ВРУВ свете приближающихся парламентских выборов особенно актуальными для украинских христиан становятся вопросы взаимодействия Церкви и государства, библейского учения о политической жизни и социуме в целом, отношения последователей Христа к политическим и общественным процессам.


Публикуем отрывок из нравственного катехизиса Украинской Греко-Католической Церкви «Жизнь во Христе», в котором излагается христианское учение о государстве и власти, праве народа оказывать сопротивление государству, исполнении обязанностей гражданина, коррупции, демократии, патриотизме и прочем.

Христианское понимание государства

307. Отношение человека к государству как к воплощению власти во все времена было напряженным. Поэтому вполне понятно, почему вопрос государства и его сущности с самого начала играл важную роль в христианской мысли. Слово «государство» впервые применили в начале 16 века для определения политического общества в ренессансных государствах верхней Италии, а со временем это понятие укоренилось во всех европейских странах. Старшим является понятие «нация», под которым следует понимать оседлый народ с унаследованными тради­циями — то есть носителя оригинальной культурной идеи.

308. Христианское общественное учение о государстве включает в себя положение богословского характера. Богословское понимание можно подытожить в шести позициях.
  1. Государство не является «представителем Бога на земле» (2 Тим. 1:10).
  2. Теократическое толкование государства противоречит Библии. Слова Господа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) не следует воспринимать ни как неуважение к государству (ибо ему следует дать то, чего оно требует), ни как требование его подчинения церковной иерархии.
  3. Форма государства с насильственной властью присуща поколе­ниям от грехопадения до Второго Пришествия Христа. В грядущем Царстве Божьем не будет государства, точно так же как и не будет основанных на естественном праве общественной институции брака и частной собственности.
  4. Истоки принудительной власти государства и судебных влас­тей берут свое начало от грехопадения, ибо грешное человечество нуждалось в органе наведения государственного порядка в отношении правонарушителей и злоумышленников (ср.: Рим. 13:3-4).
  5. Хотя причиной принудительной власти государства является грех, государство берет свое начало не от владыки греха — Сатаны, а от Бога. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет влас­ти не от Бога[...]. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1-2).
  6. Даже если Библия признает значение и ценность государства, она все же серьезно предостерегает, что само государство может пре­образоваться во враждебную по отношению к Богу силу (Откр. 13:16-17).

309. Государство является наивысшей формой общественного строя, которая берет свое начало от естественного права, служит для устро­ения земного благосостояния и основывается на истине и власти. Собственными силами человек не способен «развить до абсолютной полноты и богатства все те задатки, которые он имеет от Бога»135. Точно так же и семья ни в коем случае не способна решить всех жизненно важ­ных проблем. Для этого нужны многочисленные общественные орга­низации. Следовательно, существует неисчислимое множество тесно взаимосвязанных индивидов, семей, общин, предприятий, культурных учреждений и т. д., многогранные связи которых должны быть проник­ нуты духом права, порядка и безопасности. Для осуществления этой задачи необходима наивысшая на земле общественная институция, ко­торая, опираясь на право и власть как организм высшего порядка и наи­высшего хранителя общего блага, как можно лучше обеспечивает зем­ные блага. Эта наивысшая общественная институция — государство — должна создать совокупность предпосылок для успешного развития отдельных индивидов, малых общественных групп и всего общества.

Поскольку государство коренится в естестве человека, то в ко­нечном итоге оно происходит от Бога - Творца естества. Жить в государстве завещает человеку его естество, или, точнее, Бог — Творец естества.

А. Государственная власть

310. Осуществление государственных целей было бы невозможным без единого государственного авторитета власти, направленного на достижение общего блага.

Согласно христианскому пониманию, Бог является источником всякой власти и авторитета.

Поскольку государственную власть не способна эффективно осуществлять «масса людей», то владение ею передают «одному или нескольким», из чего следуют различные формы государственного строя. Правительство получает власть непосредственно от всего народа. Христианское учение о государстве не ограничивается лишь одной формой государственного строя, однако оно определяет, что всякая форма должна быть подчинена естественному праву общего блага (форма государственного строя зависит от времени, обстоятельств, исторических условий). Ментальности и чувствам современного чело­века, очевидно, наиболее соответствует демократия.

Б. Права и обязанности государственной власти

311. Цель государства заключается в создании условий для обществен­ного развития лиц, малых общественных групп и всего общества. Отсюда следует объем обязанностей государственной власти в сферах законодательства, администрирования и юридической системы.

