Свобода как религиозная ценность
Константин Дорошенко
В этом году исполнилось 30 лет со дня возведения в епископский сан Блаженнейшего Любомира Гузара, Патриарха Украинской Греко-Католической церкви. Юбилей не ознаменовался пышными торжествами, поздравительными билбордами и телетрансляциями. Слишком уж диссонируют внешние эффекты с образом жизни и мысли этого рыцаря церкви, упорно предпочитающего простую монашескую рясу златотканым ризам. Он возглавляет третью по численности конфессию в нашей стране, но является моральным авторитетом нации в глазах миллионов, вне зависимости от вероисповедания. Потому что смысл церкви для него – в духовном созидании человека, а не абстрактного «стада», а следовательно – в оздоровлении общества.
Сегодня церковь, как и политика, имеет на украинский социум влияние большее, чем во многих странах Европы. Пытаться анализировать медиа, оставив эти реалии без внимания, невозможно. Как и не увидеть преданности кардинала Любомира Гузара идее открытого общества, роли первоиерарха УГКЦ в формировании этого самого общества в нашей стране. Потому «Телекритика» захотела поздравить Блаженнейшего Любомира с юбилеем, узнать, какой он видит роль украинских медиа в демократизации нашего общества. Мы с Наталией Лигачевой получили любезное приглашение побывать в резиденции Его Эминенции в Княжичах, неподалеку от Киева.
По дороге, в автомобиле, который вел протоиерей Олекса Петрив, руководитель секретариата Верховного Архиепископа УГКЦ, мы вспоминали нашу страну 30 лет назад. Когда даже официальное православие находилось здесь в маргинальном положении, крестить детей предпочитали негласно, на дому, а греко-католических священников показывали в пропагандистских фильмах о шпионах и врагах страны «развитого социализма», главным антигероем которых был академик Сахаров. И когда в Кастельгандольфо, в Италии, совершая епископскую хиротонию (рукоположение) Любомира Гузара, друг Сахарова Патриарх Иосиф Слипый мечтал: Украинская Греко-Католическая церковь, за отказ предать которую он провел 18 лет в советских лагерях, возродится на родине. И ей понадобятся пастыри просвещенные и убежденные, готовые стоять за свободу.
«Свобода лежит в основе христианства. Это божественный дар, дающийся человеку с рождением, свобода выбора сопровождает нас всю нашу жизнь. Те, кто хочет лишить человека свободы – пытаются отобрать его душу», – говорит сегодня Верховный Архиепископ Киево-Галицкий Любомир Гузар, предстоятель УГКЦ, возродившейся в свободной Украине.
Он встретил нас в небольшой гостиной, как мы и ожидали – в простом монашеском облачении. Только массивный нагрудный крест выдавал высокий сан священнослужителя. Представил Преосвященного владыку Дионисия, главу Патриаршей администрации УГКЦ, предложил кофе. Приветствуя гостей, Блаженнейший Любомир протягивает руку для рукопожатия. И если вы попросите у него благословения, он и здесь уклонится от ритуала целования руки священнику – поднесет к вашим губам крест.
Об особенной силе благословения Верховного Архиепископа УГКЦ Любомира говорят многие вовсе не легковерные люди. Коммерсанты, издатели, деятели современного искусства делились со мной, что, получив его благословение, они открывали в себе и окружающем мире неожиданные возможности, ощущали вдохновение для реализации смелых проектов. В своей книге бесед с кардиналом Гузаром французский историк Антуан Аржаковский приводит признание Блаженнейшего: « Когда люди просят моего благословения, я стараюсь не делать жест, который их отдаляет, а сконцентрироваться, хотя бы на секунду, чтобы дать им что-то от Бога. Это то же, как когда я благословляю в церкви во время литургии. Я действую таким образом, чтобы через меня передалась божественная энергия».
