Выберите язык

Он даёт утомлённому силу, и изнемогшему дарует крепость. (Исаия 40:29)

Петр Могила

О лаврском домитрополичьем периоде деятельности святого Петра Могилы известно немного. Однако нет никаких сомнений в том, что, возглавив самый престижный в славянском мире православный монастырь, он начал чрезвычайно энергичную работу как по его возрождению, так и по реформированию Православной Церкви. Тем более что тогдашний митрополит святой Иов Борецкий полностью поддерживал эти планы.

Стоит отметить, что нередко между Софией (резиденцией киевских митрополитов) и лаврой возникали разногласия. К чести обоих (и митрополита, и архимандрита), они прекратили эту нездоровую тенденцию и совместно принялись за неустанный труд на благо Православной Церкви. Позднее, уже находясь на митрополичьей должности, святой Петр Могила заложил важную традицию: киевский митрополит будет одновременно архимандритом лавры.

Стареющий митрополит, без сомнений, видел в святом Петре Могиле своего будущего преемника и возлагал обоснованные надежды на его ведущую роль в реформировании Церкви. Однако столь титаническую работу невозможно было выполнить в одиночку без надежных помощников. Понимая это, молодой архимандрит стал собирать вокруг себя энергичных и высококультурных единомышленников.

Патриотизм и лидерские качества

Д. Степовик справедливо отметил, что если бы Петр Могила был властолюбцем и диктатором, в чем его иногда упрекают, он бы выбрал типичный стиль диктатора: окружил себя посредственными, незаметными, бездарными исполнителями, чтобы никто не мог претендовать на его место. Напротив, святой собирал вокруг себя яркие, выдающиеся личности с хорошими организаторскими способностями и сильной волей.

В первую очередь среди его соратников были Сильвестр Косов, который впоследствии станет преемником святого Петра Могилы на митрополичьей кафедре; Иосиф Тризна, занявший пост архимандрита лавры после Могилы; Афанасий Кальнофойский, Павел-Домжив-Люткович, Филофей Кизаревич и другие. При подборе кадров святой учитывал их ревность в православной вере, высокие профессиональные качества как ученых, педагогов и других деятелей. Очевидно, что эти люди значительно способствовали развитию украинской культуры.

Поэтому обвинения святого в том, что он «окружил себя белорусами, чуждыми казачеству», выглядят необоснованными. В частности, речь идет о Косове. Это кажется странным, учитывая, что Косов и его соратники, будучи сподвижниками святого Петра Могилы, проявили себя как патриоты Украины. Более того, украинцы и белорусы в то время жили в пределах одной государственной системы, имели общие проблемы, а их исторические отношения складывались лучше, чем с другими народами. Эти два народа были близки как в материальной, так и в духовной культуре и менталитете.

Удивительно, что православному белорусу Косову отказывают в праве быть патриотом Украины, тогда как униатский историк и публицист отец Дмитрий Блажейовский признает это право за белорусом-униатом Иосифом-Вельямином Рутским! Кроме того, святой Петр Могила окружал себя не только белорусами. Среди его соратников большинство составляли, конечно, украинцы.

Важные задачи и укрепление лавры

Собирая вокруг себя единомышленников, лаврский архимандрит давал им важные задания, которые они быстро и успешно выполняли. Он уделял особое внимание процветанию Киево-Печерской лавры — центра православной духовности славянских земель. Благодаря лавре Киев приобрел славу «второго Иерусалима», которую святой Петр Могила стремился укрепить.

Киев — Второй Иерусалим

Стоит упомянуть концепцию, которую развивал святой Петр Могила и его сподвижники. Этот феномен отражен в понятии «духовный Израиль», использованном, в частности, в «Учительном Евангелии», изданном святым. Идея включала стремление к возрождению украинской государственности и объединяла вокруг себя идейных единомышленников.

Теория «Киев — Второй Иерусалим» берет свое начало как минимум с 1620 года. В то время вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в Киев прибыли два греческих царевича — потомки последнего императора Византийской империи Константина XI Палеолога. Эту концепцию поддерживали святой Иов Борецкий и Исайя Копинский, а позже ее развивали святой Петр Могила, его сподвижники и последователи.