Митрополит Андрей Шептицкий учит: «Цель руководящей власти — служить общественному добру, беречь и охранять естествен­ную и правильную свободу граждан, семей и всех обществ... будь то кооператив либо все те группы людей, которые, соответствуя потребностям человека и его свободы, объединяются с другими в осуществлении своих прав и обязанностей [...]. Власть обязана испол­нять христианские обязанности по отношению к Всевышнему Богу, поэтому должна воплотить в жизнь принцип Божьего Откровения и способствовать всем гражданам в исполнении Божьего культа, кото­рого требует Божье Откровение»136.

312. К основным задачам государственной власти относятся:

  • защита от внешней агрессии и честная и справедливая внешняя политика;
  • защита внутреннего правового устройства, которая должна отражаться прежде всего в конституции государства, экономических законах, гражданском и уголовном праве и т. д.;
  • справедливое государственное администрирование и суд;
  • забота об общем благосостоянии. При этом важно поддерживать не только материальное благосостояние в экономическом и общест­венно-политическом плане, но и заботиться о нематериальном общем благе, решающими признаками которого являются прежде всего соблюдение социальной справедливости, основанное на нравственных ценностях народное образование, высокий уровень науки и культуры, совершенная система охраны здоровья, а также обеспечение свободы мысли и религиозной свободы.

Среди активных современных дискуссий на этические темы доми­нируют следующие:

  • право государства на налогообложение;
  • право государства на акт государственной самообороны;
  • право государства вести войны.

313. Вопрос права на налогообложение христианское социальное учение объясняет в трех положениях.

1. Право государства собирать налоги обусловлено стремлением к всеобщему благосостоянию, которого не осуществить без готовности граждан к пожертвованиям.

Согласно принципу социальной справедливости, размер налого­обложения определяется соответственными требованиями общего блага. При этом следует учитывать последствия слишком высоких налогов (они имеют парализующее влияние, препятствуют накоплению капитала, отпугивают иноземных инвесторов). Возникает угроза деморализации, поскольку слишком высокие налоги порождают фальсификации и обман (уклонение от уплаты налогов).

2. Бремя налогов следует распределять в зависимости от возмож­ностей граждан. Ситуация, когда, согласно принципам прогрессивного налога, большей стоимости объекта налогообложения соответствует и большая налоговая ставка, согласуется с понятием о справедливом распределении. При этом следует принимать во внимание, что нельзя в корне придушить личную инициативу.

3. Законы налогообложения обязывают совесть. Большие размеры налогов, их анонимность, отсутствие ощутимой награды за их уплату — существенно разрушили нравственность налогообложения. Уклонение от уплаты налогов стало повседневным явлением. В противовес этим взглядам христианское социальное учение подчеркивает, что уплата налогов является обязанностью совести: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим 13:7).

II Ватиканский Собор справедливо называет уклонение от уплаты налогов «обманом»137.

В. Границы государственной власти и право народа оказывать сопротивление

314. Права, которые человек имеет от природы и от Бога, устанавливают для государственной власти четкие ограничения. Прежде всего непри­косновенным является личностное достоинство человека, а также сущностное устроение брака и семьи. В большинстве стран границы государственной власти детально описаны в конституции, гаран­тирующей, например, свободу совести, мысли, объединений, свободу выбора профессии и места работы, защиту собственности и т. д.

Хотя Священное Писание и называет государственную власть «призванной Богом», однако каждое государство и правительство несут на себе клеймо несовершенства всего земного. На каждом шагу можно заметить просчеты. Угрозой является преступная тирания. Граж­дане не должны исполнять преступные приказы, а иногда действовать вопреки государственным действиям, пытаясь свергнуть преступное правительство.

315. Что касается активного сопротивления населения при свержении преступного правительства, католическая государственная этика при­держивается следующих основных принципов:

а) должно быть очевидным, что правительство имеет действи­тельно искаженный характер и переросло в тиранию, что апелляция к высшим инстанциям (например, ООН) невозможна или не имеет смысла и что после свержения старого правительства новое положение действительно будет соответствовать общему благу (сопротивление населения не может вести к установлению тирании, еще худшей, нежели сверженная);

б) можно применять лишь столько силы, сколько необходимо для свержения тирании. Следует сделать все возможное, чтобы сохранить очень сложные, жизненно необходимые институции. По возможности следует сохранить общественный порядок и безопасность, иначе народ претерпит от революции больше горя, нежели от тирании;

в) следует иметь разумное и реальное обоснование того, что вос­стание завершится успешно. Неудача лишь разожжет гнев тирана и усилит притеснения. Если нет никакой надежды на успешное свержение режима, то не остается ничего иного, кроме как дальше терпеть тира­нию и уповать на Божье милосердие.

