14 сентября по новому стилю Церкви византийского обряда начинают отсчет нового церковного года. Дату Индикта, т.е. начала церковного года, установили еще в 325 году на I Вселенском Соборе в Никее. С тех пор Восточные Церкви придерживаются этой даты для отсчета нового года.
Если посмотрим на наш церковный календарь на 2014 год, то увидим в нем разнообразие праздников, церковных дат, постов и всеядных дней, значение которых для большинства из нас непонятно. Ниже вашему вниманию предлагаем разговор с о. Василием Руйдеко, заместителем председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ, священником храма Священномученика Климентия Шептицкого во Львове, который объясняет структуру церковного года, его историю и литургическую традицию.
- Отец Василий, начало церковного года называют неизвестным для широкой общественности словом «индикт». Почему церковный год называется так?
- На самом деле начало церковного года по-гречески звучит Ινδικτιώνος (Индиктион). Само значение этого слова достаточно неопределенно. Существует много дискуссий среди ученых по этому поводу. Правдоподобнее, что оно происходит от латинского «indictio» (индиктио), что дословно означает «провозглашение».
В дохристианской Римской империи индикт означал сборы пшеницы или другого зерна и зерна для нужд населения. Такой сбор зерна осуществлялся, как правило, один раз в 15 лет. Однако уже с III века, в правление императора Диоклетиана, такой сбор зерна стал ежегодным, а во времена императора Константина (IV век) сбор зерна стал началом христианского года. Правдоподобно, что Индикт начинался именно в сентябре: именно на это время приходится победа императора Константина и его попытки обратиться и стать христианином, сделав свою империю христианской. Это повлияло на то, что он провозгласил Индикт в сентябре. А Церковь эту дату приняла на Никейском соборе 325 года как начало литургического года. Поэтому с сентября начинаются все большие праздники литургического года, от Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) и до Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).
- Интересно, что все Восточные Церкви начинают свой литургический год 14 сентября, а Западная Церковь — с началом Адвента (начало Рождественского поста). Откуда такие расхождения?
- На самом деле не все Церкви начинают свой церковный отсчет с 14 сентября. Большинство Православных Церквей уже перешли на т. н. новоюлианский календарь. Это означает, что они начинают церковный год не 14-го, а 1 сентября. Только, если не ошибаюсь, Русская, Сербская и Украинская Православная Церкви, в том числе и УГКЦ, придерживаются старого юлианского календаря, который смещен на 13 дней. Для Римско-Католической Церкви определяющим в году является праздник Рождества Господа Нашего Иисуса Христа и собственно Адвент, как период подготовки к нему. Поэтому у них с Адвента начинают церковную математику.
- А каким образом составлен наш церковный календарь, ведь известно, что в нем очень много праздников, постов и всеядных дней?
- О церковном календаре стоит сразу говорить в двух перспективах. В Церкви не так, как в светском календаре, где каждому празднику посвящен отдельный день. Есть праздники стабильные (недвижимые), имеющие свою дату. Они преимущественно ориентируются на праздник Рождества Христова. И есть также праздники подвижного цикла, ориентирующиеся на дату Пасхи. Поэтому они могут иметь разные даты. Это зависит от того, что оба этих цикла - подвижный и неподвижный, руководствуются солнечным или лунным календарем. В случае подвижного цикла два светила - Солнце и Луна, влияют на дату определения Пасхи. Также принимается во внимание и весеннее равноденствие, и первое полнолуние по лунному календарю, и, так же, празднование иудейской Пасхи...
- Как вы уже отметили, вокруг Пасхи Христовой формируются все другие праздники: Господские, Богородичные, поминовения святых...
- Церковный год УГКЦ и большинства традиционных Церквей, - я имею в виду Римско-Католическую Церковь, Восточные католические и православные церкви, - построен на основе праздника Воскресения Христова. Этот праздник является центральным в литургическом году и на его дате базируются все другие праздники.
Как вы уже упомянули, существуют Господские праздники, которые, так или иначе, отражают жизнь Иисуса Христа. Например, Сошествие Святого Духа, праздник Пресвятой Троицы. Есть также праздники Богородичного цикла, в которых также отмечается Воскресение, но уже в Матери Иисуса, которая, как говорили отцы II Ватиканского Собора, «неразрывно связана со спасительным делом Своего Сына». А также поминовения важных святых, пророков, мучеников, которыми Церковь отмечает не какого-то отдельного человека, а Христа, который, в результате жизни определенного святого и его опыта Христа в своей жизни, стал для Церкви примером победы воскресения над смертью, над временем и всем тем, чего мы, как люди, боимся.
- У каждой Церкви есть свои локальные святые и мученики. В УГКЦ также. Например, князь Владимир и княгиня Ольга, Борис и Глеб, много новомучеников, которые имеют соответствующий день своего почитания. Наверняка такие дни характеризуются особыми песнопениями...
- Абсолютно верно. Каждая Церковь призвана смотреть на примеры святости в ее жизни. История сложилась таким образом, что Церкви Восточной традиции были достаточно консервативными в провозглашении своих святых. У нас на самом деле очень мало своих святых. Если бы не были провозглашенными новомученики УГКЦ Папой Иоанном Павлом II, у нас было бы их еще меньше. Провозглашение святых и развитие их локальных культов является хорошим указанием и примером того, как Церковь живет и развивается, и того, как Христос сегодня действует в конкретных людях той или иной Церкви. Конечно, каждая Церковь, провозглашает своих святых или устанавливает особые праздники чествования, например, у нас есть праздники чудотворных икон, чем обогащает всю Вселенскую Церковь. Поэтому это святые не только украинские, ведь они становятся заступниками за сохранность Церкви.