Реализация идеи Богданом Хмельницким

Эта теория воплощалась в жизнь гетманом Богданом Хмельницким, которого на восстание против Речи Посполитой благословили все православные патриархи. Вселенский (Константинопольский) патриарх даже передал ему меч, освященный на Гробе Господнем. Хмельницкий подчеркивал свою роль защитника православной веры, называл себя самодержцем, великим князем киевским. Его имя поминалось в православных храмах во время Литургии как имя православного монарха.

Воплощать теорию «Киев — Второй Иерусалим» стремились и последующие гетманы, такие как Иван Мазепа и Пилип Орлик.

Чудесные исцеления католиков и протестантов

Святой Петр Могила неоднократно писал о значении Киево-Печерской лавры, что отражено в созданных им канонах и других церковных песнопениях. Его записи содержат множество упоминаний о чудесных исцелениях, совершенных благодаря мощам лаврских подвижников. Примечательно, что эти исцеления касались не только православных, но и католиков, а, возможно, и протестантов. Это убеждало представителей других конфессий в преимуществах православной веры.

Очищение монашеских рядов

Святой Петр Могила с такой же решительностью занимался очищением монашеских рядов от тех, кто принимал постриг не по призванию души или ради служения Богу, а из меркантильных побуждений. От этого «балласта» в лавре он избавился в довольно короткие сроки. По словам униатского митрополита Иосифа Рутского, к 1629 году новый архимандрит из 80 лаврских монахов оставил лишь 18. Остальные не выдержали его строгих требований, а он, в свою очередь, не стал мириться с их недостойным поведением.

Образовательная деятельность и влияние европейской культуры

Святой Петр Могила стремился поднять уровень образования православного духовенства на качественно новый уровень. Одним из первых среди украинских православных деятелей он не только изучил достижения европейской культуры, но и внедрил их в украинский контекст, организовав школы латинского и польского типа. Для подготовки основания собственной школы в Киево-Печерской лавре он отправил нескольких монахов на обучение за границу, полностью покрыв расходы из личных средств. Под его руководством монахи и белое духовенство активно способствовали развитию украинской науки, книгоиздания, живописи, архитектуры, хорового искусства и других культурных направлений.

Крупные книжные проекты

Михаил Грушевский подчеркивал, что Святой Петр Могила стремился реализовать три масштабных книжных проекта: издание Требника, Киево-Печерского патерика и переиздание Острожской Библии. Эти амбициозные планы требовали длительного времени и усилий целой группы единомышленников. Именно под руководством святого и еще при его жизни большая часть этих проектов была успешно воплощена.

Ответ на обвинения протестантов

На посту архимандрита Киево-Печерской лавры Святой Петр Могила начал осуществлять задуманное прославление обители, противостоя обвинениям католиков и протестантов, утверждавших, что в лавре прекратились чудеса. Он оперативно реагировал на подобные заявления и вносил соответствующие записи, защищая репутацию обители.

Роль Сильвестра Косова

Существенную часть работы святой возложил на своего сподвижника Сильвестра Косова, которого пригласил из Львова в 1631 году. В 1635 году Косов издал польскоязычную версию Киево-Печерского патерика — Paterikon. Это издание включало оригинальные тексты, направленные против протестантов, отвергавших почитание святых мощей и икон.

История обители и ее подвижников была представлена в контексте истории Руси-Украины, с акцентом на важные события, такие как крещение Руси. Позже архимандрит Иосиф Тризна перевел этот труд на украинский язык. Примерно с 1650 года началась подготовка гравюр для печатной версии Патерика.

Издание патерика кириллицей

После смерти Святого Петра Могилы его сподвижник Инокентий Гизель, ставший архимандритом лавры, издал в 1661 году дополняемую и пересмотренную кириллическую версию Патерика. Это издание стало важной частью усилий по сохранению и защите православного наследия.

Полемическая деятельность

Сильвестр Косов проявил себя также как полемист. В 1635 году в лавре он издал польскоязычный труд Exegesis, направленный на защиту киевских и винницких школ. Этот труд содержал аргументированное опровержение ложных обвинений в еретических учениях, якобы преподаваемых в этих школах.

