Распространение пиратского программного обеспечения в Украине носит характер эпидемии. Взломанные программы установлены не только на домашних компьютерах украинцев, но и на рабочих местах. Особого оттенка ситуации придает наличие пиратского ПО на компьютерах тех государственных структур, которые, якобы, с пиратством и борются. Как относиться к пиратству христианам?
«Для меня проблемы пиратства не существует, — говорит сотрудник бюро технического перевода Игорь Калюжный. — Дома у меня кабельное телевидение, т.е. потребности качать фильмы из интернета я не испытываю, а на компьютере — установлены свободно распространяемая OS Ubuntu и бесплатный Open Office.»
«На мой взгляд, пиратом можно назвать только того, кто либо взламывает компьютерные программы, либо продает их, наживаясь на этом деле, — говорит ученик специализированной средней школы Олег Новиков. — Если же ты скачиваешь программу или фильм из открытого источника — какой в этом грех?»
Его одноклассник выражает свое отношение к вопросу использования пиратского софта еще более лаконично: «Это не грех, это шара».
На данный момент ни в катехизисах, ни в социально ориентированных документах Католической Церкви нет прямого указания на отношение Церкви к проблеме компьютерного пиратства, поэтому исходить в оценке этого явления нужно из общей необходимости соблюдения Божьих заповедей. Является ли покупка взломанного, пиратского ПО соучастием в воровстве? Да. Является ли воровством скачивание пиратского фильма? Здесь ответ не столь однозначен. Если один человек купил лицензионный фильм, а потом решил им бесплатно поделиться с другими людьми — что и у кого он крадет? Возможный доход у производителей фильма? Но неужели он не имеет права дать посмотреть картину родственникам, близким друзьям? — Конечно может, но скопировать на другой носитель и распространять копии направо и налево уже с высокой вероятностью будет воровством.
Как бы то ни было, как и в случае с уплатой налогов, здесь, как минимум, мы имеем дело с нарушением государственных законов. Само по себе это не является тяжким грехом, однако Церковь призывает людей «отдавать кесарево кесарю» и без острой на то необходимости законы государства не преступать.
В случае же если факт воровства или сознательного соучастия в воровстве налицо, мы уже можем говорить о реальном и тяжелом грехе, совершив который человек должен идти на исповедь. Разве не так?
Быть может, христианам пришло время сказать твердое «НЕТ» использованию пиратских программ?