Послание священникамПредстоятель Украинской Греко-Католической Церкви Святослав Шевчук о главной цели новозаветного священства и вызовах, стоящими перед священниками сегодня.

Послание Блаженнейшего Святослава к священнослужителям Украинской Греко-Католической Церкви на Страстной четверг

 

Проповедуй слово,
настаивай вовремя и не вовремя,
обличай, угрожай, вразумляй
со всей терпением и наукой (2 Тим. 4:2).


Всесветлейшие, досточтимые и преподобные отцы — дорогие собратья в Христовом священстве!


В этот величественный день евхаристической вечери, накануне страстей нашего Спасителя, особенно думаю и молюсь за вас и хочу поделиться с вами своими мыслями относительно нашего священнического призвания и его осуществления. В этом году, что провозглашен Годом веры, задумаемся над нашей ответственностью за дар веры, — того дара крещения Владимира, 1025-летие которого празднуем. Вера есть и будет непобедимой божественной силой нашего народа, участием в жизни Пресвятой Троицы, что является основой духовной жизни человека и источником его духовного роста. Она держит нас при Боге и делает нас достойными созерцать Его в вечности, не позволяет нам идти окольными путями, а объединяет нас в Христову семью.


Священник должен быть праведником, который, по словам ап. Павла, живет по вере (ср. Рим 1:17). Верить Иисусу — значит полностью положиться на Его руководство, полностью сочетаться Святом Духе с Ним всей личной жизнью: мыслями, стремлениями, жизненными решениями и ежедневными поступками. «Все доверие возлагай прежде всего на всемогущую руку Всевышнего Царя», — призывает нас св. Василий Великий. В современном мире развития новейших технологий, стремление общества к материальным благам, что нередко разрушает веру, священник должен стоять как бдительный сторож своего стада, непоколебимый защитник евангельского откровения. Ибо «вера — это око, просветляющее всякую совесть и дающее человеку разумение» (Св. Кирилл Иерусалимский). Эту веру передал для всех людей Христос Спаситель через своих апостолов; Он распространяет ее и через нас — священнослужителей.


Как наследники Владимирова Крещения, мы унаследовали веру от родителей, которые засвидетельствовали ее своей жизнью, пройдя через различные, часто тяжелые, испытания. Великими светильниками веры для нас являются украинские святые и блаженные. Особенно близки нам новомученики ХХ века. Их жертва перекликается с поучениями великого пастыря Церкви Митрополита Андрея: «Нет высшего и лучшего идеала для христианина, как отдать свою жизнь за веру. Смерть за веру — это участие в Христовой жертве» (Духовенству и верным, 1932 г.). Верные стремятся — и их желание небезосновательно — видеть в нас, священнослужителях, людей глубокой и подлинной веры. Поэтому заботиться о своем постоянном возрастании в вере — это вопрос не только собственного спасения, но и спасения многих людей вокруг нас, прежде всего тех, которых Господь и Церковь доверили нашей пастырской опеке. Кто-то метко заметил, что священник ни спасается сам, и ни погибает сам: всегда ведем за собой — то ли на спасение, то ли, не дай Бог, на погибель — многих людей, за которых должны ответить перед нашим Господом в судный день.


Священник — это тот, кто учит вере, провозглашая Слово Божье. Святой ап. Павел обращается к нам, священнослужителям третьего тысячелетия, говоря: «Как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, Которого не слышали? И как услышат без проповедующего? И как будут проповедовать, если не будут посланы? Написано же: «как прекрасны ноги благовествующих добро» (Рим. 10:14-16). Великое это достоинство и призвание — быть орудием, посредством которого Святой Дух распространяет Божью науку в мире. По словам св. Дионисия Ареопагита, «ничего нет столь божественного, как сотрудничать с Богом для спасения душ». Эти слова передают главную цель новозаветного священства — распространять Христову Благовесть в мире, жаждущему мира, надежды и любви Божией.

