По классификации святых отцов сребролюбие является одним из наиболее тяжких грехов. Сребролюбие издревле считается существенным препятствием для попадания в рай и входит в символическое число семи смертных грехов. Но что насчет богатства? Является ли оно грехом и может ли стать причиной вечного ада?
Евангелисты донесли до нас слова Христа о богатстве как о тяжком бремени и причине соблазна для последователей Иисуса: «Проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в Царство Небесное» (Мф 19:24). Но неужели богатство вообще не совместимо с верой?
Среди христиан уже с самого начала были не только бедняки, но и вполне состоятельные люди. Учитель II века Климент Александрийский пишет: «Человек может освободиться от имущества, но продолжать носить в себе стремление и желание его иметь. Он может перестать пользоваться богатством, но попав в затруднение и одновременно стремясь иметь то, от чего он отказался, будет испытывать двойную неприятность: отсутствие средств на роскошное существование и чувство разочарования. Будучи лишен возможностей и средств, необходимых для жизни, он обязательно будет тревожиться умом, и не захочет стремиться к высшему, пытаясь какими-либо способами обеспечить себя материально.»
Таким образом, сама по себе бедность — не панацея от искушения. Опасность богатства в том, что человек начинает больше служить мамоне, нежели Богу и ближнему, а материальные ценности для него могут стать выше, чем духовные. Вместо того, чтобы заботиться о ближних своих, вкладывать силы, время и деньги в распространение Христова благовествования, богатый будет даже малейшую свободную минутку думать о сохранении материальных средств и о своем дальнейшем обогащении; вместо того, чтобы провести время в молитве и общении с ближними, он будет искать душевную разраду в хождении по дорогим магазинам и перелистывании глянцевых журналов и каталогов; вместо дел милосердия — подбирать в интернете дизайн кухни днепропетровской или даже зарубежной сборки, о которой жена мечтает вот уже целый месяц!..
В этом случае даже регулярные походы в церковь и участие в богослужениях никак унылую картину духовной пустыни не преобразят. Происходит то, о чем говорил Христос в притче о сеятеле: зерно вечной жизни заглушают сорняки материальных желаний и хлопот. Древо жизни не вырастает из такого паростка и не приносит плодов. А всякое дерево, не приносящее плода — что с ним делают? Да, срубают и бросают в огонь (Мф 7:19). Так бесславно заканчивается существование [богатого и состоятельного] человеческого организма.
И что же делать богатому? Как ему спастись и не попасть в ад? Климент Александрийский отвечает очень просто: «Тот, у кого есть собственность, золото, серебро и недвижимость, и он трактует их как Божьи дары и служит Богу при их посредничестве в деле спасения людей, и знает, что все это существует скорее ради блага братьев, а не для себя, и он сильнее того, чем владеет и не является рабом этих вещей, и не носит их в своей душе, не ограничивает и не сводит свою жизнь к ним, а всегда трудится в делах благородных и божественных, и даже если когда-то в какой-либо необходимости его лишат богатства, он сможет выдержать эту потерю с умиротворенным сознанием так же, как во времена изобилия, — того Господь делает блаженным нищим духом (Мф 5:3), приготовленным наследником Царства Небесного, а не богача, который так жить не может».
Так что в рай богатый вполне может попасть. Но только если не будет сребролюбив и эгоистичен, а Царство Божье будет любить пуще всего остального. К слову, точно такой же стандарт применяется и к бедняку.