Афанасий Кальнофойский и «Тератургима»

Одновременно с деятельностью Сильвестра Косова значительный вклад в культурное наследие внес Афанасий Кальнофойский, украинский шляхтич по происхождению. В 1638 году он издал в Киево-Печерской лаврской типографии книгу «Тератургима, или Чудеса». Этот труд стал своеобразным продолжением «Патерикона» и включал в себя:

  • описание Киева и его окрестностей, в частности Киево-Печерской лавры;
  • оригинальные или отредактированные автором надгробные надписи и эпитафии выдающимся украинским государственным и культурным деятелям, похороненным в лавре;
  • описание 47 чудес, произошедших в лавре;
  • подробные генеалогические данные о князьях Острожских, Вишневецких, Корецьких и других.

Особую ценность представляют иллюстрации книги: изображения Киева, лавры, ее типографии и планы лаврских пещер. В этом труде впервые в украинской литературе упоминается открытие Колумбом Америки.

«Тератургима», задуманная св. Петром Могилой, стала первым печатным историко-краеведческим трудом и служила путеводителем для многочисленных паломников. Она также подчеркивала непрерывность истории Украины с времен Киевской Руси.

Идея написания историй монастырей

Св. Петр Могила считал, что каждая православная обитель должна иметь свою историю. Вдохновляя подчиненных, он лично собирал данные о чудесах в православных храмах и монастырях. Примером является изданная в 1638 году Афанасием Кальнофойским книга «Парергон чуд святых образу Пресвятой Богородицы в монастыре Купятицком», содержащая как описания чудес, так и исторические сведения.

Однако реализация этой идеи в полном объеме началась только с XIX века, хотя сама концепция продолжает активно развиваться, о чем свидетельствует рост литературы, посвященной православным храмам и монастырям.

Жития святых: замысел и воплощение

Петр Могила стремился к созданию собрания житий святых. Первоначально эту задачу взял на себя архимандрит Иннокентий Гизель, запросивший «Великие Четьи-Минеи» у московского митрополита Макария. Позже проект продолжил Варлаам Ясинский, передавший работу святому Дмитрию Ростовскому (Тупталу). Последний посвятил всю жизнь реализации замысла, издав начиная с 1689 года многотомные «Четьи-Минеи».

Библиотека и книгоиздание

Понимая важность книгопечатания, св. Петр Могила поддерживал развитие типографии Киево-Печерской лавры, которая за пять лет выпустила около 15 книг и брошюр. Он активно пополнял личную библиотеку, например, приобретя в 1627 году «Апостол» Ивана Федорова.

Редакция богослужебных книг

Став архимандритом, св. Петр Могила занялся исправлением богослужебных книг, устраняя ошибки и противоречия. Он лично контролировал процесс, в том числе корректировал ранее изданные книги.

Авторские труды св. Петра Могилы

Среди его работ — перевод наставлений Агапита императору Юстиниану, в котором подчеркивалась зависимость безопасности монарха от его служения народу. Книгу издал Стефан Беринда. Также св. Петр написал «Книгу души, нарицаемую злато», посвященную этическим вопросам.

Богослужебные издания

Особенно значимым трудом стал «Литургиарион» (1629), сценарий Божественной литургии, ставший основой православного богослужения до XIX века. В 1631 году он издал «Крест Христа Спасителя», обосновывая православное почитание креста в ответ на протестантские обвинения. Св. Петр также отстаивал использование троеперстия, впоследствии введенного патриархом Никоном на Московии.

Языковая концепция св. Петра Могилы

Уже в «Литургиарионе» и других трудах прослеживается четкая языковая концепция св. Петра Могилы. Он высоко ценил латинский (международный язык того времени), польский (государственный язык), церковнославянский и греческий языки. Св. Петр подчеркивал:

«Русинам хорошо было бы учить греческий и церковнославянский для религиозных церемоний, но для политики... этого недостаточно: они должны освоить польский и латинский языки. В Польше латинский используется как родной язык — будь то в сенате, посольской избе или юридической сфере...»

Святой также отмечал, что на церковнославянском языке написано мало богословских трудов и ни одного политического сочинения, а греческие тексты сложно найти. Латинский же предлагал обширную базу знаний.

Латинский как язык украинской теологии

Благодаря св. Петру Могиле латинский стал языком украинской теологии XVII–XVIII вв. Его сподвижник Сильвестр Косов писал:

«Без латины платишь вины» — подчеркивая значение этого языка в судебной и политической жизни.

Внедряя латинский и греческий языки, св. Петр выводил украинскую молодежь и духовенство на международную арену, предоставляя доступ к мировым знаниям и усиливая их позиции в борьбе за веру.

