Святой Великий пост, который называют также Четыредесятницей, это одна из древнейших и самых священных традиций христианской религии. Помимо него, в Церкви существует еще несколько обязательных постов.
Пост в практике Церкви существует с самого начала. Но с течением времени каждая из конфессий установила свою практику поста. Однако следует помнить, что основная цель поста — духовная, то есть, прежде всего, нужно поститься от греха, злых наклонностей. В дни поста необходимо воздерживаться от злых дел, мыслей, слов, хранить чистоту духа, внутренний мир и радость. Воздержание от греха намного важнее чем воздержание от пищи, хотя это также необходимо и помогает бороться с грехом, упражняться в духовном росте, совершенствоваться в духовной жизни. Нам нужно помнить и выполнять и то, и другое.
Поскольку в течение двух последних десятилетий Синод Епископов УГКЦ не рассматривал вопрос правил поста подробно, а лишь ограничился подтверждением предыдущих правил, которые имеют общий характер, то на сегодняшний день эти правила остаются сложными для однозначного определения. Прежде всего, в вопросах, как должно поститься в «середине» отдельных периодов постов (несколько недельных). Иерархия УГКЦ в 1966 г., принимая, а патриарх Иосиф провозглашая постановления о посте, внесли определенные коррективы в усную традицию нашей Церкви. В начале своего Послания и провозглашения этих постановлений, тогдашний глава УГКЦ описывает точную практику постов в нашей традиции. Впоследствии перечисляет изменения, вносимые в нее. Учитывая это, не следует считать, что предыдущие практики полностью отменены, и введены новые. Эти новые (с 1966 г.) постановления следует отнести к предыдущим, меняя в них то, что изменила иерархия УГКЦ.
В частности, если речь идет о длительных постах, то изменения касались только первых дней, а также первой и последней недели. Все остальное в этих периодах следует оставить так как было (с некоторыми модификациями относительно молитв при потреблении мясных блюд). На это указывает и тот факт, что патриарх Иосиф в начале своего документа четко указывает и описывает подробную практику поста в предыдущих веках и годах. В частности спорным и неоднозначным остается вопрос первой и последней недели Великого Поста. В постановлениях 1966 года четко указано изменение: только первый и последний день следует удерживаться от молочных и мясных продуктов. Зато предыдущая, древняя практика предписывала воздержаться от упомянутых продуктов всю первую и последнюю недели. Однако идя в направлении изменений, которые отметила и ввела иерархия УГКЦ в 1966 г., следует принять практику, записанную в постановлениях 1966 г., то есть в первую и последнюю неделю Великого Поста строгий пост соблюдается лишь в первый день поста и в Страстную пятницу.
Поэтому, если сопоставить решения и постановления греко-католической иерархии на протяжении нескольких последних веков и приспособить их к правилам 1966 года, то актуальная и обязательная практика поста в УГКЦ должна выглядеть следующим образом.
Все пятницы года обязателен пост на продукты и блюда с мясом (кроме загальниц).
Филипповка (с 28 ноября по 6 января): удерживаться от употребления продуктов и блюд с мясом (только). А именно: в первый и последний день, а также во все понедельники, среды и пятницы этого поста. В остальные дни разрешено принимать все виды продуктов и блюд. Исключением является Новый год (31 декабря — 1 января), когда, согласно распоряжению Епископов УГКЦ, разрешается употреблять все виды продуктов и блюд и вообще не обязательны к соблюдению правила постного дня (танцы, празднования и т.д.). В вечер Рождества порядок поста такой же, как и в вечер Богоявления.
Вечер Богоявления (18 января): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом. Однако следует уменьшить количество еды, то есть в течение дня есть меньше, чем обычно. В предписаниях относительно поста глава УГКЦ Мирослав Иван Любачивский дал следующее объяснение этому: «... довольствоваться двукратной едой в сытости, с дополнительными скромными подкреплениями ...». Хотя постановление 1966 г. позволяло только однократный прием пищу досыта. Однако, поскольку Синод Епископов УГКЦ в 2008 г. указал на подтверждение постановлений 1966 г., поэтому следует практиковать так, как указано в этой (1966 г.) редакции.
