Священник Емельян Ковч признан в Украинской Греко-Католической Церкви образцом пастыря, на которого должны равняться все священники. В статье рассказывается об обстоятельствах его служения и смерти в концлагере "Майданек".
"Отдал свою душу за стадо,
За правду, как пастырь-герой".
Так охарактеризовал жизнь Емельяна Ковча поэт Николай Галичка, посвятив отцу поэму "Добрый Пастырь".
Емельян Ковч - греко-католический священник, но в первую очередь Человек, который служит образцом для всех поколений. Он был патриотом и преданным служению Богу, а его вера оставалась несокрушимой даже в самых сложных жизненных ситуациях.
Он родился 20 августа 1884 г. в семье священника в самом что ни на есть гуцульском селе - Космач Косовского района на Ивано-Франковщине. В 1905-1911 гг. учился в Римской коллегии святых Сергия и Вакха.
В 1910 г. женился на дочери буковинского священника Марии-Анне Добрянской. В следующем году принял иерейское рукоположение от епископа Григория Хомышина и начал пастырскую работу в Подволочийске, в 1912 г. выехал в Боснию, чтобы служить среди украинских греко-католиков в округе Приедор.
Во время Первой мировой войны отец Ковч вернулся в Галичину, на Рогатинщину, а в 1919 г. стал капелланом Украинской галицкой армии. После объединения УГА с армией УНР во время боев он попал в советский плен, из которого ему удалось бежать.
Вернувшись на Галичину, Ковч был арестован поляками и отправлен в концентрационный лагерь.
Отец Емельян Ковч |
После освобождения из польского концлагеря в течение 20 лет Емельян Ковч жил и опекал верующих в Перемышлянах. В 1922 г. был назначен настоятелем этого прихода.
В то время Перемышляны были городком трех национальностей — украинской, польской, еврейской. Отец Ковч приложил немало усилий, чтобы помочь украинским самоидентифицироваться: он привлек средства на восстановление храма, по его инициативе построены читальня "Просвещения" и кооператив в селе Коросно.
Польской власти деятельность и взгляды украинского священника не нравились. В доме Емельяна Ковча часто происходили полицейские ревизии (в течение 1925-1934 гг. было проведено почти 40 обысков), на священника накладывали краткосрочные аресты и взимали денежные штрафы.
Во время оккупации Галичины советскими войсками в 1939 году священник и в дальнейшем открыто отстаивал права людей, насколько это было возможно защищал своих соседей.
Часто прихожане не понимали своего священника.
Считая, что пора отомстить за обиды польского оккупационного режима, они пытались отобрать имущество у поляков, однако отец Ковч осуждал такие действия, которые поощряла советская власть.
Арестованный НКВД Емельян Ковч избежал возможной смерти благодаря бомбардировке в начале немецко-советской войны - это позволило отцу бежать из-под ареста.
Когда в Перемышляны вошли нацисты и начали массовое уничтожение евреев, о. Ковч обратился с призывом не сотрудничать с новой властью и не участвовать в антиеврейских акциях наперекор нацистским постановлениям, хотя за помощь евреям нацисты наказывали смертью.
Выражением личного мужества отца было укрывание евреев, особенно детей. Спасти их от неминуемой гибели помогали фальшивые свидетельства о крещении, которые усыпляли бдительность нацистов и полицейских.
Хотя крещение евреев было опасным, все же о. Ковч сознательно и открыто их крестил. К о. Ковчу обратилось по разным данным от 600 до 2000 евреев.
Много было среди них таких, которые шли на это без религиозных убеждений, лишь в надежде на спасение. Различные священники предупреждали А. Ковча, советовали публично и общинно не крестить.
Сын Емельяна Ковча Мирон вспоминал, что он также просил отца, чтобы тот воздержался от крещения евреев:
"Я говорю папе, - чего те евреи еще приходят, они же видят, что крещены, или не крещены - немцы не принимают этого во внимание, а убивают всех их поголовно, мало того - вылавливают еще раньше крещенных, до четвертого и пятого поколения еврейского происхождения, а папу их крещения подвергают неприятности со стороны немецкой полиции".
30 декабря 1942 о. Ковча арестовало гестапо.
Допрашивали его в тюрьме на Лонцкого во Львове. От отца требовали признания вины и отказа от дальнейшего крещения евреев, а также отказа от протестов и осуждения действий нацистской власти. Но он остался тверд.
Семья и знакомые делали все возможное, чтобы освободить его из тюрьмы. К этому делу даже присоединился лично митрополит Андрей Шептицкий. Но ходатайство о спасении о. Емельяна были безуспешны. В тюрьме отец правил Литургию.
После отказа подписать обязательство об отказе помогать другим о. Ковча в августе 1943 г. перевезли в концлагерь "Майданек" возле Люблина, где он получил № 2399.
Пребывание в концентрационном лагере он считал миссионерством. Здесь о. Емельян нес отчаявшимся веру, надежду, любовь, делился просфорой, исповедовал, причащал, крестил. Как духовное лицо, он служил всем людям, независимо от их происхождения и религиозной принадлежности.
Икона блаженного Емельяна, подаренная Люблину Украинским католическим университетом |
Отец Емельян в одном из писем к родным писал:
"Я понимаю, что вы печетесь о моем освобождении. Но я прошу вас не делать ничего в этом деле. Вчера они убили здесь 50 человек. Если я не буду здесь, то кто поможет им перейти эти страдания? ...
Я благодарю Бога за Его доброту ко мне. Кроме неба, это единственное место, где я хотел бы находиться. Здесь мы все равны - поляки, евреи, украинцы, русские, латыши, эстонцы.
Из всех присутствующих я здесь единственный священник ... Здесь я вижу Бога, который один и одинаков для всех, независимо от религиозных различий, которые существуют между нами. ... Когда я совершаю Службу Божью, все они вместе молятся."
В другом письме близким он написал:
"Молитесь за тех, кто создал этот концлагерь и эту систему. Они одиноки, нуждаются в молитве ... Пусть Господь помилует их".
По официальным данным, заключенный № 2399 умер 25 марта 1944 от флегмоны (острого гнойного воспаления) правой ноги.
Об отце Емельяне Ковче мир узнал, когда Папа Иоанн Павел II провозгласил его блаженным мучеником во время посещения Украины. 9 сентября 1999 года Еврейский Совет Украины присвоил о. Ковчу звание "Праведник Украины", а в 2009 году он признан покровителем всех священников УГКЦ.
Люди и церковь о нем не забывают: в музее "Тюрьма на Лонцкого" чтят память заключенного святого, в Польше - сняли фильм "Узник Майданeка", а на Перемышлянщине - рисуют иконы и готовятся установить памятники.
Перевод с украинского. Оригинал: Омелян Ковч - священик концтабору Майданек