Украинизация богослужения

Св. Петр Могила стремился приблизить церковнославянский язык к живому украинскому. Этот процесс начался еще в эпоху Киевской Руси и активизировался во времена Реформации. Примерами таких усилий служат Пересопницкое Евангелие XVI века и труды Мелетия Смотрицкого.

Языковая концепция св. Петра способствовала развитию украинской национальной идентичности и политической активности. Он утверждал, что овладение языком происходит через общение, и активно внедрял эти идеи. Его книги разительно отличались от церковнославянского суржика, используемого Русской православной церковью.

Лексическое богатство

В трудах св. Петра встречаются многочисленные украинские слова:

  • Существительные: стеля, вапно, скриня, жарти, сповідь, виховання;
  • Глаголы: пам’ятати, шанувати, бавити;
  • Прилагательные: слушний, потужний, безпечний.

Инструкции для священников

Богослужебные труды св. Петра Могилы содержат указания священникам обращаться к мирянам на их родном языке. Например:

«Свойственным руским язиком... рекшу ієрею: мов за мною: “Я, имя рек, беру собі тебе, имя рек, за малжонку...”»

Препятствия украинизации

Ученики св. Петра Могилы, такие как Сильвестр Косов и Феодосий Софонович, продолжали усилия по украинизации богослужения. Однако этот процесс был прерван указом Петра I, который запретил издавать церковные книги «иным наречием кроме великороссийского».

Другие издания св. Петра Могилы

Помимо «Литургяриона», во время своего архимандритства св. Петр Могила издал в Киево-Печерской лавре несколько ключевых книг:

  • «Номоканон, си есть Законоправильник» (1629), созданный совместно с Тарасием Земкой.
  • «Имнология, си есть Песнословие» (1630), подготовленная Памвой Бериндой и Тарасием Земкой, с хвалебным посвящением святому.
  • «Триодион, си есть Трипеснец великой пятидесятницы» (1631), содержащий более 100 гравюр.

Особенности изданий

  • «Номоканон» — сборник правовых актов, регулирующих внутреннюю жизнь Церкви. Значительное внимание в книге уделено борьбе с суевериями, магией и оккультизмом. Св. Петр Могила осуждал антихристианские практики, описывая примеры заклинаний, использования псалмов в магических ритуалах и другие действия, противоречащие учению Церкви.
  • «Имнология» и «Триодион» — книги, необходимые для богослужений, свидетельствующие о заботе святого о религиозном образовании и улучшении церковной жизни.

Издание «Евангелия учительного»

В 1637 г. св. Петр Могила издал «Евангелие учительное», ставшее незаменимым пособием для священников и епископов Киевской митрополии. Книга прошла редакцию церковной иерархии и стала основой для религиозного обучения.

Наследие сподвижников

Реформаторская деятельность св. Петра Могилы продолжалась благодаря его соратникам:

  • Сильвестр Косов: В 1637 г. издал труд «Дидаскалия», разъясняющий сущность семи церковных таинств.
  • Арсений Желиборский: В 1642 г. написал труд «О сакраментах», поясняющий суть Божественной литургии.
  • Феодосий Софонович: Создал труд «Изложение о Церкви Святой» (Киев, 1666–1668), где разъяснял литургию, вечерние и утренние службы, а также церковные облачения и предметы.

Значение изданий

Эти труды позволяли верующим и даже священнослужителям становиться не просто наблюдателями или исполнителями церемоний, а осознанными участниками богослужений, понимающими смысл каждого слова и движения.

Литературная деятельность св. Петра Могилы

Св. Петр Могила написал множество трудов, сохранившихся в рукописях. Среди них:

  • Каноны и молебны Пресвятой Богородице, а также святым Антонию и Феодосию Печерским.
  • Каноны, посвященные чудесному спасению Киево-Печерской лавры от польских войск 24 мая 1630 г. Эти произведения внесли значительный вклад в развитие украинской барочной литературы.

Летописная деятельность

Интересы св. Петра Могилы распространялись и на историческую сферу. Его летописные записи (1597–1630 гг.) служили возвеличению Киево-Печерской лавры как центра православной жизни. В них он:

  • Подчеркивал святость и чудотворность мощей лаврских подвижников.
  • Освещал светские события, такие как Димитриада (1606 г.) и Хотинская война (1621 г.).
  • Занимал антиуниатскую позицию, осуждая Брестский собор и календарную реформу папы Григория XIII.

