Отца Ксаверия Кнотца из ордена Братьев Меньших Капуцинов называют «специалистом по богословию оргазма». В своих книгах он показывает верующим, каким образом решать семейные проблемы, в том числе те, которые относятся к сфере сексуальности. Помимо написания книг отец Ксаверий Кнотц, доктор пасторского богословия, проводит реколлекции для супружеских пар и ведет интернет страницу о сексе. Если вы хотите узнать, чем должны быть любовь и супружество для верующего человека, прочтите это интервью.
— Почему очень распространено представление, что жизнь верующих скучна?
— Возможно, потому что на эти темы мало говорят. Такая «недискусийна» тема обрастает различными легендами и мифами, которые впоследствии закрепляются в нашем сознании. С другой стороны, это проистекает из незнания i невежества лиц, находящихся вне Церкви, относительно того, что Церковь учит. Эти люди и дальше имеют представления двухсот, трехсотлетней давности. Они не могут понять, что Церковь, как и весь мир, также переживает эволюцию, проповедуя то же Евангелие в разных культурах, а верующие - это нормальные люди, которые так же, как другие, живут половой жизнью.
— Обе книги, которые Вы написали, очень популярны. А Ваши верные, отче, также охотно говорят о сексе?
— Очень охотно. Особенно люди интересуются его моральным аспектом. Просят совета или объяснения.
— А что чаще всего им непонятно в учении Церкви?
— Каждый человек все ощущает по-разному. Существует столько человеческих представлений, мнений, что их трудно даже перечислить. Люди спрашивают об одном и том же, но всегда немного по-другому. Содержание моей книги, собственно, и является ответом на вопросы, которые чаще всего задают: как интегрировать духовность и религиозность, как жить в согласии с Богом.
— Отче, Ваши книги призваны ломать стереотипы на тему секса верующих?
— Если они это делают, то хорошо. Но я описываю положительный опыт, который вытекает из веры, ведь в сознании общественности очень часто секс не сочетается с Господом Богом.
— Почему люди не рассматривают сексуальную жизнь как часть отношений с Богом?
— Потому что секс стал слишком «биологизированным». Духовность, отношения между людьми уходят в сторону. Отношения, в которых люди стремятся к глубокому духовному единству, трактуются лишь как некая поверхностная, романтическая оболочка.
— Как Вы представляете себе сексуальное образование? Каким оно должно быть?
— Безопаснее было бы, если бы родители сами открывали детям глаза. Каждый ребенок развивается по-другому. Один в определенном возрасте уже интересуется сексуальностью, другой — нет. Родители лучше могут знать, когда можно начать говорить с ребенком на эти темы. И они никогда не хотят его обидеть.
— Но родители не спешат этого делать?
— Проблема значительно шире. Когда родители не имеют времени на детей, тогда дети многое узнают от друзей, часто в довольно вульгарной форме. Тогда родители уже являются не первыми людьми, которые формируют направление мышления ребенка. Такими людьми становятся друг или подруга.
— А роль школы и Церкви?
— Церковь довольно много говорит о сексуальности в элитарных церковных движениях. Конечно, надо хотеть слушать ее. Среди молодежи из «Оазиса», Движения Чистых Сердец или в харцерстве всегда проводят беседы о любви и сексе.
— Однако, это слишком общие разговоры о любви, в которых избегают поднимать темы секса?
— Когда молодежь задает вопросы, то делает это открыто и без обиняков: а почему до брака не разрешено вести половую жизнь? Молодежь слышит много разных суждений об этом. Существует даже своего рода мода на раннее начало половых отношений.
Это факт. Быть целомудренной девушкой в возрасте более двадцати лет считается «позором», доказательством того, что никто не хочет этой девушки. Так же иногда воспринимают верующих девушек.
Во время глубоких бесед с молодежью оказывается, что ребята хотят, чтобы женщины, которые будут их женами, не имели ранее сексуальной жизни. Как-то один парень описал при мне это желание, приняв при этом такое субкультурное, немного вульгарное слово как «нераспечатана»: хотел бы, чтобы его жена была «нераспечатанной». Также многие девушки ценят ребят, которые не начинают знакомства с ними с секса и не влекут их сразу в постель. Они воспринимают это как знак уважения и свидетельство серьезного отношения к ним.
