Харьков после ракетного удара

Я рос в 1960-е годы, когда вокруг уже не оставалось послевоенных руин. Но в мальчишеских играх мир все равно делился надвое: на наших и немцев. Я со страхом поглядывал на отверстие в дверях дедушкиной хаты, оставленное немецкой пулей, и содрогался, воображая, в каком жестоком времени росли родители (на май 1945 года им было по 17). Времени, которое отняло у матери ее отца и старшую сестру. А виновным в наших потерях, в пролитой крови казался вполне конкретный народ – немцы. «Немцы» означало «враги».

Кровь, пролитая на войне, не забывается. Поэтому даже воспоминание о ней так легко превратить в пропагандистский прием: «Не забудем, не простим». Или даже «Папа, убей немца». Как это произошло в Советском Союзе и путинской России.

И вот снова каждый день льется украинская кровь. Чем дальше, тем больше. Еще пару недель назад подавляющее большинство харьковчан сохраняло вполне толерантное отношение к северным соседям. Ну, может, иногда ироническое, или участливое. Ибо для нашего народа, привыкшего уважать свободу, заискивающее отношение россиян к власти никогда не было понятно. Но когда этот странный сосед врывается в твой дом, по-дикарски безумно разрушает приобретенное годами, садистски расстреливает мирных жителей — шок оборачивается ненавистью.

Ни один коварный провокатор не сделал бы большего для разжигания в украинцах вражды к России, чем преступные стратеги вторжения на нашу землю. Каждая капля крови падает зерном ненависти в обожженную ракетами душу. Ненависти к врагу, к убийце. Боюсь признать — убийце, который теперь будет называться в детских играх «русским».

Во время войны трудно говорить о любви. Но именно она — единственная сила, способная привести нас к победе в борьбе за родную землю и противостоять разрушительной силе ненависти. Это любовь к Украине, к своему городу, семье, своему дому, улице, на которой вырос. Любовь друг к другу — соратникам в общей борьбе. Любовь к Богу, родительскую поддержку которого украинцы уже так выразительно почувствовали на себе за эти дни. А цена фарисейских лозунгов кафиров уже раскрылась погибшими в Харькове в минувшее воскресенье церковнослужителями Озерянского храма Московского патриархата и пострадавшими от обстрелов Успенским собором и Мироносицкой церковью. Тоже, кстати, Московского патриархата.

Идет война между мирами любви и ненависти. В ней открывается перспектива эсхатологической борьбы «не против тела и крови, но против начал, против властей, против правителей этого мира тьмы, против духов злобы в поднебесных просторах» (Ефесянам 6:12). Невероятно важно найти правильное место в этой борьбе. А ценности, которые мы в ней защищаем, уверяют нас в непременной победе. Ибо с Богом любви мы всегда побеждаем.

Харьков, 3 марта 2022 г.
© Український тиждень.