Находясь на земле, Иисус Христос очень много говорил о любви и браке. Он даже Сам находился на свадьбе в Кане Галилейской. По Его примеру церковь также благословляет брак и для этого издревле в ней существует Таинство Венчания.
Обряд венчания в Греко-Католической Церкви
Современный чин венчания в УГКЦ состоит из двух частей: обручения, являющегося подготовкой к венчанию (в древности совершалось отдельно) и собственно венчания.
Помолвка, как и все подготовительные чины, происходит в притворе. Будущие супруги приносят в храм кольца и отдают их священнику, который кладет их на престоле. Там они находятся до момента обручения и освящаются самим пребыванием на святой трапезе. Священник встречает молодых у церковных дверей, дает им зажженные свечи, а затем кадит, отдавая им такое же почитание, как иконе. Это неудивительно, потому что Церковь видит в них образ Божий, образ вечной любви.
Чин начинается ектенией, где звучит просьба о ниспослании тем, кто обручается, совершенной любви и помощи от Господа. Это не случайно. Ведь, как мы знаем, Любовь была уничтожена грехом, и только Бог может снова ее преобразить, помогая новой семье сохранить ее до конца.
После священник читает молитву, в которой упоминаются Исаак и Ревекка. Для того, чтобы понять, почему Святая Церковь вспоминает при помолвке именно этих лиц, обратимся к Библии. Исаак и Ревекка встретились и поженились по воле Божией. Поэтому все просьбы этой молитвы обращены к тому, чтобы нареченные, которые пришли в святой храм, также стали богоизбранными друг для друга. Ведь именно это условие является наибольшей гарантией счастливой супружеской жизни.
Далее наступает сам момент помолвки, когда священник налагает на руки молодоженов кольца, а брачующиеся помогают друг другу их надеть до конца. В нашей Церкви это сохранилось от древнего обряда тройного обмена кольцами.
Понять почему же кольца были выбраны для этого обряда, поможет нам короткий экскурс в историю. Дело в том, что в древности большинство людей не умели ни читать, ни писать, и поэтому люди вместо подписи оставляли отпечаток — перстень, на котором был изображен какой-то знак. Итак перстень удостоверял лицо, был символом власти. Передать кому-то свой перстень означало дать в имение свое имущество, все, чем лицо обладает. Церковь же умело использовала это в своих обрядах. Когда новобрачные обмениваются кольцами, то это означает, что они отдают себя друг другу, отдают полностью и навсегда. А тройной обмен кольцами свидетельствует о том, что это не происходит спонтанно, а является серьезным и хорошо обдуманным шагом. Заканчивается обряд помолвки длинной молитвой, которая суммирует все значения ритуала.
Затем начинается сам чин венчания. Обрученные, в сопровождении священника, под пение 127 псалма (в котором воспевается благословение Богом жизни набожного человека) входят в храм (следует отметить, что видео- и фотосъемка свадеб в Греко-Католической Церкви разрешена и для этого не требуется отдельного одобрения священника). Когда вход заканчивается и молодые становятся посреди церкви, священник спрашивает их о взаимном согласии на брак и только при положительном ответе продолжает Чин Венчания.
Произносится ектения с прошением всех благ, необходимых молодым в совместной жизни и читается ряд молитв, где упоминается сотворение человека и благословенные Богом браки Ветхого Завета. После окончания молитв священник еще раз объясняет женихом важность и неразрывность Таинства Венчания и рассказывает им их обязанности. Только после этого, если молодожены хорошо понимают суть Таинства и согласны взять на себя ответственность и все обязанности, возлагаемые на них Таинством венчания, священник венчает их венцами и уделяет благословение.
Значение этих венцов святой Иоанн Златоуст трактует как венцы победы, которые получили молодожены после тяжелой борьбы с телесными похотями, которую они вели в добрачный период. С этого момента влюбленные становятся одним телом.
Перед самым венчанием, есть обычай, когда молодые подают друг другу правые руки, а священник обвязывает вокруг них епитрахиль и проводит присягу, в которой молодые перед Богом обещают друг другу супружескую верность.
Увенчанные венцами новобрачные слушают два отрывка из Священного Писания. Первый — послание святого апостола Павла к Ефесянам (5:20-23). Наверняка все слышали этот отрывок Апостола находясь на венчании, но мы советовали бы теперь перечитать его еще раз и серьезно задуматься над ним.
После Апостола священник читает отрывок Евангелия от Иоанна, в котором говорится о первом чуде Иисуса Христа на свадьбе в Кане Галилейской. Этот отрывок ставит нам в пример совершенную веру Богородицы, благодаря которой стало возможным это чудо. Глубокая вера супругов и их упование на Бога в будущем должна также творить чудеса, меняя жизненные невзгоды на покой и семейную гармонию, так же, как Христос сменил воду на лучшее вино.
Далее диакон снова произносит ектению, а священник отчитывает молитвы, в которых звучит просьба о Божьем благословении и счастливой жизни для новой семьи.
Затем приходит время еще одного обряда, который к сожалению также у нас утрачен, а именно — обряда общей чаши, имеющим глубокое значение. В древности чаша символизировала человеческую жизнь. Выпить с кем-то чашу — означало разделить с ним его жизнь. Это действительно хороший обряд, который обязательно нужно восстановить.
После того, как молодожены приступили к общей чаше, они в сопровождении священника трижды обходят вокруг тетрапода, где лежит Евангелие. Это означает, что центром всей супружеской жизни нововенчанных должен быть только Христос и Его наставления. Когда молодая пара снова становится на свои места, священник снимает венцы и вычитывает несколько молитв на их благословение.
Заканчивается Венчание отпустом, в котором упоминаются святые равноапостольные Константин и Елена, потому что они были первыми царями на земле, которые приняли и распространили христианство. Они должны быть образцом нововенчанной паре в жизни и апостольской деятельности. Также поминается святой великомученик Прокопий, который во время своих страданий дал вдохновение двенадцати женщинам с радостью идти на страдания и смерть за веру, их примеру должны следовать и молодожены, чтобы получить венцы небесного Царства.
Как мы увидели, обряд венчания, что происходит между христианами, вовсе не является религиозной формой «регистрации брака». Он содержит глубокий, поучительный смысл, которым Церковь хочет нам показать, что такое любовь и какими глубокими являются человеческие отношения.
Это нужно помнить каждому, кто хочет ступить на путь супружеской жизни. А тот, кто уже женился, пусть еще раз задумается над величием и важностью Святых Тайн Христовой Церкви и никогда не забывает, что центром их жизни должен быть только Господь Бог. Только тогда наша жизнь снова превратится в цветущий Эдемский сад.
Священник Виталий Сидорук