Г. Нравственная ответственность за государство

316. Христианское социальное учение видит в государстве благословен­ную Богом институцию, по отношению к которой человек имеет определенные нравственные обязательства. В современном обществе нравственная ответственность за государство должна проявляться двояко: положительно - в исполнении обязанностей гражданина госу­дарства, и отрицательно - в опровержении позиций, согласно которым государство воспринимают как игрушку в руках различных группи­ровок, члены которых связаны общими интересами (так называемые группы давления).

а) Исполнение обязанностей гражданина государства
317. Человек большую часть своего времени и внимания уделяет своей семье, поэтому углубленность в сферу личной и семейной жизни привела к политической пассивности по отношению к «требованиям всего общества». Таким положением вещей можно объяснить явление утраты интереса граждан к политике, безразличия к общественным нуждам. С другой стороны, нельзя обобщать, как и нельзя отрицать факт упадка готовности чувствовать себя ответственным за государство, заметный во многих социальных средах.

Нравственные обязанности по отношению к политическому обществу:

  • вклад в общее благо и уважение его. Наилучшим способом до­стижения этого, безусловно, является послушание закону (например, христианское понимание соблюдения правил дорожного движения). Уважение гражданской власти также рассматривается в качестве уваже­ния общего блага;

  • военная служба для подготовки к защите отечества;

  • уплата части собственных доходов в качестве налогов (эти средства дают возможность государству покрывать многочисленные расходы);

  • участие в выборах как основной гражданский долг. Нельзя забы­вать, что демократия — это не просто форма режима правительства; она представляет собой новый способ понимания отношений между гражда­нином и государством, в котором он считается до определенной степе­ни ответственным за назначение власти и контроль за ее деятельностью через своих избранных представителей. Следовательно, обязанность участия в выборах важна, поскольку их результат определяет способ управления общим благом;

  • обязанность солидарности и взаимного уважения между членами общества, являющимися для христианина братьями в Иисусе Христе. Это уважение рождает идею политической общины и конкретизируется в почтительном отношении к человеческим правам, следующим из достоинства человеческой личности;

  • участие в политической жизни является путем служения челове­ку и реализации любви. Гражданин несет ответственность за то, что мог бы сделать, изменить, улучшить, но этого не сделал; каждый, в соответствии со своими способностями, должен включаться в поли­тическую жизнь138.

318. При демократическом строе все граждане несут ответственность за общее благосостояние как на уровне местной общины, так и на уровне региона и всей страны. Нельзя забывать о «праве и обязанности свободных выборов»139 и об участии в самоуправлении, но также и о праве критики и контроля.

Митрополит Андрей утверждает: «Чем больше граждан прини­мает участие в управлении и чем больше это участие, тем больше необходимо, чтобы те граждане были праведными, то есть были нрав­ственно воспитанными, исполненными евангельских принципов»140.
б) Коррупция как грех против общего блага141
319. Одной из актуальных проблем нашего времени является проблема коррупции, овладевшая всеми сферами общества, начиная с государ­ственной власти. Это явление негативно влияет на разные стороны общественной жизни: экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание, международные отношения.

Термин «коррупция» (с лат. corruptio — порча, упадок) используется для определения процесса разрушения государства, общества и его нравственных устоев; это болезнь, искажающая социальные взаимо­отношения. Уровень коррупции — своеобразный показатель нрав­ственного состояния общества в целом и каждого в частности как члена общества, поскольку именно от конкретной личности зависит, исполняет ли она доверенные обязанности компетентно и эффективно, справедливо и непредвзято в интересах общества или же в личных интересах и интересах других лиц, руководствуясь корыстными мотивами.

