В тысяча шестьсот пятьдесят третьем году было провозглашено об изменении обрядовых традиций в русской церкви. Подобное реформирование производилось царем Алексеем Михайловичем и шестым Патриархом всея Руси Никоном.


После того как духовенство и народные массы разделились на два лагеря (никонианцы и старообрядцы), в России начались тяжелые времена, сопровождающиеся гонениями и ссылками старообрядцев, не желающих мириться с подобными нововведениями.

В тысяча шестьсот пятьдесят пятом году Патриархом Никоном была проведена литургия, которая прошла в Кремле (в Успенском соборе). Во время литургии по просьбе главного священного лица государства выступил Макарий Антиохийский, который сообщил о том, что отныне все православные должны будут креститься тремя перстами. Но, как и следовало ожидать, слова Макария не возымели должного действия на прихожан, которые свято чтили веками сложившиеся традиции. Тем более что доказательства, приведенные священником, были неубедительными и основывались только на том, что в месте, откуда произошли первые христиане, крестятся именно таким образом.

После Великого Поста того же года Никон снова созывает собор, на котором присутствует тот же самый Макарий Антиохийский, а также Гавриил Сербский. Итогом подобного церковного заседания было принятие решения о выпуске нового славянского Служебника, являющегося, по большому счету, переводом Служебника греческого. Патриарх на соборе в своей речи выссказался о своем русском происхождении, но, однако, оговорился, что убеждения и вера его имеют греческое направление. На что Паства высказала свое глубокое недоверие, ведь по национальности Никон принадлежал к мордве, что повлекло за собой сомнения во второй половине высказывания.

Однако вслух свое недовольство духовенство высказать не решилось, так как просто побоялось повторить судьбу сошедшего с ума и умершего в ссылке Павла Коломенского, выразившего свои взгляды на применяемые царем и Патриархом реформы.

Свое опасение в проводимых Никоном обрядовых изменениях высказали и некоторые зарубежные священнослужители, к которым в первую очередь относился Патриарх Константинопольский Паисий. Паисий утверждал, что можно добиться единства Церкви и без изменения крещения двумя перстами и исключении шестнадцати земных поклонов. Но патриарх всея Руси не слушал никого и следовал своим взглядам на изменение церковных обрядов жестко и стремительно.