Мы вручаем подарок – иконописный портрет Папы Иоанна Павла II кисти киевского художника Юрия Никитина, одного из лучших иконописцев Европы. Это произведение было создано православным мастером под впечатлением визита Иоанна Павла II в Украину и литургии византийского обряда на стадионе «Чайка», которую Любомир Гузар служил вместе с Понтификом. В 2005-м портрет был репродуцирован на обложке коллекционного издания «Папа и Украина», выпущенного меценатами из Донбасса (!) – фирмой Zeus Ceramica. А в 2006-м стал центром экспозиции в Национальной филармонии Украины. Тогда, на приеме в честь пятой годовщины визита Папы в нашу страну, Патриарх Любомир выступал перед украинской интеллигенцией на фоне этого портрета.
Теперь наш разговор в Княжичах заходит о межконфессиональном богослужении 24 августа, в День Независимости, организованном в храме Софии Киевской, которое транслировал Первый национальный. «Это событие оставляет разные впечатления. У меня есть сомнение, что политики готовы прислушаться к проповедям. Они у нас почему-то очень закрыты, будто знают всю мудрость мира», – улыбается Патриарх.
«Мне кажется, что и на телевидении, и на радио как-то слишком много уделяют политикам внимания, – продолжает Блаженнейший Любомир. – Эфир переполнен разговорами с политиками о политике. А писателей, музыкантов, ученых приглашают гораздо реже и расспрашивают лишь об их деятельности. Но ведь было бы интересно и полезно узнать и о том, что они думают о политике, о жизни общества – они могут иметь нетривиальные, конструктивные идеи. Почему-то почти никто их к этому не приглашает. Вообще, из-за всеобщей заполитизированности приходится очень аккуратно высказываться. Ведь все трактуется в наших медиа сквозь призму этого заколдованного политического мира».
Зная гражданскую активность кардинала и то, что он не раз откликался на социально-политические ситуации в стране, за что симпатизирующее Московскому Патриархату большинство Верховной Рады V созыва даже написало на него кляузу в Ватикан, интересуемся – обращаются ли политические силы к нему за советом, интересуются ли его мнением о насущных общественных проблемах. «Я не вижу у политиков большого интереса ко всему истинно духовному, не сулящему сиюминутного прироста “электората”. Да, приходят они часто, из самых разных партий и блоков, но я стараюсь избегать долгих разговоров. Ведь они не настроены слышать. А сами говорят хоть и умело, но – все об одном и том же», – отвечает Любомир Гузар.
Наталия Лигачева делится сходными впечатлениями: «Казалось бы, общественные советы, которые создаются при министерствах, при органах власти – цивилизованная инициатива. Но часто, участвуя в их заседаниях, я понимаю, что мы, представители гражданского общества, нужны там лишь для “галочки”, чтобы помочь сделать “правильный” доклад, чтобы политики могли продемонстрировать, будто они считаются с нашим мнением. Но никто не собирается прислушиваться к нашим инициативам относительно решения конкретных проблем – наши идеи оказываются лишними. А если мы еще и критикуем политиков, вне зависимости от собственных политических пристрастий – в лучшем случае получаем прозвище “неудобных” людей».
« Ну что ж, я тоже признан таким “неудобным”, – смеется Любомир Гузар. – Просто у наших политиков еще нет savoir-faire (фр., умение вести себя в приличном обществе. – «ТК»), очень часто доминирует политический примитивизм. Все еще нет чувства достоинства. Зато – очень много говорения о духовности. Только нелегко понять – что это должно бы быть. Для некоторых, думаю, это церковный мир. Но если бы потребовалось конкретизировать, мне кажется, им трудно было бы определить, что имеется в виду».
Разговор неминуемо оборачивается в сторону вопроса о единой поместной церкви в Украине и поддержке этой идеи государством, декларировавшейся Леонидом Кучмой и еще более настойчиво – Виктором Ющенко. Верховный Архиепископ УГКЦ здесь категоричен: «Церковь обязана сохранить свободу Духа. Не дать свести себя к роли некоего государственного департамента. Государство умеет подчинять себе церковь всевозможными привилегиями. Украина 200 лет была под влиянием российского православия – казенного. Если найдутся силы преодолеть это искушение, эти привычки – будет религиозный подъем. Но любая церковь, которая захочет быть государственной, доминантной – будет вынуждена служить государству. А должна служить только Богу».