320. Наставление, направленное против коррупции, находим в Свя­щенном Писании. Мадиамский священник Иофор, тесть Моисея, советует своему зятю избрать среди всего народа способных, бого­боязненных, надежных, бескорыстных людей и поставить их над народом тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками, дабы они судили народ (ср.: Исх. 18:21-22). В книге Исхода также сказано, что представитель власти не должен принимать даров, поскольку они «слепыми делают зря­чих и превращают дело правых» (Исх. 23:8). Пророк Исая учит, что тот, «кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис. 33:15-16).

321. Коррупция на уровне управления является опасным явлением, поскольку власть теряет свое предназначение, перестает быть пред­ставителем и защитником граждан, а превращается в угрозу для них. В результате общество делится на две подсистемы: одна из них ориентируется на правовые и нравственные нормы, другая — на соб­ственные цели и средства их достижения, другие системы ценностей, собственные законы.

В странах, где коррумпированные отношения носят массовый характер, они вытесняют правовые, этично-нравственные отношения между людьми, превращаясь в обычные правила поведения для значи­тельной части населения. Такое поведение фиксируется в сознании людей, и каждое следующее поколение формируется под влиянием тех ценностей, которые существуют в обществе. Примером этого является реакция общества на сообщение о фактах коррупции, кото­рые в последние годы воспринимаются достаточно спокойно и рас­сматриваются как способы решения личных проблем. Всеобщее без­различие к тому, что происходит, является еще одним отрицательным следствием коррумпированного общества. Это также свидетельство распространения коррупции на всех уровнях общества и демонстрация низкого уровня согласия населения решительно противодействовать коррупции.

322. Коррупция не является качеством человека, данным ему с рожде­ния. Эта способность закладывается в сознании человека под влиянием среды, в которой он формируется, атмосферы, которая его окружает, посредством усвоения с детства модели поведения, которая хоть и считалась нравственно недопустимой, но поощрялась.

В решении этой проблемы значительную роль играет пример истинной христианской жизни. Христианин должен всячески противо­стоять такому общественному пороку — не принимать участия в коррупционных делах и не молчать, когда это делают другие. Общество государства может избавиться от этого бедствия лишь возвращением к христианским ценностям, христианской жизни, к тем принципам, которым обучал Христос для вечного спасения.

При условии глобального распространения коррупции ее искоренение невозможно без надлежащего законодательного вмеша­тельства. Но каким бы эффективным ни было законодательство, необходимо также духовное обновление народа, возобновление забытых на протяжении десятилетий ценностей, когда Украина была втянута в тоталитарную империю. Необходимо распространять идеи, взгляды, соторые воплотились бы в индивидуальный духовный мир, в сознание нышнешнего поколения и воспитывались в последующих.

323. Одним из характерных явлений коррумпированного общества являются так называемые группы общественного давления. Это конституционно не интегрированные, частно организованные об­щества, члены которых связаны одинаковыми экономическими интересами. Они стараются влиять (и даже оказывать давление) на общественное мнение, политические партии и парламенты, на прави­тельства, государственную администрацию и законодательство, а также на группы давления противоположного направления с целью достижения узких частных интересов, при этом полностью игнорируя общее благо всех граждан государства. Их цель — получить как можно большую власть в общественном пространстве, даже если такое господствование не предполагается действующим законодательством. От политических партий, которые по крайней мере обязаны, согласно своему замыслу, представлять интересы всего народа или его части, группы давления отличаются сужением сферы интересов (до защиты интересов лишь своих членов).

Они стремятся:
  • ввести своих представителей в политические партии как канди­датов в депутаты;
  • лоббировать свои интересы в парламенте, правительстве и госу­дарственной администрации.

Христианское социальное учение подчеркивает, что общее благо государства выше частных интересов упомянутых групп, поэтому сле­дует апеллировать к сознанию и нравственной ответственности их функционеров.

Д. Политический строй

324. К существенным элементам политической общности, которой является государство, относится власть. Способ использования власти определяет форму политического строя государства, а также экономи­ческую модель. Следовательно, строй — это система власти в государ­стве, объем концентрации власти и форма ее использования.

Критериями демократичности в государствах с парламентским строем является также система выборов (равные, универсальные, тайные, непосредственные, пропорциональные) и, конечно, честный способ их проведения.
Демократия и христианские ценности
325. После падения коммунистического тоталитаризма наблюдаем доминирование демократических систем, проявляющих заботу о чело­веке и его правах. Страны с коммунистическим прошлым реформируют свои политические системы, избирая демократический путь разви­тия. Даже в странах, где издавна действует демократическая форма правления, не всегда почитаются основополагающие нравственные ценности. Церковь становится на сторону настоящей, здоровой и основанной на человеческой ценности демократии, которая должна опираться на нравственное право142.