Св. Петр использовал собственные впечатления и рассказы очевидцев, например:

  • О нападении ордынцев на Галич (1593 г.) — от священника Ивана Потоцкого.
  • О морских походах запорожцев на Турцию (1622–1628 гг.) — от луцкого епископа Исаакия Борисковича.
  • О смерти князя Константина-Адама Острожского (1618 г.) — от князя Григория Четвертинского.

Роль в развитии национального самосознания

Работа св. Петра Могилы по восстановлению национальных святынь, реставрации храмов, сбору мощей и канонизации украинских святых способствовала:

  • Укреплению национального самосознания украинцев и белорусов.
  • Подтверждению древнего происхождения Украины и её православной традиции, восходящей ко временам Киевской Руси.

Археологическая деятельность

Св. Петр Могила стал основателем украинской археологии. Он инициировал раскопки Десятинной церкви, в ходе которых были обнаружены мощи святого Владимира. Святой планировал перенести их в восстановленный Софийский собор.

Во время реставрации Софийского собора на арках главного купола была сделана ктиторская надпись: «нача здитися у лето 1011». Святой также устроил алтарь в честь св. Владимира, полагая, что собор был основан во времена его правления. Эта точка зрения впоследствии была подтверждена современными учеными.

Роль руководителей типографий в деятельности св. Петра Могилы

Несмотря на значительную роль св. Петра Могилы как архимандрита, важный вклад внесли руководители типографий, такие как Памво Беринда (молдаванин) и Тарасий Земка (украинец). Святой высоко ценил их труд, который способствовал развитию украинской культуры.

Более сложные отношения у святого сложились со Спиридоном Соболем, известным издателем и членом братства. Однако конфликт был урегулирован, и во времена св. Петра Могилы Соболь получил согласие на легальное продолжение издательской деятельности. Около 1635 года он стал ректором Киево-Могилянского коллегиума с благословения святого. Позже Соболь принял постриг в Киевском Братском монастыре под именем Сильвестр, и святой предложил ему работу в лаврской типографии на более выгодных условиях.

Тимофей Вербицкий и издательская деятельность

Выдающейся фигурой был также типограф Тимофей Вербицкий. С благословения св. Петра Могилы он уехал в Валахию и организовал типографию в Кимполунге (Долгополе). В 1635 году там был издан Требник. Вербицкий сотрудничал с лаврским иеромонахом Сильвестром, который создал сборник стихов в честь Басараба, основателя школы и типографии в Валахии. Позже Вербицкий продал типографское оборудование валашскому государству, но около 1642 года вернулся в Киев и продолжил издательскую деятельность.

Реставрация Киево-Печерской лавры

Одним из главных направлений работы св. Петра Могилы было развитие Киево-Печерской лавры и повышение её авторитета в православном мире. Грамотой от 17 января 1629 года он предписал проводить богослужения торжественно, уделяя внимание хоровому пению и церковным проповедям. Как отмечал Иван Нечуй-Левицкий, св. Петр Могила:

  • ввёл новые порядки в лавре;
  • отремонтировал церковь;
  • построил Голосеевский монастырь неподалёку от Киева;
  • открыл приют для старцев за свой счёт.

Святой продолжал заботиться о лавре, даже став митрополитом, и инициировал капитальный ремонт шести подземных церквей, где:

  • установили иконостасы;
  • укрепили кельи храмов;
  • оборудовали 73 саркофага в Ближних пещерах и 45 в Дальних.

Реставрация Спаса на Берестове и других храмов

Особое внимание св. Петр Могила уделил реставрации церкви Христа Спасителя (Спаса) на Берестове, построенной при князе Владимире Мономахе (1113–1125). Работы завершились в 1640–1643 годах. Храм был украшен и расписан монахами-мастерами с Афона, которые также создали ктиторский портрет святого. Эти же мастера трудились над росписями Свято-Успенского собора.

Реставрационные работы также охватывали:

  • Трёхсвятительскую и Михайловскую церкви в Выдубичах;
  • храмы в Луцке, Кременце, Купятичах и других городах.

