Настоятель Свято-Андреевского храма Одессы отец Игорь Тарас рассказал в интервью львовскому изданию "Новий погляд" о перспективах Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) на юге Украины.
Одесский священник: "Церковь — это не контора по предоставлению религиозных услуг"
Большая часть греко-католических общин сконцентрирована преимущественно в Галичине. Однако немало приходов последнее время появились и в других регионах Украины — на Востоке и Юге. Довольно большая община УГКЦ действует и в Одессе. Еженедельно на Службу Божью в переоборудованный под храм городской домик собирается несколько сотен одесситов. Это лишь небольшой процент тех, кто идентифицирует себя верным УГКЦ в Одессе. Поскольку, как утверждают тамошние священники, в южной Пальмире около 10 000 человек признали себя греко-католиками.
О том, почему эти тысячи номинальных "униатов" игнорируют Литургии, кто формирует ядро прихода и как относятся к УГКЦ представители других Церквей, мы решили поговорить с о. Игорем Тарасом, настоятелем храма Андрея Первозванного г. Одессы.
Первые греко-католики
— Отче, когда на территории Одесщины появились первые общины греко-католиков?
— Первая община греко-католиков существовала в Одессе еще в начале ХХ века. Ее организация и деятельность связана с именем о. Ильи Кливака. Сам священник родом из Тернопольщины — Гусятинского района. По окончании Первой мировой войны он оказался в ссылке в Сибири. А в 1917-м хотел вернуться в Западную Украину. Однако польские власти, против которых отец выступал, не впустили его в Галичину. Тогда о. Илья едет в Одессу, куда массово эмигрировали в те времена волыняне и там собирает греко-католическую общину. Сначала молятся в римо-католическом храме. А затем митрополит Андрей Шептицкий помог священнику приобрести земельный участок под застройку храма в Херсонском сквере в Одессе. Известно, что о. Илья душпастырствовал там всего год, а затем вернулся в Западную Украину. В 1944 году его арестовали и вывезли в Горький, где священник и умер.
— Как сейчас священники попадают в Одессу? Когда вы впервые приехали в этот город?
— Я родом с Тернопольщины. В Кракове окончил семинарию в Папской академии теологической и в 2004 году вызвался ехать душпастырствовать в Одессу. Раньше здесь никогда не бывал, а теперь лучшего города, чем Одесса, не представляю. Греко-католическая община в этом городе существует с 1992 года. Священник и верующие в те время молились в помещении Мирославы Гладиной — женщины, которая, собственно, и начала деятельность прихода. Эту активную мирянку в послевоенное время депортировали из Западной Украины. Она поселилась в Одессе и сохранила веру. Здесь, кстати, немало есть людей с подобными биографиями. В Одесской области, например, есть целые села из Галичины.
— Они, наверное, и составляют ядро греко-католических общин юга Украины?
— Не совсем. Половина выходцев из Западной Украины — половина местных людей. У последних УГКЦ вызывает все больший интерес. Некоторых местных привели к нам галичане, которые не стесняются говорить о своей Церкви. Кое-кто пришел к нам с УПЦ МП, поскольку мы больше внимания уделаем людям. Есть у нас в приходе одесситы, которые некогда были протестантами. Поэтому ядро сейчас уже не формируют выходцы из Галичины. На наших Богослужениях обычно молится примерно 300-400 человек. А когда в Одессу привезли мощи святого Николая Чудотворца и когда читал молитвы священник-экзорцист Василий Пантелюк из Донецка, то к нам пришло несколько тысяч человек.
"Умру, но не дам построить церковь"
— Велика ли разница между галичанами и одесситами в религиозно-духовном плане?
— Галичане, чтобы там не говорили, народ набожный и всегда тянулся к Церкви. УГКЦ очень много вложила в христианскую формацию людей. В Одессе, к большому сожалению, до такого уровня еще далеко. Люди здесь открытые, искренние, но они духовно непросветленные. На протяжении многих лет они были лишены добрых душпастырей. Сейчас среди одесситов заметен активный поиск духовного. Но УПЦ МП не может христианизировать народ. Высокомерие их священников отталкивает от Церкви людей. Поэтому миряне не имеют возможности глубже познать и полюбить Бога. Ведь сейчас нельзя сводить роль Церкви до уровня конторы по оказанию ритуальных услуг. Такие услуги здесь стоят так дорого, что некоторые уже не хотят венчаться и крестить детей. Мы это понимаем и поэтому стараемся продемонстрировать совсем другое отношение между мирянами и духовенством. Поэтому тот, кто приходит в наш храм даже из любопытства, меняет свое отношение к УГКЦ.