326. Церковь ценит демократию как систему, обеспечивающую участие граждан в политических решениях, а также гарантирует возможность их выбора и контроля над собственным правительством. Но демократия не может содействовать возникновению закрытых руководящих групп, присваивающих себе власть в государстве ради собственной пользы и идеологических целей. Аутентичная демократия возможна лишь на основе истинной концепции человеческой личности. Чтобы пожинать плоды демократии, люди должны быть соответственно для этого воспи­танными, формируясь в христианском духе, творя структуры участия и совместной ответственности.

Однако демократия не является идеальным решением проблемы политического строя. Даже в демократических государствах имеют место яркие противоположности между формальным признанием свободы и прав человека и различными проявлениями несправед­ливости и общественной дискриминации, в частности, когда постулаты свободы расходятся с постулатами этической ответственности.

В своем учении Церковь подчеркивает тесную взаимосвязь между демократией и истиной, ценностями и правами человека. Без этого демократия не будет аутентичной и даже может переродиться в соб­ственную противоположность.

Подчеркивая признаки христианской демократии, митрополит Андрей Шептицкий цитирует слова папы Льва XIII: «Если ваша демо­кратия будет христианской, она обеспечит отчизне мир, благосостояние и счастье. И наоборот, когда отдастся революции и социализму, когда, обманутая дикими иллюзиями, бросится на ревиндикации, уничтожа­ющие основные законы, на которых основывается каждый гражданский порядок, последствием такой демократии для самих трудящихся будет неволя, нужда и руина»143.

327. «В связи с этим следует заметить, что в ситуации, где нет места окончательной истине, которая была бы ведущей для политической деятельности и определяла бы ее направление, идеи и убеждения, кото­рые власть ставит перед собой, с легкостью можно сделать орудием для достижения целей. История учит, что демократия без ценностей легко превращается в явный или скрытый тоталитаризм»144.

Когда в сфере политики не соблюдаются такие принципы, как

  • честность в отношениях между руководителями и подчиненными;
  • прозрачность функционирования общественной администрации;
  • непредвзятость и объективность в решении общественных во­просов;
  • уважительное отношение к правам участников противоположных политических партий;
  • справедливое и честное использование общественных денег;
  • отвержение недостойных методов обретения, удерживания и распространения власти,

тогда приходит в упадок сам фундамент политического сосуществования, а из-за отсутствия этической основы всей общественной жизни угро­жает большая опасность145.

328. Релятивистическая демократия не может обеспечить длительный мир, ибо мерилом мира являются такие ценности, как почтительное отношение к достоинству каждого человека и солидарность между всеми людьми. Там, где демократия служит интересам сильнейших толь­ко потому, что они умеют более эффективно влиять на механизм влас­ти, она остается лишь пустым звуком146. К наиболее важным правам следует причислить, прежде всего, право на жизнь с момента зачатия, право на жизнь в семье, на интегральное развитие, на познание истины, на труд, на получение средств для обеспечения себя и близких, на сво­бодный выбор жизненной дороги, на воспитание детей. Источником и синтезом этих прав является, в определенном смысле, религиозная свобода (право на жизнь в истине собственной веры и согласно с транс­цендентным достоинством собственной личности).

329. Церковь выдвигает перед демократией следующие требования:

  • демократия должна основываться на интегральной концепции человеческой личности;

  • нравственные нормы — солидный фундамент и длительная гарантия справедливого и мирного сосуществования людей;

  • демократия не должна быть целью, а лишь средством147;

  • позитивный государственный закон должен основываться на Божьем законе и не может противоречить естественному праву;

  • если в демократических обществах правовой статус предостав­ляется связям гомосексуалистов, узаконивается эвтаназия, то все это распространяет «цивилизацию смерти»;

  • христианские политики не могут терять рассудительность, они обязаны слушать голос своей совести, свидетельствовать свою веру там, куда Господь их посылает;

  • уважение принципа вспомогательности, связанной со свободным и ответственным участием всех граждан в общественных вопросах;

  • демократия нередко сочетается со свободным рынком (где наи­высший закон — правило максимальной пользы и устранение всех, кто неприспособлен к логике рынка); между логикой рынка и логикой демо­кратии существует четкая противоположность: демократия опирается на идею равенства, а свободный рынок оценивает человека только по его продуктивности и потреблению. Здесь необходима культура, нрав­ственные нормы, ценности, без которых нельзя достичь успеха ни в одном обществе148.

