Альтернативы диалогу не существует
— Ваше Высокопреосвященство, вы уже трижды посещали нашу страну. В последний приезд вы участвовали в презентации украинского издания вашей книги "Иисус это Христос". Кому адресована эта книга?
– Эта книга была написана, когда я еще работал университетским преподавателем богословия. В ее основу легли мои лекции для студентов, где я старался показать, что учение о Христе является фундаментом всех церквей. Наша вера – это не антиквариат, ни мертвый реликт прошлого. Христианская вера всегда жива, ее основание – Иисус Христос, а потому не может существовать фундаментальных различий между католичеством и православием. Я надеюсь, что эта книга станет определенным вкладом в дело сближения между Католической и Православной Церквами.
— Недавно средства массовой информации сообщили, что вам было отказано во въезде в Российскую Федерацию. Можете ли вы прокомментировать эту ситуацию?
— Действительно, на февраль этого года была запланирована встреча представителей Папского совета по содействию христианскому единству с иерархами Русской Православной Церкви, но позднее она была отменена. Затем я написал письмо Патриарху Алексию II, уже как глава упомянутого совета, но снова ответ был отрицательным. У нас складывались хорошие отношения с РПЦ до 1990 года – до момента великих политических потрясений в Восточной Европе и возрождения Греко-Католической Церкви. С этого времени наши отношения ухудшились. Со временем появились новые проблемы: в 2002 году Святейший Престол установил 4 новые римско-католические епархии на территории Российской Федерации. Установление этих епархий было чисто административным решением: ведь на территории России уже существовали пастырские структуры Католической Церкви, и мы только возвели их в ранг епархий. Но Московский Патриархат воспринял эти действия как агрессию и неуважение канонических территорий Русской Православной Церкви в России.
Я хочу подчеркнуть, что мы с глубоким уважением относимся к Православной Церкви, ее традициям, ее духовности и богословию и желаем иметь добрые отношения с православными. Мы открыты к сотрудничеству, хотим помогать Православной Церкви в России, и мы не желаем причинить ей вред. В наши намерения не входит насаждение униатства или прозелитизм. Но вместе с тем мы хотим, чтобы уважались и соблюдались принципы религиозной свободы, поскольку Католическая Церковь в России имеет долгую традицию, корни которой уходят во времена средневековья. Поэтому католики России имеют право на духовное и пастырское попечение со стороны своей церкви. Если Московский Патриархат считает, что существуют проблемы – и они действительно существуют, – то единственным путем их преодоления может быть диалог. Мы заявляем о готовности решить наболевшие проблемы. Но как мы можем их решить, если на сегодняшний день отсутствует диалог? Поэтому мы надеемся, что скоро наши церкви вновь вернутся к диалогу.
— Осенью 2002 года ряд украинских депутатов выступили против приезда Патриарха Алексия II в Украину, потребовав объявить его персоной non grata. Что вы думаете об этом?
– Это трудный для меня вопрос, поскольку я не хочу вмешиваться в тонкости внутренней жизни Православной Церкви. Но я думаю, что Патриарх Алексий II имеет право и свободу посещать те страны, которые он пожелает. Как Святейший Отец посещает многие страны, где есть верующие его церкви, так и Патриарх имеет право посещать своих верных, которые желают видеть своего первоиерарха. Но еще раз повторю, что это проблемы, которые касаются Православной Церкви и непосредственно вашей страны и они должны быть решены на уровне церкви. Я не хочу вмешиваться в их решение.
— В публикациях на религиозные темы в Украине часто можно встретить мнение о нашей стране, как о "бастионе православия". Какой вы видите модель церковного единства в такой поликонфессиональной стране, как Украина?
– Во-первых, я хотел бы обратить ваше внимание, что не только представленные в Украине конфессии разделены между собой, но и внутри самой Православной Церкви существуют проблемы. Но мы не ставим своей целью входить в решение этих проблем, поскольку это внутренние проблемы православия. Тем не менее, и для нас, католиков, как и для самих православных, было бы желанным скорейшее разрешение этих проблем.
Во-вторых, следует помнить, что Католическая Церковь существует в этом регионе Европы, то есть в Украине, с момента Крещения Руси. Поэтому нельзя говорить, что все жители Украины должны быть православными. Здесь имеют право на существование все исторические церкви и религии. Это необходимое условие сохранения свободы вероисповедания.