«Украинская церковь столетиями была независимой, – продолжает Блаженнейший Любомир. – У нас не было порядка, когда церковь только поддакивает. Святой Феодосий, монах, мог велеть не открывать дверей князю, потому что князь скверно себя вел. Но всякая власть хочет контролировать церковь. И для церкви это колоссальный соблазн – получить поддержку государства. И мы должны с ним бороться. Нынешняя украинская многоконфессиональность, поскольку она нас хранит от искушения быть государственной церковью, может быть нашим благословением. Больно, что мы разделены. Но Бог допускает это. Это есть способ сберечь определенные духовные ценности и качества. Господь Бог и из беды умеет создавать добро».
Патриарх интересуется нашим мнением, на какие проблемы общества церковь должна обратить сегодня внимание. Мы с Наталией Лигачевой единодушны: предвыборная кампания продемонстрировала откровенную потерю стыда украинскими политиками, которые не стесняются ни вранья, ни хамства, ни продажности, ни невежества. А значит – легитимизируют все это в обществе.
«Да, чувство стыда теперь нужно лелеять, взращивать, – задумывается кардинал. – Слишком легко свою совесть утишить, когда общество этому способствует. А без чувства стыда общество перестает быть здоровым, оно разлагается. Но я вижу, что в нашем народе есть жизненная сила, а значит – стремление к здоровью. Оно вылилось в неповторимую вещь – Помаранчевую революцию. Революцию, какой Европа не знала. Она была чрезвычайно позитивна. Это свидетельствует, что 70 лет большевистских усилий переделать человека провалились. Огромный процент украинского населения смог мирно задекларировать и утвердить определенные позитивные ценности. Теперь необходимо эти позитивные элементы поддерживать, в первую очередь – в молодежи. Мы не в праве дать ей разувериться. В душах наших людей, особенно молодых – столько позитива! Но два года мы потеряли, пошло разочарование. Не политическое исключительно, а человеческое. Ведь и вся революция та была не политической, а гражданской. Люди хотели правды и справедливости: “Дайте нам быть людьми!”. Но эта мысль затерялась, потому что политики захватили и название, и цвет».
В ответ на наши слова о том, что еще одной миссией церкви могло бы быть утверждение в молодежи желания совершать хотя бы маленькие, но усилия по позитивному изменению окружающего мира, Блаженнейший Любомир размышляет и о медиа: «Негативные вещи для них имеют больше сенсационной ценности и чаще транслируются. Может быть, это пережиток постсоветского негативизма, стресса от социальной незащищенности. Но информационное лекарство от этого совершенно другое. Нужно очень сознательно и последовательно показывать добро, людей, которые красиво, позитивно, разумно разрешают проблемы. У молодых людей есть большое желание делать что-то позитивное, состояться в жизни. Это необходимо поддерживать. В том, что нет масштабной политики в этом направлении – большая вина политической элиты, зациклившейся на мелочах, на пустых вещах. Народ не нуждается в милостыни, но – в милосердии».
От медийной темы снова – один шаг до политики. «Украинская служба радио ВВС в нескольких регионах проводила опрос. И сколько я слышал, в каждой области опрошенные говорят: “Нужны новые люди”. Не непременно молодые, но нужны новые лица, чтобы внести позитивную мысль – “идем к лучшему”. Это поддерживало бы дух людей. А среди нынешних лидеров я не наблюдаю никакой разницы мыслей. Все отличия – косметические. А ведь есть большая разница между “выбирать” и “голосовать”. Похоже, в последнее время больше голосуют, чем выбирают. Но люди ждут нового руководства. Они готовы к новым идеям. И у них никто уже не отнимет свободы», – говорит предстоятель УГКЦ.
На прощанье Блаженнейший Любомир показывает нам небольшую светлую часовню в своей резиденции. Деликатный алтарь, образ Богородицы, по-украински нарядный и нежный. Цветы. К нам выходят улыбчивые монахини, служащие в Патриаршей администрации. Патриарх благословляет нас и провожает до самых дверей. Он стоит в них и смотрит, как мы спускаемся по ступенькам, выходим в ворота. Машет рукой, будто добрым старым знакомым. И улыбается – так просто. Не как высокий сановник. Как настоящий аристократ, которым, по словам Пастернака, свойственно уникальное ощущение равенства по отношению ко всему живому.
Фото Сергея Старостенко