— На каком языке вы отправляете Службы Божьи?
— Только на украинском. Большинство людей здесь говорят на русском, но все, кто приходит к нам, легко воспринимают украинскую речь и говорят, что уже не представляют, как можно молиться на каком-либо другом языке.
— Духовенство УПЦ МП, очевидно, негативно относится к тому, что в греко-католическую церковь ходят коренные одесситы? Не обвиняют ли вас в переманивании их верующих?
— Вообще это очень больная тема. Духовенство Московской патриархии крайне негативно относится к нам, запрещают людям иметь с нами контакты, выдумывают всякие глупости. И знаете, наиболее негативно против УГКЦ настроены священники, вышедшие из Западной Украине и чьи родители когда-то были греко-католиками.
— Как вы объясняете такую позицию?
— Их логику трудно понять. Возможно, где-то на подсознательном уровне они чувствуют вину и таким неудачным образом пытаются оправдать себя. Священников-галичан или закарпатцев УПЦ МП здесь, кстати, немало. Они очень боятся, что мы построим в Одессе храм. Поэтому настраивают против нас людей. Ко мне, скажем, приходила одна женщина и сказала, что ни за что не даст построить церковь — костьми ляжет, умрет, но храм не даст возвести. Так несчастную накрутили против нас. Много "полезной" информации о УГКЦ одесситы могут почерпнуть из газет и интернет-страниц пророссийских организаций. В частности, некая организация "Отечество" на своем сайте публикует материалы о том, что уния — это, мол, измена православию, что греко-католики — это националисты. Они даже покритиковали митрополита Агафангела за то, что он позволил греко-католикам провести в Одессе заседание постоянного Синода УГКЦ. Это, мол, по их убеждению, является поражением митрополита УПЦ МП.
10 000 "униатов"
— Представители антиукраинских организаций не угрожали священникам УГКЦ физической расправой?
— Нет, такого не было. Они пишут себе в Интернете против приезда Любомира Гузара, против униатов. Это, конечно, неприятно. Но мы каждый день отправляем Литургии. Церкви наши стоят, мы молимся. УГКЦ на этих просторах развивается, видим для себя очень большие перспективы.
— Так сколько храмов имеет УГКЦ в Одесской области?
— Пока немного. В Одессе под храм мы приспособили обычное помещение, дом, убрав из него всю мебель. Есть еще часовня Морского апостольства. Планируем строить небольшие часовни в военной части и на заводах, там есть наши прихожане. Также есть небольшая церквушка в городе Ильичевске, часовня в Южном, там же строим храм. Имеем церковь в Раздельной, Ивановке, Березовке. Всего 10-11 храмов.
— Во время пребывания в Одессе Блаженнейший Любомир Гузар обратился к властям с просьбой выделить земельный участок для строительства кафедрального храма Покрова Пресвятой Богородицы. Как думаете, прислушаются чиновники?
— Они, может, и прислушиваются, но выделение земельного участка зависит от многих факторов. Городская власть соглашается, но не все от нее зависит. На горсовет тоже давят. Речь идет о тех же пророссийских организациях и духовенстве УПЦ МП. Людей против нас накручивают. Говорят, что в 90-х годах мы забирали храмы на Западной Украине, что это бандитская Церковь. Поэтому считают большой опасностью, чтобы Церковь-захватчица существовала в Одессе. Они не выбирают слова, считают, что для достижения цели все средства хороши. Мы же себе такое допустить не можем. Некоторые из одесситов таким утверждениям верят. А власть этот фактор учитывает, ведь это их избиратели. С другой стороны, в городе тоже есть немало греко-католиков. Согласно социологическим исследованиям, такими себя признал один процент населения Одессы. Для миллионного города это 10 000. Цифра солидная. Однако люди эти русифицированы, в большинстве не проявляют должной инициативы. Поэтому перед нами стоит задача вернуть их в лоно материнской Церкви. Если бы те 10 000 ничего не боялись, поднялись, высказали свое мнение, то землю нам давно уже бы дали.
— Что львовяне могут сделать, чтобы УГКЦ успешно развивалась на этих землях?
— Если будем строить храм, то хотели бы получить материальную помощь. Это нормально, потому затраты будут велики. Но я не сказал бы, что нам так плохо. Блаженнейший не равнодушен к нашим делам. Нас активно поддерживают монашеские сообщества, приезжают к нам, проводят реколекции. Поэтому справляемся. А галичане могут поддержать нас тем, что на весь мир скажут, что на юге Украины есть наша Церковь, за которую молимся, которую любим. И это будет для нас большая помощь.
Беседовал Юрий Оленец
Оригинал: „Церква – це не контора з надання релігійних послуг”