням сегодня наблюдаются во многих общинах Украины и России (об этом можно было бы написать целое исследование), а во-вторых, даже гипотетическая возможность воссоединения при сохранении общинной жизни и особенностей могла бы стать серьезным стимулирующим фактором, весьма привлекательным в глазах ищущих вселенскости протестантов.
А так получается, что когда тот или иной протестант приходит к осознанию важности пребывать в лоне апостольской Церкви, он вынужден покидать свою общину, унося тем самым из нее закваску католичности. Если же он бы знал, что католичность возможно реализовать и в рамках своей нынешней конгрегации, приведя ее к Унии и восстановлению утраченной церковной полноты, он бы не покидал ее, а с надеждой пытался бы повлиять и на остальных своих собратьев, служа тем самым делу общехристианского единства.
Третья причина работать с протестантами — служение Христу.
«Христианские общины должны помогать друг другу, — отмечает папа Иоанн Павел II, — чтобы в них могли быть истинным образом представлены полнота и все требования "наследия, переданного апостолами". Без этого никогда нельзя будет достичь полного общения. Взаимопомощь в поисках истины — высшая форма проявления евангельской милосердной любви»14.
Заключение
По каждой протестантской церкви или группе общин доведется проделать хлопотную и кропотливую работу — от изучения и личных знакомств («надо знать умонастроение отделенных от нас братьев»15), до составления и обсуждения унийных артикулов. Как писал Митрополит Андрей Шептицкий, «полное единство, т.е. создание одного вероисповедания из нескольких, может быть достигнуто только после долгого ряда мелких согласий»16.
Результат стоит усилий и потраченного времени, ведь ничто так не радует Христа, как любовь и единство между Его учениками.
И пусть всегда и во всем прославляется Христос!
Автор будет рад услышать отзывы на данный материал. Свои комментарии вы можете присылать через раздел «Обратная связь».
Примечания
- Декрет о Восточных Католических Церквах «Orientalium Ecclesiarum», 24.
- Декрет об экуменизме «Unitatis Redintegratio», 5.
- В статье мы будем говорить именно об этом направлении, так как его представители наиболее многочисленны и перспективны; при этом многое из рассматриваемого применимо и по отношению к протестантской ортодоксии.
- О психотипах, соответствующих различным вероисповеданиям, говорил, в частности, А. Мень. См. сборник его бесед «О Христе и Церкви», М.: Храм святых бессеребреников Космы и Дамиана в Шубине, 2002, с. 92.
- Ср. определение церковности, данное Константинопольским Патриархом Афинагором: "Истинная церковность зависит от апостольского преемства, от православной веры во Христа, как Сына Божия и Сына Человеческого, и, наконец, от полноты таинств" (Письма, т. 2, стр. 105. Цит. по О. Клеман. Беседы с Патриархом Афинагором. Брюссель, 1993, с. iv).
- Энциклика "Ut unum sint", 97.
- "Помните знаменитые слова Христа: нас действительно признают Его учениками, истинными и верными последователями, если будем любить друг друга; если будет тепло любви; если будет доброе отношение намеренное, более чем непроизвольное, и появится то великодушие и та способность обретать Христа посреди нас, которые вытекают именно из стремления к единству в Нем и ради Него." Папа Павел VI. Insegnamenti di Paolo VI, Roma, 1965, t. II, p. 1072—1074. Цит. по Кьяра Любич. Да будут все едино. — М.: Истина и жизнь, 1997, с. 143.
- См. напр. А. Михалейко. "Екуменічні моделі єднання", "Богословія" т. 67, книги 1-2, сс. 33-43.
- Документ, устанавливающий Англиканский чин, был принят 22 июля 1980 года.
- Документ Pastoral Provision разрешает англиканам и другим протестантским клирикам при присоединении к Католической Церкви быть рукоположенными даже будучи женатыми.
- "Наиболее важное в самой природе христианства — миссионерское служение". Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Христианское просвещение, 1993, с. 76. Ср. Lumen Gentium, № 9.
- См. Апостольское послание «Orientale Lumen», 21.
- В. Соловьев. О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994, с. 74.
- Энциклика "Ut unum sint", 78.
- Декрет об экуменизме «Unitatis Redintegratio», 9.
- Цит. по Ярослав Москалик. "Ідея об’єднання Церкви за вченням Митрополита Андрея Шептицького", "Богословія" т. 67, книги 1-2, с. 87.