— Во время вашего прошлогоднего визита в Украину были ли у вас встречи с представителями политических и интеллектуальных кругов страны?
– За эти дни я провел большое количество встреч. Я остался очень доволен встречей с Президентом Леонидом Кучмой. Во время этой встречи мы коснулись многих проблемных вопросов, которые волнуют и церковь, и государство. Мы были единодушны почти во всех вопросах, которых мы коснулись.
Я также хотел встретиться с митрополитом Владимиром, который представляет в Украине Московский Патриархат. За месяц до своего приезда в Украину я написал ему письмо, где выразил это свое желание, но, к сожалению, так и не получил на него ответа. Только после того, как Апостольский нунций в Украине архиепископ Никола Этерович по телефону связался с митрополичьим управлением, ему ответили, что митрополит сейчас находится за пределами Украины. Тем не менее, у меня состоялась очень интересная встреча с епископом Митрофаном и другими представителями Православной Церкви, с ректором Духовной академии Николаем Забугой. И я думаю, что это общение будет шагом к нормализации наших отношений.
Также я отслужил святую мессу в храме святого Александра, посетил семинарию в Ворзеле, греко-католическую церковь на Аскольдовой могиле, Институт святого Фомы Аквинского и монастырь отцов-василиан. В Институте философии Национальной академии наук у меня был доклад на международной научной конференции "Свобода религии и национальная идентичность: мировой опыт и украинские проблемы", а вечером того же дня в актовом зале филологического факультета Национального университета им. Тараса Шевченко состоялась презентация украинского перевода моей книги "Иисус это Христос".
— Искали ли вы в Киеве встречи с Патриархом Филаретом?
– Нет, я не искал встречи с Филаретом. Позиция нашей Церкви такова, что мы поддерживаем официальные отношения только с теми Православными Церквами, которые признаны мировым православием. Мы не желаем вмешиваться во внутренние отношения и проблемы Православной Церкви. Однако это не означает, что мы тем самым отрицаем возможность практических контактов с такими церквами. Но еще раз хочу подчеркнуть, что официальные отношения мы поддерживаем только с каноническими церквами.
— По-вашему, более реально скорейшее восстановление единства Католической Церкви с Церквами Православными или протестантскими общинами?
– Без сомнения, с протестантами нас сближает схожий менталитет и общность культурного наследия. Но нашим приоритетом является диалог с Православными Церквами. Мы очень близки с Православной Церковью. Нас объединяет общее понимание таинств, почитание Пресвятой Богородицы, у нас одни и те же святые и многое другое. Мы были в полноте сопричастности в Первом тысячелетии и сегодня мы хотим вернуться к этому, чтобы быть вместе в Третьем тысячелетии. Различия с протестантами значительно более существенны, поэтому и диалог с протестантизмом более сложный.
— Что имеет в виду Католическая Церковь, когда говорит о единстве церквей?
– Сошлюсь на авторитет Святейшего Отца. Иоанн Павел II все время говорит о единстве и напоминает нам слова заповеди, данной нам Иисусом Христом: "Да будут все едино, да уверует мир". К единству нас побуждает и вызов секуляризации, и возникновение новых сект. Христиане должны совместно нести свидетельство примирения, потому что наш мир находится сегодня в великой опасности. Когда Святейший Отец говорит о единстве, он говорит в первую очередь о единстве сопричастности. Такое единство не предполагает слияния или растворения одной церкви в другой. Наоборот, Папа подчеркивает необходимость сохранения литургического, обрядового, богословского своеобразия каждой Церкви. Это многообразие мы можем назвать многообразием в единстве и единством в многообразии. Говоря о единстве, Святейший Отец отмечает, что для нас не является проблематичной возможность прийти к полной сопричастности с Православной Церковью. Посмотрите: мы вместе прожили Первое тысячелетие христианской истории, почему же нам сегодня не вернуться к этому же единству? У нас много общего: догматы, таинства и многое другое, что объединяет нас. Согласно нашей точке зрения нас разделяет только одна фундаментальная проблема, а именно различное понимание служения епископа Рима (примат Папы) и его место в церковном общении. Но ответ и на этот вопрос может быть найден только в диалоге. Мы считаем, что сегодня экуменический диалог – это неотложная задача Церкви.
Беседовал Александр Доброер
Источник: Политик HALL № 6, март 2003