— Отче, в своих книгах Вы обращаете внимание на партнерство в браке. Однако часто мужчины пренебрегают потребностями женщин в постели?
— Часто в сексуальной жизни доминирует мужская модель сожительства — такая пятиминутная, которая может быть вполне хорошей для мужчины, но не для женщины. Это отражение более широкой проблемы — общего отношения мужчин к женщинам. Существует культурная модель, в которой муж — доминирующая сторона, а женщина пассивна. С другой стороны, с каждым годом все отчетливее становится модель, в которой очень активные, даже доминирующие — именно женщины, а мужчины — нерешительны и не уверены в себе. Так, люди не умеют устанавливать равновесие. Мужчина должен открывать и уважать в своей жене женщину, а женщина в своей половине — мужчину. Мне кажется, что это лучший путь.
— Вы знаете способ достижения этого равновесия? Достаточно ли только разговоров?
— Надо осознавать, что мужчины и женщины отличаются. И тут упрямство, отстаивание собственного мнения, борьба статей ничего не даст. Открывать себя, свою телесность, психику, духовность и выходить навстречу своим потребностям, чтобы взаимно поддерживать друг друга — это задача, требующая тяжелого труда. Вижу, что люди, которые верят в Бога, имеют больше уважения к себе.
— Возможно ли совместить сексуальные потребности мужчин и женщин?
— Возможно. Однако для этого нужна взаимная любовь. Это звучит громко, но нужно самопожертвование.
— Кто определяет границу, что можно применять в постели, а что нет? Это указывает Церковь или люди сами могут оценить, что их удовлетворяет?
— Граница проходит между нормальностью и патологией. Для многих нормальных людей белье будет такой же одеждой, как и что-либо другое. Для части людей — это будет фетиш, без которого они уже не могут возбуждаться. Тогда возникают сексуальные расстройства, требующие лечения.
Переход через эту границу очень ощутим. Если жена постоянно носит странную одежду по принуждению, иначе человек не испытывает никакой радости от половых отношений, то она чувствует, что секс не является творением взаимоотношений с ней, а лишь, что человек с его помощью ищет какого-то ощущения. Тогда она чувствует себя предметом. Женщины могут в течение определенного периода терпеть такое поведение ради мира в семье. Однако в определенный момент это им начинает мешать. Просто начинают в такой ситуации чувствовать отвращение. Если мужчина этого не видит, то любовь угасает окончательно.
— В Вашей книге есть много ссылок на сексологов. Вы читаете их литературу?
— Да. Но также читаю труды Иоанна Павла II по богословию тела, которые мало кто читает.
— Советуете ли Вы посещать сексологов?
— Чаще всего я встречаюсь с супругами, которым необязательно ходить к сексологам. Им надо скорее просто поговорить, прояснить для себя некоторые вопросы, оживиться духовно. Если ситуация настолько сложна, что требует терапии, то я советую супругам пойти к сексологу.
— Справедливо ли рассматривать секс с точки зрения морали и оценивать, что хорошо в постели, а что — нет? Или, возможно, должно быть разрешено все, что нравится паре?
— Вор тоже радуется, когда ограбит банк. Но тогда банк не радуется. Тогда и банк оказался бы вором, который, прикрываясь этим, украл у клиентов деньги. Время проверит, была ли идея на самом деле доброй. Я знаю людей, которые сожалеют о своих прежних решениях относительно секса.
— Оральный секс можно считать моральным, если два человека на это соглашаются?
— Я употребляю слово ласки, чтобы подчеркнуть, что речь идет о вступительной игре перед полным сексуальным актом, результатом которого является достижение полного единства. В этом контексте любые ласки, среди них и оральные, хороши. Иногда даже очень нужны. Несколько иначе — с оральным сексом без сексуального акта, поскольку во время него супруги не достигают полного единства. Люди стремятся к полному сексуальному акту, поскольку чувствуют, что полнота единства открывается в полном сексуальном акте. Этика Церкви постоянно это подчеркивает. А остальное — какой-то моральный разлад.
— Каково Ваше мнение, отче, о контрацептивных средствах?