330. Одобрение демократии не значит признания ее западной модели как идеальной формы строя и образца для посткоммунистических обществ. Иоанн Павел II подчеркивает некоторые моменты, которые недопустимы в демократическом обществе, уважительно относящемся ко всем правам человека149:

  • «скандал абортов»;
  • «нищета, недостойная человеческой личности»;
  • бедность так называемых «второстепенных» групп населения и людей преклонного возраста;
  • тяжелое положение эмигрантов.

Среди ценностей, которые должны почитаться и развиваться, честность, справедливость, взаимное уважение, трудолюбие, истина, забота об общем благе, которые должны стать целью и критерием политической жизни. Общественная жизнь, не опирающаяся на фундамент ценностей и норм, будет нестабильной и направленной к общественному беззаконию. Базирование на оценках, зависимых от изменяющихся ситуаций и субъективного опыта, ведет к нравствен­ному релятивизму, к стиранию границ между добром и злом. Многие теоретики общественной жизни и политики подчеркивают, что демокра­тическое общество для своего существования и развития нуждается в нравственных ценностях, которые само из себя создать не способно. Оно должно прилагать все возможные усилия, чтобы эти ценности усваивать и защищать.

Е. Любовь к родине

331. В классическом понимании родина значит совокупность действительностей — группу людей, связанных одной историей, часто — одним языком, культурой и одинаковым образом жизни — то есть всем, что определяется общим сознанием. Через посредство понятия «родина», «отчизна» человек переживает свою связь с землей, историей и общес­твом. Христианская нравственность преобразовала понятие любви к родине в добродетель патриотизма. Нашими предками мы фактически соединены с Богом; они даровали нам жизнь и стали посредниками Божьей Премудрости.

332. По словам митрополита Андрея, «могучей и гарантирующей всем гражданам счастье организацией родина может быть лишь тогда, когда будет не [просто] целостностью, искусственно составленной из разных и разнородных частей, а подобным монолиту организмом, то есть телом, оживленным одним духом, развивающимся из внутренней жизненной силы, дополняющим внутренние недостатки и являющимся естественно здоровым, сильным, осознающим свои цели — не только материальным, но и нравственным телом»150.

Однако патриотизм не должен характеризоваться ненавистью к чужеземцам или агрессией151. В противном случае он перерастает в шовинизм. Патриотизму угрожает также расизм, представители кото­рого воспринимают людей другой расы как низших по достоинству. Национализм, не основывающийся на христианских принципах, может дегенерировать к различным видам доктрин, противоречащих христианской вере. Митрополит Андрей Шептицкий так высказался по этому поводу: «Христианин должен любить всех людей, но это не препятствует тому, что прежде всего он должен любить свою семью и свою отчизну. И как любовь к ближнему не противоречит любви к семье, так же и не противоречит любви к отчизне. Христианин может и должен быть патриотом, но его патриотизм не может быть ненавистью и не должен налагать обязательств, несовместимых с верой. То, что казалось бы патриотизмом, а было бы на самом деле ненавистью либо противоречило бы вере, не является истинным патриотизмом»152.

Ж. Любовь к родному народу и его культуре

333. Народ — иная действительность, нежели государство. Он являет­ся духовной общностью и может существовать независимо от терри­тории, не иметь собственной государственной организации. Не следует отождествлять народ с родиной. Понятие «родина» неразрывно связано с территорией, а понятие «народ» — с общественной средой и культурой.

334. Самый главный и объективный элемент народа — общность лиц, происходящих от общих предков. Эта общность отличается своим языком, традицией, историей, культурным наследием. Она имеет свои права и обязанности общественного творения иерархии ценностей, обусловливающих оптимальное развитие личности.

«Задача украинского народа заключается в том, чтобы создать общественно-христианские условия, обеспечивающие гражданам истинное и стабильное счастье и имеющие достаточно внутренних сил, чтобы побороть центробежные тенденции внутреннего разложения и успешно защищать границы от внешних врагов»153.

335. Культура — это второй значительный элемент, объединяющий народ (язык, религия, обычаи, литература). Поэтому народ можно определить как объединение людей, имеющих общее происхождение и связанных между собой правами и обязанностями создания общей духовной культуры. Таким образом, народ, согласно христианской этике, является аксиологической категорией, то есть фактором многих ценностей для личности как индивидуума и общины личностей.