Великий Пост (каждый год в разный период, нужно смотреть церковный календарь): в первый день поста и в Страстную Пятницу — строгий пост, то есть необходимо воздерживаться от употребления продуктов и блюд, содержащих мясо, молочную основу, а также яиц. В другие недели поста по понедельникам, средам и пятницам следует воздерживаться от продуктов и блюд, содержащих мясо; подобно этому и в страстную субботу. В остальные дни (вторник, четверг, субботу, воскресенье) разрешено все виды продуктов и блюд. Поощряется (но не обязательно), чтобы в первую и последнюю неделю поста вообще (во все дни, кроме воскресенья) воздерживаться от продуктов и блюд, содержащих мясо, а в среду и пятницу — также от блюд из молокопродуктов.
Петровка (каждый год в разный период, нужно смотреть церковный календарь): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом, а именно в первый и последний день, а также во все понедельники, среды и пятницы поста. В остальные дни разрешено принимать все виды продуктов и блюд.
Успенский (с 14 по 27 августа): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом. А именно: в первый и последний день, а также во все понедельники, среды и пятницы поста. В другие дни разрешено принимать все виды продуктов и блюд. Исключением является только День Независимости (24 августа), когда, согласно распоряжению Епископов УГКЦ, разрешается употреблять все виды продуктов и блюд и вообще правила постного дня не обязательны (т.е. танцы, празднования и т.д. дозволяются).
Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом. Однако следует уменьшить количество еды, то есть в течение дня есть меньше, чем обычно.
Воздвижение Креста Господня (27 сентября): удерживаться от употребления только продуктов и блюд с мясом. Однако уменьшить количество еды, то есть в течение дня есть меньше, чем обычно.
Пост обязателен для членов Украинской Греко-Католической Церкви возрастом от 14 лет и до 60-летия. В постные дни обязательно также воздержание от участия в громких забавах, танцах и подобных мероприятиях.
Освобождаются от любого поста:
- больные, которым нужно полноценное питание;
- лица после операции;
- матери во времени беременности, родов и до окончания кормления грудью;
- путешественники;
- люди, которые работают на тяжелых производствах;
- кто питается в общественных столовых или в гостях и не имеет возможности выбора пищи;
- ученики и студенты в период подготовки и сдачи экзаменов или сессии (когда организм нуждается в полноценном питании).
Нет обязанности поститься (загальница), если на постный день выпадет праздник, который чтит Господа или Богородицу (но не святого). В отдельных случаях освобождать от обязанности поститься может местный иерарх (епархиальный епископ, протосинкел, синкел), священник, или исповедник, на основании приведенной просителем причины.
Приведенная здесь практика установлена епископами УГКЦ только как минимум, обязывающий верующих. Верующие поощряются к практике древних способов поста — более строгих, чем эти. Хотя при выборе особо строгого поста необходимо посоветоваться со священником, чтобы подойти к этому вопросу разумно и без ущерба для физического и духовного здоровья.
Не нарушает поста приготовление пищи на основе смальца, животного жира в целом. Например, когда готовим пищу: жарим, заправляем, добавляем. Также не нарушает поста потребление пищи с добавлением мяса: когда борщ, суп или другое блюдо приготовлены с мясом, при условии употребления только той части блюда, которая без мяса.
Что касается прослушивания музыки или развлекательных программ, посещения сауны или бани, а также участия в различных рекреационных и развлекательных мероприятиях, то следует взвешенно рассматривать каждый конкретный случай. Обще принимая запрет взимания и участия в громких забавах (танцах) включает в себя и запрет громкого прослушивания музыки, и т.д. Отсюда следует, что запрещено лишь громко ее слушать, поэтому можно слушать ее в наушниках, тихо в комнате (не громко). Однако следует учитывать, чтобы музыка не звучала постоянно, поскольку в Пост следует ограничить себя и в этом удовольствии. Также нужно помнить, что музыка в этом случае (и вообще в целом) должна нести гармонию, позитив, быть полезной.
Примечание: данная публикация не имеет официального характера и не может восприниматься как документ, или официальное учительство Церкви. Материал составлен исключительно на основе обработки официальных документов УГКЦ и отражает понимание данных постановлений о посте автором публикации. Представленные правила полностью соответствуют актуально обязывающим постановлениям иерархии УГКЦ. Предостережение, как уже было отмечено, могут лишь вызвать правила поста для первой и последней недели Великого Поста.
По материалам Стрийской епархии УГКЦ