В послании главы Украинской Греко-Католической Церкви патриарха Святослава (Шевчука) священнослужителям УГКЦ рассматриваются задачи, стоящие перед священниками: служить народу Божьему, как Иисус служил апостолам, чисто и свято совершать Тайную Вечерю и молиться Отцу так, как молился Ему Иисус.
Священнослужителям Украинской Греко-Католической Церкви
Послание Блаженнейшего Святослава священнослужителям Украинской Греко-Католической Церкви в Страстной четверг
Всесветлейшим, Высокопреподобным, преподобным и всечеснейшим священнослужителям Украинской Греко-Католической Церкви
Дорогие собратья в Христовом священстве!
В Страстной четверг, в тот день, когда наш Божественный Спаситель перед своими страстями собрал своих учеников на Тайную вечерю, хочу и я собрать всех вас вокруг себя посредством данного послания. Во время таинственной трапезы с апостолами Иисус Христос установил святое таинство Священства. К участию в этом великом таинстве Он избрал и призвал также и нас, сделав его смыслом нашей жизни и земной миссии. В этот праздничный день хочу искренне поздравить вас, что стали вы участниками вечного священства самого Спасителя, и вместе с вами поразмышлять над его содержанием и теми задачами, которые мы должны выполнить в нашей Церкви и в нашем народе.
Взглянем сегодня на Христа, который вновь присаживается с нами к своей Тайной вечере. Каким мы его увидим? Что он говорит нам, как с нами поступает? Из всех таинственных жестов Христа на этой вечере я хотел бы обратить ваше внимание лишь на следующие три: умывание ног ученикам, подание им для потребления своего Тела и своей Крови под видом хлеба и вина и молитва за них Отцу.
Первый жест, который мы повторяем в кафедральном храме во время чина умывания ног именно в Великий четверг, — Христос, самым очевидным и трогательным образом, смиряет себя перед собственными учениками и указывает, что Он пребывает среди них как слуга. Объясняя удивленным и взволнованным ученикам свое поведение, Спаситель говорит: «Знаете ли вы, что я сделал? Вы зовете меня Учителем, Господом, и правильно делаете, ибо я таков есть. Поэтому, поскольку я сам умыл вам ноги — Господь и Учитель, — то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин 13:12-14). Таким образом Спаситель учит нас, что Его священство не является залогом человеческого властвования или привилегией. Быть священником — значит быть для всех слугой, быть тем, кто ежедневно омывает человеческую нечистоту, т.е. служит ближнему по примеру своего Господа. «Слуга не больше господина своего, а посланный не больше того, кто его послал», — говорит Христос (Ин 13:16). Быть священником — значит быть слугой очищения человека, чтобы каждый верующий мог стать причастником чистоты жизни самого Христа.
А как важно для каждого из нас, особенно в эти дни Великого поста, когда часами слушаем исповеди верующих, самим быть очищенными и омытыми Христом в этой купели души, которую зовем святым таинством Покаяния! Поэтому прибегаем чаще к этой тайне Божьего милосердия, дадим Христу послужить нам и позволим ему сделать нас способными служить другим. «Когда я тебя не умою, — говорит Иисус Петру, а также и каждому из нас, — то не получишь со мной части» (Ин 13:8).
Вторым важным моментом наших размышлений и кульминацией Христовой Тайной вечери является установление таинства Пресвятой Евхаристии. Открывая ученикам возможность причастия своих Тела и Крови в канун собственной крестной смерти, Иисус Христос делает их членами своего тела и своей Крови: входит в их жизнь и делает их своей Церковью, являющейся Его Телом (ср. 1 Кор 12:27). Принимая евхаристические Дары, апостолы сами становятся принятыми Христом! Принимая — становятся принятыми, причащаясь Его Тела и Крови — становятся причастниками Его жизни, способными войти в Его смерть и воскресение, выпить Его чашу, — и таким образом превращаются в участников Его вечного священства по чину Мелхиседека (ср. Пс 109:4). В Послании к евреям мы видим особый упор на этом единстве между новым и вечным Христовым священством и вечным Новым Заветом, запечатанным Его Кровью. Будучи пронизаны Христовыми Телом и Кровью, апостолы на Тайной вечери становятся участниками не человеческого, а божественного священства, — священства божественной Личности Иисуса Христа. Иисус Христос является вечным Архиереем по чину Мелхиседека: через Него имеем доступ к совершенному спасению и общению с Богом (ср. Евр 7:11-28).
