Успенский пост — Спасовка
Христиане первых веков всегда готовились к большим праздникам постом и молитвой. Из этой священной практики со временем развились короткие или длинные посты. Прежде всего, это Великий пост перед светлым праздником Господней Пасхи. Перед праздником Рождества Христова вошел в обычай пост Филипповка. Из особого культа святых верховных апостолов Петра и Павла возник пост Петровка. А напоследок пришел самый молодой из четырех годовых постов — пост Успенский. Им мы приготавливает себя к самому главному празднику Пресвятой Богородицы — ее святому Успению. Так мы следуем постам и молитвам Пречистой Девы Марии, которыми она готовилась ко встрече со своим Сыном Божием в праздник Успения. Успенский пост известен у нас также как Богородичный, Спасо-Богородичный или Спасовка. Обратим внимание на историю этого поста, длительность и его практику в первых веках христианской Руси-Украины.
История Успенского поста
Первые упоминания об Успенском посте встречаются только с IX века. Как Петровка и Филипповка, так и Успенский пост вошел в практику не благодаря церковному законодательству, а из-за обычая. По этой причине в Греции было много споров как о существовании Спасовки, так и о его предписаниях и длительности.
Об этом посте ничего не упоминает ни Евергетицкий устав XI в., ни устав цареградского Пантократорского монастыря 1136 года.
Подобно, уставы святого Феодора Студита и святого Афанасия Афонского вплоть до XIV века не говорят об Успенском посте. Из давних типиконов, первое упоминание о Спасовке есть в типиконе греческого Николо-Касулянского монастыря XII в. в Калабрии, Италия. Здесь на первое августа имеется такое замечание: «Константинопольский патриарх Николай I (895-925) о Четыредесятнице Успения Пресвятой Богородицы: "Есть у нас еще иной пост, называемый пост Пресвятой Богородицы, который начинается первого августа и о котором вспоминает Седьмой собор в Никее в 920 году"».
Раннее упоминание Богородичного поста находим в послании папы Николая I (858-867) к болгарам, где он пишет: «Святая римская Церковь имеет издревле обычай соблюдать такие посты: 40 дней перед Пасхой, по Пятидесятнице, перед Успением Богородицы, а также перед праздником Господня Рождества». В подлинности этого послания некоторые авторы сомневаются.
В сочинении «О трех Четыредесятницах», которое приписывают Антиохийскому патриарху Анастасию Синаиту (VI в.) говорится об Успенском посте как об отделившимся от Петровки, поскольку таковая изначально длилась от недели Всех святых до праздника Успения, а затем из Петровки был выделен июль.
Афонские монахи примерно в 1085 году спрашивали цареградского патриарха Николая Грамматика о постах, а особенно об Успенском посте. Ответ патриарха гласил: «В августе был ранее пост, но его перенесли, чтобы не сходился с языческим постом, который был в том времени. Однако и теперь еще многие постятся в том времени, чтобы предохранить себя от болезней».
Успенский пост в византийском государстве в XI-XII веках стал все больше входить в практику. Архиепископ Палестинской Кесарии Анастасий, который жил около 1090 года, чтобы привлечь верующих к соблюдению этого поста, делает о нем отдельное исследование, в котором пишет: «Пост перед Успением Пресвятой Богородицы передали нам святые отцы и божественные патриархи, его честно соблюдают все города и страны православных, а прежде большой и счастливый город Константинополь и Великая Церковь». В заключение, автор делает вывод, что этот пост уже был в практике еще до императора Льва Мудрого (886-911). Успенский пост был темой совещаний Константинопольского Собора 1166 года при патриархе Луке Хрисоверге (1156-1169) и императоре Мануиле Комнене (1143-1180). Собор подтвердил практику данного поста.
Длительность и предписания Спасовки
В греческой Церкви долгое время не было согласованности как по длительности Петровки и Филипповки, так и Успенского поста. Патриарх Вальсамс († 1204) представляет, что при нем одни придерживались всех трех постов, т.е. Петровки, Спасовки и Филипповки, и их продолжительность была такая же, что и сегодня, а другие придерживались только Петровки и Филипповки, а об Успенском посте и слышать не хотели. Он в своих посланиях защищает Богородичный пост и приказывает его хранить. Притом ссылается на Цареградский Собор 1166 года, который этот пост не только подтвердил, но и определил его время — с 1-го по 15 августа.
Успенский пост в древности был строже Петровки и Филипповки, но мягче, чем Великий пост. В понедельник, среду и пятницу этого поста предписано потреблять сухой корм, то есть хлеб, воду и сушеные овощи, а во вторник и четверг разрешалась вареная пища, но без масла. В субботу и воскресенье было разрешение на вино и елей, а в день Господнего Преображения — и на рыбу.
Львовский Синод 1891 года дает одинаковые предписания относительно Петровки, Спасовки и Филипповки, а именно: в понедельник, среду и пятницу Собор позволяет набел (молочные продукты), а в другие четыре дня недели — мясо. В эти четыре дня духовные лица должны перед обедом и ужином повторять 50 псалом, а миряне обязаны молиться 5 раз «Отче наш» и 5 раз «Богородице Дево».
Успенский пост на Руси-Украине
Как у греков, так и у нас некоторое время не было единого мнения относительно упомянутых постов. На самом деле о тех постах у нас есть уже свидетельства со второй половины XI века, но они непонятны и порой противоречивы. Киевский митрополит Георгий (1072) в своем Билеческом Уставе говорит, что в его время были у нас все три упомянутые посты. Петровка и Филиппов пост начинались в то же время, что и сегодня, а Успенский пост некоторые сокращали. Митрополит Георгий предписывает соблюдать Богородичный пост с 1-го по 15 августа (§ 14), но о его правилах ничего не говорит. Зато в Студитском Уставе патриарха Алексея, который у нас завел преподобный Феодосий Печерский во времена митрополита Георгия, сказано только о Рождественском посте, а о Петровом и Успенском ничего. Именно поэтому некоторые люди не только его сокращали, но и совершенно не признавали. Подобно, неизвестные нам три автора «Учительных Слов» домонгольской эпохи говорят только о Петровке и Филипповке, а о Спасовке не вспоминают.
После нашествия монголов нам известны два показания относительно этих трех постов: митрополита Максима (1283-1305) и митрополита Фотия (1408-1431). Митрополит Максим в своем «правиле» для целой русской Церкви представляет нужные предписания относительно различных постов и их время. О трех постах он пишет: «Еще передали нам святые Соборы пост святых апостолов. И когда праздник святых апостолов выпадет в среду или пятницу, то нельзя христианам есть мяса, а праздновать святой день и есть рыбу ... Также установили пост в августе перед Успением святой Богородицы в первый день августа, на какой бы день он и не выпал, не есть ни мяса, ни рыбы. В праздник Пресвятой Богородицы, если выпадет в среду или пятницу, нельзя есть мясо, но ради Пресвятой Богородицы разрешается есть рыбу ... И установили пост в течение сорока дней перед святым и великим таинством Рождества тела Господа нашего Иисуса Христа». Митрополит Максим не вспоминает о Великом посте, поскольку относительно него не было сомнений или споров. «Правило» митрополита Максима, разосланное по всей русской Церкви, было для всех обязательным и почти целый век в этом деле уже не было никаких различий.
Митрополит Фотий в своем послании ко всему духовенству напоминает священникам, чтобы они учили народ свято хранить все четыре поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский.
Источник: о. Юліян Катрій, «Пізнай свій обряд». Перевод с украинского.