 

Спаситель своей смертью и воскресением из мертвых совершил все, что было необходимо для спасения. А быть сотрудниками в деле спасения поручает нам, своим священникам, которые призваны провозглашать его среди верующих. Поэтому св. Иоанн Златоуст говорит: «Бог призвал нас на это достоинство не для того, чтобы нами дивились люди, не для того, чтобы мы вели выгодную жизнь — нет. Мы должны быть посредниками между Богом и людьми, пастырями, которые овец пасут и стерегут, а потерянных ищут; рыбаками, которые забрасывают ревностно сети; сторожами, которые бодрствуют старательно над стадом; отцами и учителями, которые поверенных им детей учат; спасение им обеспечивают».

 

Оживленные мнением св. ап. Павла, — «Горе мне, если бы я не проповедовал Евангелия» (1 Кор. 9:16), — мы должны быть готовы к проповеди Божьего Слова при каждом удобном случае: на ежедневной Литургии, во время уделения Святых Таинств, на разных церковно-общественных мероприятиях, а особенно — во время погребальных богослужений, когда есть возможность промолвить к тем людям, которые не приходят в храм.

 

Особым вызовом для нас в Украине и за ее пределами остается проповедь, направленная ​​к людям, еще не познавшим Христа или по каким-то причинам отдалилившимся от Церкви. Поскольку — доводилось слышать правильное замечание — современные священники являются скорее пастырями, которые сосредоточивают свое внимание на верных, уже посещающих Церковь, нежели рыбаками, способными успешно приводить ко Христу новых верующих. Молюсь, чтобы Святой Дух пробуждал и утверждал в нашей Церкви, а прежде всего в сердцах священников, настоящий миссионерский дух, готовность проповедовать Божье Слово «вовремя и не вовремя» (II Тим. 4, 2) тем, которые Его еще не знают.


Священник учит вере прежде свидетельством собственной жизни. Вся жизнь священника должна подчиняться словам ап. Павла: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Поэтому, дорогие братья во священстве, каждый раз, когда надо решать какие-то вопросы приходского или личного характера, не забывайте спросить себя: а как Христос поступил бы на моем месте? Попутно вспоминаем жизнь Иисуса Христа — Его большим желанием было привести людей к Богу-Отцу, помогая им в их немощах. И это Он делал, находясь обычно в тесном контакте с людьми, заботясь их болями, заботами и проблемами.

 

Целебная и спасительная сила, которой Господь Иисус возносил упавших духом, исцелял больных, воскрешал мертвых и утешал скорбящих, происходила из того вечного единения с Отцом в Святом Духе, которое Он имел как Его единородный Сын, но которое Он, будучи человеком, поддерживал молитвой. Неслучайно вся публичная деятельность Христа была тесно переплетена и сопровождалась молитвой к Отцу. Но после такой работы Он не имел покоя, ведь часто уходил в уединение, чтобы общаться со своим Отцом (см. Мк. 1:35). Это четко указывает нам на то, что все наши пастырские старания будут иметь пользу только тогда, когда будем оживлять и сопровождать их искренней сыновней беседой с Богом.


Возлюбленные братья в Христовом священстве! Ощутим сегодня благодарность за дар святой веры и одновременно личную ответственность за сохранение, обучение христианской вере нашего народа и постоянное воплощение ее в нашу личную, церковную и общественную жизнь — все то, что Папа Бенедикт XVI назвал «новой евангелизацией для передачи веры».

 

Размышляя сейчас над этим таинством, которого мы стали достойными через жертву нашего Спасителя, — таинством Священства, углубимся в свою ежедневную священническую жизнь: случайно, нет ли там чего-то такого, что может противоречить Христу, чтобы случаем нас не коснулись слова пророка Иеремии: «Проклят тот, кто Господнее дело выполняет небрежно» (Иер. 48:10). Пусть эти слова пророка касаются нас только как предостережение от халатности в выполнении священнических обязанностей.

 

Наша пастырская работа пусть будет для нас и людей, которым проповедуем Слово Евангелия, дорогой к спасению, чтобы и мы могли с ап. Павлом призывать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.» (II Тим. 4:7-8).
 
Благословение Господне на вас!
† СВЯТОСЛАВ
 
Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
25 апреля 2013 Лета Господнего

 


Перевод с украинского. Оригинал: Послання Блаженнішого Святослава до священнослужителів Української Греко-Католицької Церкви на Страсний четвер