— Сейчас люди заботятся о своем теле, о фигуре, здоровом питании. Женщины могут полностью пожертвовать собой, чтобы похудеть на двадцать килограммов. Заботиться о своем теле и уважать его — это также познавать его и все лучше понимать его реакции. Церковь говорит в том же духе уважения к телу, только понимает это тело шире — как воплощенного духа. Поощряет познавать плодотворность этого тела, чтобы женщины знали ее. Мужчины, если хотят половых отношений, также должны постараться понять весь цикл женской плодовитости. Это для них очень ценное знание, которое учит их уважению к телу любимой женщины и ответственности за свое решение.
— Гормональная контрацепция мешает достичь единства?
— Это как бы если я предложил вам, чтобы вы вырвали себе ноготь и на его место вставили искусственный. Наверное, вы бы не согласились. Если мы имеем в теле что-то здоровое, то нет необходимости это менять. Плодовитость, здоровая прокреационная система гораздо важнее, чем ноготь.
Таблетка приводит к тому, что мы не задумываемся над последствиями решения жить сексуальной жизнью. Кроме того, таблетки очень вредны. Я знаю гинекологов, которые боятся назначать таблетки. Назначая их молодым девушкам, можно нанести вред.
— Каким образом?
— Таблетки блокируют функцию мозгового придатка, проходимость маточных труб, уменьшают внутреннюю оболочку матки. Это повреждение на теле женщины. Их не видно. Они не ощутимы. Не болят. Кажется, что проблемы нет, но она существует. Они все еще в какой-то мере ракотворные, а также абортивные. Об этом мало кто знает.
— Это нечасто случается. Но, применяя гормональную контрацепцию, пара не получает больше, чем теряет?
— Что получает?
— Спокойствие, отсутствие страха перед нежелательной беременностью.
— Это лишь видимость выгоды. Страх приводит к тому, что женщина чувствует, что вынуждена постоянно подавлять свою плодовитость. Источник страха был устранен, но он постоянно находится в ее теле. Дракон может в любой момент выйти из пещеры. Женщина могла бы избавиться от страха, если бы открыла, что умеет жить со своей плодовитостью, знает, когда она плодотворна, а когда — нет. Что сделает муж, когда женщина скажет ему: «Если хочешь, будем любить, но сейчас я плодотворное, так будем иметь ребенка». Тогда он не решится. Он должен научиться быть ответственным и научиться ждать. А она, если знает свое тело, начинает уважать себя и требовать уважения к своему телу.
— Мы живем во времена, когда трудно иметь много детей. Контрацепция помогает ответственному планированию семьи.
— Нельзя считать, что, если не применять контрацепции, то будет десять детей. Так думают только люди сексуально неграмотные, хотя им кажется, что они знают все, потому что знают о таблетках. Если женщина узнает свое тело, то никогда не будет десять детей, если этого не захочет. Я знаю многих супругов, которые имеют двоих детей, потому что столько хотели, но в течение двадцати, даже тридцати лет применяли естественный метод, т.е. узнавали свою плодовитость. Это ответственные люди. Безответственными были бы, если бы на протяжении стольких лет применяли таблетки.
— Однако естественные методы считают менее эффективными?
— Я не знаю людей, которые, применяя эти методы по правилам, так считали. Естественные методы часто считают неэффективными люди, которые их не знают. Никогда их не изучали или применяли какую-то свою, авторскую версию. Женщина может забеременеть только в период овуляции. Это — один день. Только тогда, когда яйцеклетка высвобождается, может произойти оплодотворение. Мужская половая клетка живет максимально 7 дней. Это — плодотворное время супружеской пары. Остальные циклы бесплодны. Об этом никто не знает.
Таблетки женщина должна употреблять в течение всего цикла. Какая логика в том, что женщина должна употреблять их ежедневно в строго определенное время и боясь, что, если забудет или опоздает, то зачнет ребенка, и тогда вынуждена еще дополнительно застраховаться презервативом. Если бы женщина знала себя, то сказала: «Почему я должна все время жить в режиме таблетки, вводить себя в состояние ранней беременности, если я сама способна к оплодотворению только в течение нескольких часов во время овуляции и еще несколько дней создаю благоприятные условия для жизни сперматозоидов в моем теле. А если человек непременно хочет иметь со мной отношения именно в это время, то пусть он принимает бром или какую-то свою контрацептивную таблетку».
