Одним из наиболее частых упреков, слышимых в наше время в адрес Церкви является упрек в роскошестве духовенства. И ни в чем так более ярко не проявляется эта роскошь как в наличии дорогого автомобиля. Предлагаю совместно поразмыслить над тем, какого уровня авто является максимально допустимым для священника, сколько может потратить церковный служитель на свое средство передвижения так, чтобы оно не стало камнем преткновения для вверенной ему паствы.
Соображение первое. Непосредственно марка автомобиля решающего значения не имеет (конечно при условии, что мы говорим не о таких самих по себе роскошных брендах как Мазератти, Бугатти или Роллс-Ройс). Даже такие автопроизводители как Мерседес или БМВ имеют относительно недорогие модели, тем более что довольно недорого их можно приобрести в подержанном состоянии. Мой знакомый музыкант купил себе белую БМВ всего за $3000 благодаря тому, что машине уже стукнул второй десяток лет. И, хотя фраза «попы на Мерседесах» стала в народе уже крылатой, даже бюджетный вариант Suzuki может стоить гораздо дороже подержанного и немолодого Мерса.
Соображение второе — стоимость автомобиля. По стоимости ограничение сильно зависит от прихода, на котором священник служит. Месторасположение — в городе, в деревне, в больнице, в тюрьме; контингент — бизнесмены, студенты, старушки, бюджетники; удаленность прихода от места проживания священника — все эти факторы нужно учитывать, когда священнику покупают автомобиль. Даже убогий ДЭУ Ланос может шокировать прихожан в каком-нибудь отдаленном и депрессивном селении, в таком случае подойдут Жигули, Москвич или даже Запорожец. Как бы то ни было, ориентиром может служить зарплата среднестатистического прихожанина — по карману ли ему аналогичный автомобиль, если откладывать на него, допустим, два—три года или брать в кредит.
Соображение третье: пасторская необходимость. В случае, если священник обслуживает сразу несколько парафий, которые к тому же существенно удалены друг от друга, или же если помимо заботы о приходе он выполняет еще и ряд других служений — при канцелярии, епископе и т.п. — его желательно экипировать таким автомобилем, который обеспечивал бы надлежащий уровень комфорта и безопасности. Длительные и частые путешествия требуют выносливости не только водителя, но и «железного коня», и совершенно недопустимо, чтобы священник наматывал сотни километров на часто ломающейся и небезопасной колымаге.
Священники принадлежат одновременно двум мирам — миру церковному и миру светскому. В каждом из них свои законы, правила, понятия, которые зачастую не просто не пересекаются, но и вовсе бывают противоположными или взаимоисключающими. То, что гармонично и приемлемо в одном мире может считаться вопиющим и даже чудовищным в мире другом, поэтому так важно церковным служащим время от времени «сверять свои часы» с окружающим миром и быть чуткими к тому, как их действия и стиль жизни воспринимается извне. В противном случае можно потерять не только авторитет, но и зарплату, а выплеснувшаяся волна антиклерикализма — такое часто случается в истории — может и вовсе привести к открытым гонениям, преследованиям и даже расправе. И для священников это уже будет вовсе не блаженство гонимых за правду из Нагорной проповеди Христа, а обычная человеческая глупость. Бог за такое не вознаграждает.