Святые таинства Евхаристии и Священства установлены в один день тем же самым Христовым жестом. Поэтому можно сказать, что священническая жизнь есть жизнь евхаристическая. Христов священник, служа ежедневно Божественную Литургию и приводя своих верных через пастырское служение и проповедь Слова Божия к причастию Господних Тела и Крови, именно из Евхаристии черпает свою силу и усердие и в ней возобновляет свое посвящение Богу и обретает собственную идентичность. Будучи в своей основе евхаристической, жизнь священника является приношением за Божий народ: жертвой людей и дорогой к Богу. Только при такой жизни пастырь может глубже познавать Бога, погружаться в понимание слов Его Божественного Евангелия и в силе Святого Духа провозглашать его людям.
Третьим важным жестом Христа, Который вкушает сегодня с нами свою Тайную вечерю, является Его молитва. Иисус поет вместе с учениками хвалу Отцу и произносит свою Архиерейскую молитву за них (ср. Ин 17). Христос молится Отцу не только в присутствии своих учеников: Он молится за них, в них и из глубины сущности каждого из них. Это единство между молитвой Христа и апостолами совершается силой и действием Святого Духа через таинство Священства, подобно как Христос соединен в таинстве Евхаристии с Телом своей Церкви как ее глава. Вот почему святой Августин учит: «Когда мы обращаем свою молитву к Богу, то не должны отделять от Него Сына, и когда молится Тело Сына, то Оно не является отсоединенным от своей Главы. Таким образом, то самое Лицо, т.е. единственный Спаситель Тела, Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, является тем, кто молится в нас, за нас, и Тем, кто есть умоленный нами» (Св. Августин, комментарий на 85-й псалом).
С этой перспективы Христова служения выплывает и молитвенное служение священника Христовой Церкви. Ежедневная молитва Часослова — нашего молитвенного правила — является одной из существенных задач нашей жизни и составной частью нашего священнического призвания. Когда священник ежедневно молится Утреню, Часы, Вечерню и другие части литургического правила дня, то он, хоть и в одиночестве, молится всегда в Церкви, с Церковью и за Церковь! Как же важно для каждого нашего прихода или монашеской общины иметь таких молящихся, чтобы силой Святого Духа посредством самого Христа-Архиерея, наше Церковное тело жило в полноте божественной жизни!
Созерцая сегодня нашего Спасителя за Тайной вечерей, мы видим, что во всех Его чертах, словах и поступках скрыта важная истина о священническом служении: Христов священник — это тот, кто щедро делится собой. Как и Христос, священник отдает людям не только то, что имеет: время, знания, силы и благосостояние (собственные или своей семьи). Он полностью отдается людям как слуга, силой Святого Духа в таинстве Священства, открывает человека Христу и через Него объединяет с Отцом, Источником вечной жизни.
В этот особый день приношу сердечное благодарение всем тем своим собратьям в Христовом священстве, кто ревностно и жертвенно служат Богу и Церкви. Ведь все то хорошее, что происходит сегодня в нашей Церкви, происходит благодаря Божьей благодати и вашему неутомимому служению.
С глубоким уважением склоняю свою голову перед сотнями священнических семей, которые жертвуют своим благополучием и земными выгодами и сегодня находятся там, где труднее и где вы больше всего нужны. Спасибо вам, что без нареканий разделяете с нашими верными нужды и горести современных социально-экономических обстоятельств, неся им слово Божие и подавая пример настоящего христианского супружества. Ваше свидетельство и ваша жертва являются драгоценным сокровищем, на котором растет и развивается наша Церковь.
Искренне переживаю и молюсь за тех священников, которые сегодня пребывают в растерянности, изранены или страдают от испытаний и искушений. Пусть в этот день Господь укрепит вас и ваши семьи, омоет вас своей божественной любовью, залечит ваши раны своими Телом и Кровью и заговорит из вашего сердца Словом жизни вечной! Испивая до дна Чашу страждущего слуги Господа, смело идем за Ним в Его славное и тридневное воскресение!
† СВЯТОСЛАВ
Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Господнего
18 апреля 2011 Лета Божьего, в Великий понедельник