Проповедь предстоятеля Украинской Греко-Католической Церкви блаженнейшего Святослава в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в монастыре Святого Антония Печерского монахов Студийского устава УГКЦ в Обухове, Киевская область.
Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! (Лк. 1, 28).
Сегодня Христовая Церковь празднует один из самых больших христианских праздников — Благовещение Пречистой Девы Марии. Само его название говорит о чем-то хорошем, извещенном нам ныне.
Благовещение делает нас участниками одного действительно тайного события: к обрученной девице, которая находилась на своеобразном «супружеском карантине», в изоляции от всех остальных в обществе, в Назарете, что в Галилее, приходит архангел Гавриил. Собственно, эта окрестность была периферией Израильского государства, которую никто никогда всерьез не воспринимал, а галилеян считали в Иерусалиме религиозно неустойчивыми.
Прислушаемся, что говорит архангел и постараемся вместе с Богородицей углубиться в содержание благовестника. Вот его слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!» (Лк. 1, 28). Что значит «радуйся»? Исследователи этой фразы отмечают, что она была непривычной, потому что иудеи так между собой не здоровались. Иудейский привет звучал «Шалом!», то есть «Мир тебе!». Слово «радуйся» скорее было характерно для греко-римской культуры. Оно не указывает здесь даже на какой-то сентимент или человеческое развлечение, отвлечение от нелестной действительности.
Итак, какой смысл вкладывает Гавриил в это первое слово? Если мы вслушиваемся в его содержание, то поймем, что эта радость исходит от полноты Божественной любви. Это вечная творческая любовь, которая в лоне Отца родила Его единородного Сына, дышащего силой Духа Святого, окутывающего эту покорную, еще никому не известную невесту — Пречистую Деву Марию в Назарете. Этим «радуйся» Дух Святой вводит Ее в лоно Святой Троицы. Ибо тот, кого Отец исконно, безначально родил в своем лоне без матери, сегодня силой благодати Духа Святого укладывается в лоно Пречистой Девы Марии.
Гавриил благовествует радость способности человека любить так же, как сам Бог. Каждый из нас создан именно для того, чтобы любить и быть любимым. Это ощущение, эта действительность действительно радует человека, постигающего цели своего существования.
Архангел, который по своей служебной функции стоял перед престолом Божиим (ср. Лк. 1, 19), сегодня становится перед Пречистой Девой Марией. И Она теперь служит Божьим престолом, на котором упокоится вся полнота божества. Ибо Сын Божий зачинается в Ее чреве, принимая на себя человеческую природу, человеческое тело. Тот, ради кого и учитывая кого была создана Вселенная, вершина бытия неба и земли, сегодня обретает свою полноту в лоне Пречистой Девы Марии. Радуется не только Она, — радуется небо и земля, все Божье творение, окутываемое в этот момент силой Божественной любви.
Второе слово, которое говорит Марии Гавриил, — «благодатная». Это значит, что Она полна благих даров, которые Бог хочет дать человеку. В этот праздник и в этот момент Бог дает человеку не только то, что имеет для него, но и то, что Он есть. Небесный Отец дарит человеку самое дорогое, что есть у Него, – своего единородного Сына. Пречистая Дева, как благодати полная, ныне говорит: «Вот я Господня слуга: да будет со мною по твоему слову!», то есть Она отвечает «да» на дар Божественной любви. Этот дар только тогда становится телом, когда Она принимает его. Ибо нельзя кому-то подарить против его воли. Благовещение есть праздник ответа человека устами Богородицы на дар спасенной Божественной любви, которая делает человека благодатным, благодати полным.
Третье слово – «Господь с Тобой!». Оно означает не только какое-то человеческое поощрение не бояться и принять дар, но и нечто более глубокое. Сегодня в чтениях Литургии с Вечерней мы слышали об явлении Бога Моисею в пустыне в виде горящего куста. Бог говорит: «Я услышал плач народа Моего. Хочу прийти и спасти его, потому, Моисей, посылаю тебя». Моисей боится, спрашивает: «Как я смогу вывести народ Твой из рабской неволи?». И слышит в ответ: «Я буду с тобою» (ср. Исх. 3, 1–12). Уверение, что все то, о чем ты слышишь, произойдет не человеческой силой, а благодаря силе Божией, которая будет в тебе и с тобой, есть ключ к Добру новости. Иначе эта новость была бы утопией или хорошей идеей, не имеющей шанса быть воплощенной.
То же самое «Не бойся! Я с тобой!» говорил Господь Иисусу Навину, который ввел израильтян в обетованную землю, хотя перед ними была большая борьба, потому что нужно было вывести врагов из той земли (ср. Ис. Нав. 1, 5). С тем же словом Бог обращается к израильтянам, вернувшимся в Иерусалим. Иерусалимский храм уничтожен, а Господь через уста пророка говорит: «Я с вами! То, что вы сделаете, превзойдет ваше воображение, силу, ваши мечты. Отстроенный храм и город будут еще лучше и величественнее того, что было разрушено!» (ср. Аг. 1, 13; 2, 2–4).
