Предстоятель Вселенской ЦерквиВыступление Святейшего Отца Бенедикта XVI на четырнадцатой общей конгрегации XII очередной генеральной Ассамблее Синода Епископов (14 октября 2008 г.), в котором Предстоятель Вселенской Церкви задается вопросом как преодолеть дуализм между экзегезой и богословием.

Священное Писание, история и теология

Дорогие братья и сестры, работа над моей книгой об Иисусе предлагает обширные возможности, чтобы увидеть все благо, исходящее из современной экзегезы, а также чтобы распознать ее проблемы и риски. В Конституции Dei Verbum п. 12 дается два методологических указания для адекватного труда толкователя. Во-первых, подтверждается необходимость применения историко-критического метода, и дается краткое описание его главных элементов. Необходимость эта является следствием христианского принципа, сформулированного в Евангелии от Иоанна 1, 14, «Verbum caro factum est», «И Слово стало плотию». Этот исторический факт является учредительным измерением христианской веры. История спасения - вовсе не мифология, но истинная история, и поэтому ее следует изучать с помощью методов серьезного исторического исследования.

Но эта история имеет иное измерение, - измерение божественного деяния. Вследствие этого Dei Verbum говорит о втором методологическом уровне, необходимом для правильного толкования слов, которые одновременно являются человеческими словами и божественным Словом. Следуя основному правилу толкования литературного текста, Собор учит, что Писание следует толковать в том же духе, в котором оно было написано, и указывает далее три главных методологических принципа с целью соблюсти божественное, пневматологическое измерение Библии: то есть, следует 1) толковать текст, помня о единстве всего Писания; сегодня это называется канонической экзегезой; во времена Собора этот термин не был еще создан, но Собор говорит то же самое: необходимо помнить о единстве всего Писания; 2) затем, следует учитывать живое предание всей Церкви, и наконец 3) необходимо следовать аналогии веры. Только там, где оба методологических уровня, - историко-критический и богословский, - соблюдены, можно говорить о богословской экзегезе - об адекватной экзегезе этой Книги. В то время как первый уровень современной академической экзегезы работает на высочайшем уровне и действительно оказывает нам помощь, того же самого нельзя сказать о другом уровне. Зачастую этот второй уровень, состоящий из трех богословских элементов, указанных в Dei Verbum, кажется почти отсутствующим. И это имеет довольно серьезные последствия.

Первым следствием отсутствия этого второго методологического уровня является то, что Библия становится книгой лишь о прошлом. Из нее можно черпать нравственные выводы, можно учить историю, но Книга как таковая говорит только о прошлом, и экзегеза больше не является поистине богословской, но становится чистой историографией, историей литературы. Таково первое следствие: Библия остается в прошлом, говорит лишь о прошлом. Есть также второе следствие, еще более серьезное: там, где исчезает герменевтика веры, указанная Конституцией Dei Verbum, обязательно появляется другой тип герменевтики, - герменевтика секуляризированная, позитивистская, главным ключом которой является убеждение, что Божественное не появляется в человеческой истории. Согласно такой герменевтике, когда кажется, что имеется элемент божественного, следует объяснить, откуда идет такое впечатление и свести все к человеческому элементу. Следовательно, предлагаются толкования, отрицающие историчность божественных элементов. Сегодня так называемый mainstream экзегезы в Германии отрицает, к примеру, что Господь установил Святую Евхаристию и говорит, что тело Иисуса якобы остаётся в гробу. Воскресения якобы не является историческим событием, но богословской точки зрения. Такое происходит потому, что отсутствует герменевтика веры: в этом случае утверждается мирская философская герменевтика, отрицающая возможность вхождения и реального присутствия Божественного в истории. Следствием отсутствия второго методологического уровня является то, что возникла глубокая пропасть между научной экзегезой и lectio divina. Именно отсюда возникает иногда нерешительность при подготовке проповедей. Там, где экзегеза не является богословием, Писание не может быть душой богословия, и наоборот, - там, где богословие не является главным образом толкованием Писания в Церкви, это богословие больше не имеет основания.

Поэтому для жизни и миссии Церкви, для будущего веры абсолютно необходимо преодолеть этот дуализм между экзегезой и богословием. Библейское богословие и систематическое богословие являются двумя измерениями единой реальности, которую мы называем богословием. Следовательно, мне кажется, было бы полезным, чтобы в одном из Предложений говорилось о необходимости учитывать в экзегезе два методологических уровня, указанных в п. 12 Конституции Dei Verbum, где говорится о необходимости развивать не только историческую экзегезу, но также богословскую. Поэтому нужно будет расширять образование будущих экзегетов в этом направлении, чтобы реально открыть сокровища Писания сегодняшнему миру и всем нам.


© Copyright 2008 - Libreria Editrice Vaticana
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz (София Халходжаева)