— Но таблеток для мужчин не существует.
— Не существует, потому что гормональные изменения, вызванные такой противозачаточной таблеткой, делают его агрессивным и опасным для окружающих. А женщина после нее наоборот спокойна. Мужчины не хотят соглашаться на кастрацию.
— На тело женщины влияет так много факторов, что иногда трудно сказать, что ее цикл стабильный, a естественный метод контрацепции — эффективен.
— Она может не уметь объяснить свои циклы, но пусть и дальше узнает свое тело и изучает его. Потому что всегда можно узнать о нем немного больше. Женские тела разные. Плодотворный цикл одной женщины может нарушить алкоголь, на другую повлияет отсутствие сна. Если женщина будет знать это, то сможет объяснить свои ритмы. Познание собственного тела никогда не является чем-то плохим. Наблюдения и выводы надо делать из того цикла, который наличествует, a не с идеального. Ежедневное измерение температуры не большее отречение для женщины, чем диета, и не больше, чем ограничение соблюдения времени применения таблетки.
— Тогда почему естественные методы считаются менее эффективными? Так же считают врачи.
— Врачи не знают многого о естественных методах. Этому их не учили в вузах и ничего тут не поделаешь. Кроме того, они дешевые. Никто на этом бизнеса не сделает, а значит мало кто заинтересован в том, чтобы их защищать и пропагандировать.
— A гинекологи?
— Гинекологи вообще их не знают. Они невежественны в этом вопросе. Когда-то их чаще учили, как профессионально выполнить аборт. Теперь они обучают новых врачей, заботясь, как «помочь» женщине решить ее проблемы с помощью таблетки перед или после полового акта. Нет в этом ни любви, ни уважения к человеческой жизни. Есть хорошие курсы, на которых изучают методы распознавания плодотворности. Если кто-то пройдет такой курс, то будет знать больше, чем средний гинеколог.
— Что это за курс?
— Курс естественных методов.
— Кто его ведет?
— Инструкторы естественных методов. Есть также гинекологи.
— A прерванный акт, который часто считают методом контрацепции, соответствует учению Церкви?
— Когда люди стоят перед дилеммой, жить половой жизнью и иметь детей, или вообще не иметь половых отношений, то чаще всего ни на то, ни на другое не хотят соглашаться. И справедливо, возникает вопрос, видят ли они какую-то середину. Очень часто видят только контрацепцию. Или презерватив, или таблетка, или прерванный акт, — вопрос второстепенный. Все эти люди в ситуации тотальной беспомощности. Причиной их беспомощности есть такие знания о себе, какие имели люди еще в XIX веке.
— Почему в XIX?
— Потому что в XIX веке считали, что женщина построена так же, как мужчина и плодотворна нон-стоп, двадцать четыре часа в сутки. Веками считалось, что женщина вообще бесплодна. Она — лишь некий инкубатор, a жизнь дает мужское семя. Так, как дуб вырастает только из семян, a земля дает витамины и поддерживает жизнь. Женщина имела такую второстепенную роль, потому что муж давал жизнь.
В XIX веке было открыто, что женщина также плодотворна и совместно с мужем дает жизнь новому человеку. Общая плодовитость стала одним из элементов идеи равенства мужчин и женщин. Сегодня те, которые предпочитают контрацепцию, имеют именно такое — из XIX века — видение женщины и ее плодовитости. Женщина должна быть такой же, как мужчина. Знаем это со времен коммунизма — женщины на тракторах. Они тоже могут так работать, ведь мужчины могут. Поскольку обе стороны все время одинаково плодовиты, то какая из них должна лишиться своей плодовитости. Это уже является устаревшим, поскольку наука ушла вперед, но эту науку не хочется признавать. Честно говоря, сторонники контрацепции еще не поняли, что женщина имеет другую детородную систему, чем мужчина, она циклически плодотворна, имеет климакс, которого не имеет мужчина, и тому подобное. Идеалом является не труд наравне с мужчиной на ночных дежурствах, ведь мужчина сделает свое и пойдет спать, a женщина уже не сможет заснуть. Идеалом является уже не забота о том, как приглушить свою плодовитость, а как уважать инаковость супругов, познавать свое отличие — ценить свою мужественность и женственность. А также различную плодовитость мужчины и женщины.