Финансирование лавры

Из-за дискриминации Православной Церкви Киево-Печерская лавра нуждалась в значительных финансовых ресурсах. Св. Петр Могила был вынужден обратиться за помощью к московскому царю Михаилу Романову (1628), что стало частью его политики добрососедских отношений с Москвой. Однако это не означает его стремления перейти под омофор московского патриарха, как иногда интерпретируют.

Судебные дела св. Петра Могилы

Св. Петр Могила, будучи архимандритом, потратил много сил и времени на многочисленные судебные разбирательства, выступая как истец, так и ответчик. Многие из этих дел тянулись ещё со времён его предшественников, например, Елисея Плетенецкого. Даже став митрополитом, святой продолжал заниматься судебными делами, включая длительные процессы с магнатским родом Горностаев. Их владения (села Вишеньки и Гнидын), граничившие с землями лавры, стали причиной споров ещё с 1609 года. Будучи кальвинистами, Горностаи часто конфликтовали с православной лаврой.

Участие в судебных процессах

Документы Литовской метрики и Киевского подкоморского суда свидетельствуют об участии св. Петра Могилы более чем в 20 судебных разбирательствах. Например, летом 1638 года рассматривались дела о смежных землях (села Гвоздов, Бугаевка, Дмитровичи и Вишеньки). Судебные архивы того времени изобиловали подобными делами, в которых участвовали как светские, так и духовные землевладельцы — православные, греко-католики и римо-католики.

В Речи Посполитой XVI–XVII вв., где центральная власть была слабой, обыденным явлением были вооружённые нападения («наязды»). Епископы также нередко прибегали к таким методам для защиты своих прав. Св. Петр Могила также имел своих «ренкодайных» (вооружённых защитников), среди которых были выходцы из Молдавии и запорожские казаки. Это указывает на сложные, но не однозначно враждебные отношения святого с казачеством.

Провокации и фальсифицированные обвинения

Документы судебных дел показывают, что ни св. Петр Могила, ни его слуги никогда не были обвинены в убийстве. Однако имели место многочисленные провокации. Например:

  • 1637 г.: Епископ Афиноген Крыжановский признал, что по наущению униатских епископов Афанасия Крупецкого и Кирилла Ставровецкого подал в суд ложные обвинения против св. Петра Могилы, будто он приказал своим слугам ограбить посланца «архидонского патриарха».
  • 1640 г.: Князь Доминик Острожский-Заславский подал иск, обвиняя св. Петра Могилу и его соратников в нападении на село Боголюбово. Однако истина быстро стала известной.

Поддержка верных соратников

Св. Петр Могила мог рассчитывать на помощь своих соратников в судебных делах, среди которых были:

  • Филофей Кизаревич;
  • Силуян Мужиловский (будущий сподвижник Богдана Хмельницкого);
  • Фёдор Сусло.

Поездки в лаврские владения

Из-за конфликтов и судебных разбирательств св. Петр Могила был вынужден посещать лаврские владения. Например:

  • 24 января 1629 г. — находился в селе Забелочье (Житомирская область);
  • 4 декабря 1630 г. — встретился с Александром Музелей в селе Городок.

Восстановление Киево-Печерской лавры

Неустанная и изнурительная работа св. Петра Могилы на благо Киево-Печерской лавры принесла значительные результаты. Его решительность и хозяйственно-административные таланты впервые за долгий период позволили:

  • прекратить разграбление лавры со стороны соседних феодалов и униатов;
  • высвободить средства для развития и реставрационных работ.

Реставрация захоронений и святынь

Св. Петр Могила направил средства на восстановление запущенных захоронений в лаврских пещерах. В частности, он:

  • изготовил для нетленных мощей преподобных новые раки из кипариса и кедра;
  • выкупил из залога золотую и серебряную утварь, саккосы, фелони из шёлка и парчи, которые были заложены предыдущими архимандритами.

Развитие ремёсел и искусства

Святой активно привлекал к работе лучших мастеров:

  • ювелиров;
  • художников;
  • резчиков и других ремесленников.

Его усилия возродили славу ремесленных и художественных мастерских Киево-Печерской лавры, которая вновь стала центром православного искусства и культуры.


 По материалам издания: Св. Петро Могила / Ю. Мицик; худож.-оформлювач О. М. Іванова. Харків: Бібколектор, 2015. — 119 с.