336. «Что объединяет определенное количество людей в один народ? Прежде всего — язык. Все, кто разговаривает по-украински или считает украинский язык родным, представляют собой украинский народ»154.

Народ создает и гарантирует человеку «пространство» для его естественного развития, из которого личность черпает жизненные силы для своего роста и дозревания. Это происходит благодаря общине. Через народ передаются национальные, нравственные ценности, образ­цы поведения, которые становятся идеалами; национальная традиция указывает на то, что является нравственно добрым, а что — нет.

Всю эту этическую действительность называют также этносом народной общности (сюда относится этическое сознание: нравственные ценности, обязанности, ответственность). Нравственное сознание — это также целая сфера нравственных убеждений.

Другое измерение - это целостность поведения общности (стиль бытия) во внешней сфере (определенное поведение людей при подобных обстоятельствах и в схожих ситуациях). «Этическая субстанция» народа — это существенный элемент, формирующий и развивающий нравственную сферу человека. Это фундамент, на кото­ром человек созидает свою иерархию ценностей.

337. Народная культура развивается в интеллектуальной, религиозной, нравственной, эстетической, общественной сферах, благодаря которым она дарует человеку разного рода ценности, влияет на личность, помогает становлению ее человечности. Каждый христианин, смыслом жизни которого является любовь к Богу и ближнему, призван горячо любить свой народ, вносить свой вклад в сохранение и развитие его культурного и духовного наследия.

338. Христианская концепция культуры — это теория интегральной культуры, стремящаяся к полному развитию человеческой личности. Культурное сознание, оторванное от материнского лона христианства, производит новейший мировоззренческий феномен — философский плюрализм, отрицающий идею Божьей истины как первоосновы твор­ческих поисков человека.

Дехристианизация, размывание фундаментальных основ этики и этических ценностей послужили причиной переориентации человека с духовности на сухой рационализм, с наивысших идеалов на прагматизм. Это отразилось на культурном организме.

Следовательно, актуален вопрос духовной организации как отдельного человека, так и культуры. Задача каждого христианина - созидание и развитие истинной христианской культуры, формирующей совесть, обеспечивающей духовное становление человека и его развитие.

 

Примечания 

135 Пий XI. Энциклика Quadragesimo anno, № 118.
136 Митр. Андрей Шептицький. Як будувати Рідну Хату... Львів 2003, с. 9.
137 II Ватиканский Собор. Пастырская конституция Gaudium et spes, № 30.
138 Там же, № 20.
139 Там же, № 75.
140 Митр. Андрей Шептицький. Як будувати Рідну Хату... Львів 2003, с. 15.
141 По материалам доклада Зорины Спильнык «Коррупция - социальный недуг совре­менности» (Рим, 14 ноябрь. 2001); см.: www.ugcc.org.ua
142 Иоанн Павел П. Энциклика Evangelium vitae, № 70.
143 Митр. Андрей Шептицький. Як будувати Рідну Хату... Львів 2003, с. 16.
144 Иоанн Павел П. Энциклика Centesimus annus, № 46.
145 Иоанн Павел II. Энциклика Veritatis splendor, № 101.
146 Иоанн Павел II. Энциклика Evangelium vitae, № 70.
147 Там же.
148 Ср.: Павел VI. Энциклика Populorum progressio, № 14; Иоанн Павел II. Энциклика Sollicitudo rei socialis, № 30.
149 Иоанн Павел II. Энциклика Centesimus anno, № 47.
150 Митр. Андрей Шептицький. Як будувати Рідну Хату... Львів 2003, с. 5-6.
151 Митр. Андрей Шептицький. Християнська Робота: Пастирське послания до вірних // Митрополит Андрей Шептицький: Життя і діяльність. Документи і матеріяли, т. 2: Церква і сустпільне питания, кн. 1: Пастирське вчення та діяльність. Львів 1998, с. 14.
152 Там же.
153 Митр. Андрей Шептицький. Як будувати Рідну Хату... Львів 2003, с. 5.
154 Там же, с. 24.


Текст набран по изданию: Жизнь во Христе. Нравственный катехизис. Львов: Издательство Украинского Католического Университета. 2004. Под ред. свящ. Святослава Шевчука.