Праздник Благовещения Христова Церковь называет началом нашего спасения. Ведь это событие вхождения Сына Божия в историю человека, воплощение, то есть момент, когда Господь взял на себя человеческое тело, нашу историю и природу.
В Благовещении мы видим смысл и сущность существования Церкви Христовой. Поэтому мы сейчас не просто вспоминаем событие в Назарете, которое произошло две тысячи лет назад. Произошедшее тогда становится нашей действительностью. Это сегодня говорит Господь Бог ко Христовой Церкви, к общине верующих христиан: «Радуйся, благодати полная Церковь Моя, Я с тобой!». Это сегодня Он еще раз вспоминает, что в каждом историческом моменте через верующих людей вкладывает свое Слово в лоно человечества. Сегодня Церковь Христова чувствует, что на нас покоится полнота благодати Святого Духа, которой она живет в Святых Таинствах. Слово Божие называет Церковь Христову невестой Господней. Это сегодня в лоно каждого верующего человека Бог вкладывает ту силу, о которой слышим: «Дух Святой сойдет на Тебя и сила Всевышнего Тебя осенит» (Лк. 1, 35). Это содержание духовной жизни. Нет духовной жизни без силы и благодати Святого Духа.
Эта таинственная природа Церкви Христовой совершается на нас тогда, когда мы, отвечая на свое христианское призвание, открываясь Божьей любви, говорим Ему «да». И Бог входит в наше сердце, а мы слышим: «Ничего нет невозможного в Боге» (Лк. 1, 37), по слову сегодняшнего Евангелия.
Это слово «радуйся» так сегодня отдаётся в сердце каждого, кто сказал «да» на личный призыв к святости в наше время! Многие легко представляют себе радость того момента, когда жених становится на колено перед своей невестой, дает ей супружеское кольцо и просит его выйти за него замуж. Он ожидает слова "да". Наверное, что-то подобное переживает тот, кто чувствует призвание к священному или монашескому состоянию. Это на голос священника и призвание Святого Духа Слово становится телом: в Таинстве Евхаристии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Это Божье приглашение принять в свое лоно силу Божьего слова, чтобы его проповедовать, чтобы этим словом Божьим жечь сердца людей. Когда он или она скажет Богу "да", то в ответ услышит: "сила Всевышнего тебя осенит" (Лк. 1, 35).
Сегодняшний праздник дает нам почувствовать особое слово, обращенное к каждому из нас лично: «Господь с тобой!». В свое время патриарх Любомир говорил: «Вы очень сильны, если хотите добра, если стараетесь, если сплачиваетесь, если пытаетесь совместно творить добро, жить честно, жить творчески». Ибо сила добра и Божьей любви, во имя которой мы творим добро, воплощает эту силу в нашей жизни. Она делает нас сильными и непобедимыми. «Кто любит Бога, призванного по Его постановлению, тому все содействует во благо», — говорит апостол Павел (ср. Рим. 8, 28).
«Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!» (Лк. 1, 28). Мы сегодня просим Господа Бога в этом храме, который впервые празднует свой престольный праздник, чтобы Он сказал через своего архангела нашей заплаканной, печальной, многострадальной Родине: «Радуйся Украина, земле, благодати полная! Господь с тобой, украинский народ!». Ибо теперь лицо заплаканной матери, женщины — икона нашей Родины и родного народа. Кто может ее утешить? Какое слово радости человек может произнести в адрес потерявшей сына, мужа — самого родного человека — в этой ужасной войне?
Мы говорим: Боже, пошли своего архангела! («Гебер Эль», то есть Гавриил, означает «сила Божья», поэтому когда архангел говорит, то не только произносит хорошие слова, но и несет в себе все то, о чем говорит.) Пошли нам силу Твою! Сделай нас полными Твоей благодати, чтобы мы совершили призвание, которое Ты сегодня ставишь перед каждым из нас! Сделай нас сильными силой Твоей! Как когда-то Ты был с Моисеем, Иисусом Навином и восстанавливавшими Твой город Иерусалим, они сделали его лучше, чем он был до разрушения, пусть это станет действительностью теперь в нашей Родине. Скажи сегодня нам, нашему войску, сыновьям и дочерям Украины: «Господь с тобой! Сделай невозможное из-за силы благодати Святого Духа!» Мы веруем, что, приняв сегодня Добрую новость с небес, изгоним врага с Родины. Мы верим, что Господь будет с нами, и мы сможем эту радость, которую мы слышим с небес, воплотить в наше национальное бытие. Пусть Благовещение будет для каждого из нас праздником великого света надежды, радостным моментом времени Великого поста и началом нашего спасения. Господи, будь с нами! Ибо другого, кроме Тебя, помощника в наших скорбях у нас нет! Боже сил, через молитвы Пречистой Девы Марии помилуй и спаси нас! Аминь.
† СВЯТОСЛАВ
Перевод с украинского «Єдина Церква». Оригинал: Проповідь Блаженнішого Святослава у свято Благовіщення Пресвятої Богородиці в Обухові