- Мы уже говорили о том, что Воскресение Господне является центральным праздником в нашем календаре, вокруг которого базируются все остальные. А как же определяется дата празднования Пасхи?
- Это очень сложный вопрос, ведь в Церкви всегда существовали различные подходы к нему. До Никейского Собора существовали два основных подхода установления даты Воскресения. Одна из них основана на постоянной дате - 14-го нисана (нисан - первый месяц года в иудейском календаре). Были и такие, которые считали, что дата Пасхи не должна отражать только лунный день, а должна показывать воскресенье, в которое произошло Воскресение Христа. И, согласно свидетельствам, Пасха праздновалась в первое полнолуние, совпадая с иудейской Пасхой.
Согласно этому, на первом Никейском Соборе было установлено сложное правило определения Пасхи. Оно заключается в том, что дата Пасхи устанавливается в первое воскресенье после первого полнолуния по лунному календарю и после весеннего равноденствия. Также принимается во внимание и празднование иудейской Пасхи. По логике отцов Собора, если празднование христианской Пасхи совпало с иудейской или опережало ее, она переносилась на воскресенье после таковой.
По данной схеме и сегодня Церкви юлианского календаря определяют Пасху. Разница с григорианским календарем, который внедрен в XVI веке Папой Григорием XIII, заключается в том, что ориентация на иудейскую Пасху не в счет. Бывает, что григорианская Пасха может совпасть с иудейской или быть даже перед ней. Это стало причиной того, почему Православные Церкви не согласились принять григорианский календарь, хотя и признали ошибочность юлианского уже давно.
- Если посмотрим на наш календарь, то увидим, что в нем есть также четыре поста, предшествующие крупным праздникам...
- В нашей традиции существует четыре Четыредесятницы, кроме других постных дней, таких как, например, пост в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Существует четыре поста: перед главным праздником подвижного цикла - Пасхой, перед главным праздником недвижимого цикла - Рождеством, перед главным Богородичным праздником - Успения Пресвятой Богородицы, и перед главным праздником святых - апостолов Петра и Павла. Логика этих четырех постов - указать на основные точки литургического года и подготовить к этому людей. Конечно, среди этих постов наиболее развитым является большая Четыредесятница - пост перед Воскресением Господа Иисуса Христа. Несколько меньше развитым, с литургической точки зрения, является Рождественский пост (две недели накануне Рождества). Зато два других поста не имеют никаких литургических текстов, которые сопровождали бы верующих. Я считаю это существенным упущением в нашей традиции. Ведь развитие литургической традиции является признаком жизненности нашей Церкви.
- В церковном году еще есть дни, которые называют «всеядными». Что они означают?
- Всеядные дни в определенной степени являются антиподами постов. Скажем, если во время поста нужно воздерживаться от еды и шумных забав, то всеядницы - это периоды, когда не постятся. И даже в среду и пятницу в случае всеядниц допускается не поститься. Такие дни должны указать верным на периоды, в которые продолжается празднование определенного важного праздника. Длинной всеядной седмицей является Пятидесятница. Это всеядница в первую неделю после Пасхи, во время которой происходят такие же богослужения, как и на Пасху. А в последующие 40 всеядных дней после Пасхи Церковь поощряет верующих не делать покаянных практик и показывать радость Христова Воскресения. Зато нельзя делать громких забав в дни всеядных седмиц. В этом заключается ограничение всеядных дней, чтобы указать на важность праздника и показать, что он имеет гораздо более глубокий смысл, чем наши человеческие дела, которые мы можем праздновать.
- Думаю, символично для нас то, что Индикт совпадает с чествованием этот же день памяти преподобного Симеона Столпника. Этот преподобный известен тем, что ввел новую монашескую аскезу - столпничество. Он провел 37 лет в такой аскезе на столбе. Какие особенности литургических песнопений этого дня?
- Каждый день нашей церковного года имеет особые песнопения. Нет такого дня в церковном календаре, в который не было поминовения святого. Даже 29 февраля имеет особое поминовение Святого Иоанна Касьяна, которое в невисокосные года переносится на 28 февраля. А некоторые дни даже имеют по несколько различных поминовений. У нас существует практически на каждый день достаточно литургических текстов для этого.
Действительно, Симеон Столпник является важной фигурой для христианства, ибо время его подвижничества пришлось на эпоху переселения народов. То есть он своим «столпничеством» показал, что не найти лучшего места на земле, ведь Христос присутствует повсюду. Его же местом стала пустыня. Думаю, поминовение этого святого удачно совпадает с началом литургического года. Когда мы откроем литургические тексты на данный день, то увидим, что Церковь призывает нас поблагодарить Бога за то, что Он создал разные времена и периоды, и мы можем, в гармонии с природой, прославлять Господа. Пример Симеона Столпника показывает, что место для Бога можно найти в каждом сердце.
Беседовала Руслана Ткаченко
Перевод с украинского. Оригинал: «Розвиток літургійної традиції є ознакою живої Церкви...» - о. Василь Рудейко.