Обращение Блаженнейшего Святослава, Верховного Архиепископа Киево-Галицкого Украинской Греко-Католической Церкви по случаю 20-летнего юбилея Независимости Украины.
Дорогие во Христе соотечественники!
По случаю 20-летия государственной независимости Украины чистосердечно поздравляю всех вас, в Украине и на поселениях сущих, и соединяюсь с вами в благодарственных молитвах ко Всемогущему Господу за бесценный дар свободы для родного народа и нашего государства. На днях мы также вспоминаем с благодарностью наших славных предшественников, которые веками возносили свои молитвы к небу: «Боже, великий, единый, нам Украину храни!». Чествуем равно и тех, кто боролся за получение этой независимости, возлагая на алтарь Отечества плоды своего жертвенного труда, а часто и цвет самой своей молодой жизни. Пусть воздаст Господь своими щедротами тем, кто передал нам эту почетную эстафету государственности.
Празднование нашего национального юбилея это не только причина для радости и благодарности, но и прекрасная возможность для глубоких размышлений над тем, какого государства мы хотим и нуждаемся. Наверное, не ошибемся, если скажем, что хотим жить в государстве, в котором основными принципами социального, экономического, политического и иных измерений жизни народа являются честность, справедливость и ответственность.
Честность и справедливость являются разными гранями одной и той же сущности. Общественная справедливость основывается на личной честности, а честные граждане являются надежной опорой справедливой власти. Творя ветхозаветный Израиль как богоизбранный народ, Господь дает Моисею такой приказ: «судей и надзирателей поставь себе во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным. Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Ты должен поступать по искренней правде, чтобы жить в мире и безопасно владеть землей, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16:18-20).
Ни одно государство не может существовать, развиваться и обеспечивать надлежащие условия жизни своим гражданам, если не имеет беспристрастного и справедливого судопроизводства. Израильский царь Иосафат, который после победы над врагами, что угнетали его народ, пытался построить свободное общество, дал судьям такой приказ: «Смотрите, что вы делаете: вы же вершите суд не для людей, а для Господа, и Он при вас, когда вы судите. Пусть, следовательно, будет на вас страх Господень: действуйте осторожно, ибо у Господа, Бога нашего, нет лжи, ни пристрастности, ни мздоимства» (2 Пар. 19:6-7). Именно Божий Закон, как показывает история освобождения Израиля из египетского рабства, является дорогой к свободе и обетованной земле.
Одновременно в Священном Писании понятие справедливости не сводится только к отсутствию нарушения какого-либо правового предписания. Справедливость — это праведность, то есть способ существования и действий Бога Израиля. Справедливый человек — это лицо, в личной и общественной жизни являющееся отражением праведности и святости Бога, живущее в единстве с Ним, исполняющее Его волю и таким образом участвующее в Его способе существования. Поэтому апостол Павел провозглашает: «Я не стыжусь благовествования: оно ведь — сила Божия ко спасению всякому верующему ... справедливость Божия открывается от веры в веру, как написано: "Праведник от веры будет жить"» (Рим. 1:16-17). Поэтому необходимо помнить: поскольку наше государство — Божий дар и поскольку мы являемся верующими людьми, то государство должно быть таким, каким его хочет видеть Господь Бог, т.е. построенным на принципах закона Божия и открытым к зову Его праведности.
Наше государство будет справедливым лишь тогда, когда целью его управления будет служение на благо всех ее граждан и каждой личности в частности. В таком государстве уважают достоинство человека и обеспечивают надлежащие условия для роста каждого члена общества как свободной личности, сотворенной по Божьему образу. Речь идет о справедливости, которая по своей сути не является карательной или репрессивной. Эта справедливость избавляет и спасает. Она требует от каждого из нас уважать другое лицо независимо от его происхождения, политического или религиозного убеждения. Она призывает нас к общественному неприятию экстремизма, насилия и пренебрежения в отношении общественного мира. Именно такая справедливость, вытекающая из любви и питаемая ею, призывает нас быть готовыми к делам христианского милосердия и социального служения людям. Эта справедливость ставит перед органами власти задачу обеспечить реальное осуществление прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией нашего государства, а в частности права на образование, пенсионное и социальное обеспечение и права на труд и охрану здоровья. Важным правом, которое должно гарантировать государство, является сохранение и защита чести и доброго имени каждого гражданина, установление честных условий для развития частной инициативы и экономической деятельности на принципах субсидиарности, честного избирательного права и общественно-политической активности. Неоспоримым правом, которое государство должно обеспечить своим гражданам, является право на религиозную свободу и одинаковое отношение властных структур ко всем Церквям и религиозным организациям, получивших разрешение на религиозную деятельность в нашем государстве. Считаем, что справедливость требует права свободного и всестороннего развития украинского языка и культуры в собственном государстве, восстановление исторической памяти украинского народа и противодействия новейшим проявлениям украинофобии.
Справедливое государство должно защищать своих граждан, где бы они ни были, и заботиться о живой связи с теми украинцами, кто находится за границей. Для всех нас — живущих на родной земле, или тех, кто находится за ее пределами — родина одна, и она должна быть свободным, христианским, справедливым и богатым государством, в полном смысле этих слов.
Однако о таком государстве мы должны не только мечтать — мы должны все время его созидать! Только при таком условии этот дар Независимости мы сможем достойно сохранить и им утешаться без опасности его потерять. Справедливое государство прежде осуществляется в жизни каждого из нас, и за его строительство каждый из нас несет ответственность перед Богом, миром и своей совестью. Эту ответственность мы не имеем права перекладывать на других. Она лежит на всех и на каждом из нас, независимо от того, какое место мы занимаем в обществе и какое имеем призвание.
В осуществлении этой задачи мы не одиноки, мы не брошены на произвол судьбы. Тот, кто чувствует уныние и отчаяние, должен услышать Христов упрек: «Маловер, чего усомнился?" (Мф 14:31). Божья благодать непременно поможет, если мы будем к ней открыты и с ней сотрудничать. Священное Писание учит, что Господь всегда находится на стороне слабых, беззащитных и обиженных. Здесь уместно вспомнить слова пророка Исаии, которыми он прославляет Господа: «Твердыней стал Ты для бедного, убежищем стал для нищего в ходе его притеснения, убежищем от бури, тенью от зноя; ибо ярость угнетателей, словно зимой буря» (Ис. 25:4) . Это Божье слово является для нас одновременно и надеждой, и указателем.
По случаю праздника Независимости хочу пожелать всем нам, чтобы наша вера в Бога сделала нас способными жить в истине, исполниться силой Его справедливости и с полной ответственностью преображать нашу личную и общественную жизнь. Пусть же великий и милосердный Бог благословит нашу землю и ее народ, предохранит их от всякой беды и окутает своей спасительной любовью!
Благословение Господне на вас!
† СВЯТОСЛАВ
Дано в Киеве, при соборе Воскресения Христова,
20 августа 2011 Лета Господнего
Всечеснейшим и преподобным отцам-пастырям поручаем прочитать этот текст на Святой Литургии в среду, 24 августа 2011 Лета Господнего.