— Но во II половине XX века сексуальность вышла из дома. Люди открыто признают свои преференции, возникли общественные движения, объединяющие людей на основе сексуальной идентичности. Что Вы об этом думаете?
Хорошо, что говорят о сексуальности. Минусом является вмешательство в эту сексуальность. Это становится опасно. Женщина, которая не принимает КОК, намного свободнее. Ее тело принадлежит ей. A женщина, зависимая от таблетки, никогда не свободна и легко поддается влиянию. Она вынуждена верить, что без нее его мир и стремление просто рухнули бы. На страже ее счастья должен стать кто-то и защищать ее. Чаще всего это поклонницы аборта.
— А феминистки утверждают, что таблетка дает женщинам свободу.
— Эти женщины не знают, когда они плодотворны, а потому вынуждены достигать свободы от нее с помощью таблетки. Они сами по себе не умеют быть свободными. Не странно ли, что феминистки не хотят узнавать своего женского тела?
— Но могут решать, когда плодотворны, а когда — нет.
— Они решают приглушить свою плодовитость, поскольку перед ней бессильны. Но могут также управлять своей жизнью, не вредя своему телу, не ставя его под сомнение. Сексуальное образование заключается в познании своего тела. Это очень ценное знание.
— Отче, Вы не чувствуете, что целибат является определенного рода барьером, который отделяет Вас от супругов?
— Это мнимые барьеры. Верующие знают, что я священник и не удивляются этому. Кроме того, есть люди, которые чувствуют себя безопаснее, когда говорят именно со мной. Это, собственно, такая тайна целибата, что священник тоже может вызывать доверие. Конечно, не все будут меня уважать как монаха, священника.
— Быть может священники вызывали бы больше доверия, если бы они имели жен и детей?
— Лица, которые любят друг друга и которые заботятся об удачной половой жизни, не имеют никаких проблем, чтобы поговорить со священником. Конечно, не каждый священник все знает. Я очень нервирую людей, которые не могут любить и имеют какие-то проблемы в сексуальной жизни. Они на меня сердятся. Я вызываю у них агрессию своей жизнью. Эротоман, который не знает, что он эротоман, будет меня унижать и доискиваться во мне какой-то патологии, сам не понимая, что это его поведение патологично.
— Часто встречаются такие случаи?
— Не часто, но случаются.
— Но разве люди не доверяли бы больше священникам, если бы знали, что их знания о супружеской жизни и детях не только теоретические?
— Если священники сами имели бы жен и детей, то больше бы поднимали такие темы. Всегда труднее говорить о не своей жизни. Однако целибат позволяет понять верующим супругам, что жизнь имеет также сверхъестественную ценность. Он показывает, что люди могут отказаться от половой жизни ради Господа Бога. Я им показываю эту более глубокую сторону жизни, с другой стороны, супруги, любящие друг друга, показывают мне свою ответственную любовь. Хотя я задумываюсь: доверяют ли супруги точно так же другим супругам, столь же искренне рассказывают им о своих проблемах?
— Откуда у Вас интерес к сексуальной сфере?
— Это происходило постепенно. Не думаю, что я полностью являюсь автором всей этой ситуации. Несколько лет назад я заинтересовался темой и развиваю ее. Немного шума вокруг этого поднялось. Существовало большое непаханное поле. А я эту нишу заполнил. Мне удалось поднять достаточно важные темы.
Мои книги — это ответ на духовный голод. Люди уже имеют достаточно физиологического секса и поверхностных реакций. В своих книгах я показал необъятное измерение. После прочтения моей книги формируется широкий взгляд на сексуальность.
— Вы считаете, что в будущем Церковь будет идти в этом направлении?
— Я считаю, что Церковь все время идет этим путем. Это ответ Церкви на настоящее, ответ, в котором я стремлюсь показать, сколь великим даром от Господа Бога является любовь и сексуальность.
— Отче, что Вы пожелаете студентам?
— Молодежи я бы пожелал не быть конформистами. Чтобы не боялись пойти против течения и всегда оставались верными себе. Конформизм — для людей слабых и трусливых, a более всего в любви и сексуальности достигают те, кто не являются конформистами.
Перевод с украинского. Оригинальный текст: CREDO