Национальные советы мирян: Отличительные критерии
I. Введение
1. Епископы разных стран неоднократно консультировали Папский Совет мирян, особенно во время их визитов «ad limina», относительно того, нужно ли и полезно ли для паствы создание Национальных советов мирян, а если да, — то относительно каких церковных критериев их учреждения и деятельности. Та же проблема была также поднята многими и различными мирянами, собеседниками Совета.
2. Ясно, что сегодня Католическая Церковь обладает большим опытом, в ней также существуют разнообразные мнения по этому поводу. В некоторых странах национальные координационные структуры мирян-католиков были организованы за несколько десятилетий до Второго Ватиканского Собора; время от времени такая координация поручалась «Католическому действию». Во многих других странах Национальные советы мирян — также под различными названиями («Консульта», Секретариат, Комитет...) и в различных формах, — в целом, были организованы в течение 30 «постсоборных» лет. Но есть еще многие другие страны, где такая возможность не рассматривалась или даже отвергалась. Наконец, во многих странах уже существуют Епархиальные советы мирян, но не предпринималось никаких попыток создать Национальные советы. С другой стороны, пасторская оценка накопленного опыта очень разнится — от положительных и ободряющих оценок до иных, свидетельствующих о замалчивании и/или разочаровании.
3. В то время как Второй Ватиканский Собор и нормы выполнения его решений определяют, что должны быть созданы Советы священников. и настоятельно рекомендуют создавать Пасторские советы на окружном и епархиальном уровнях (см. Декрет о пастырском служении епископов в Церкви Christus Dominus, № 27; Декрет о служении и жизни священников Presbyterorum Ordinis, №. 7; Motu Proprio Ecclesiae Sanctae, №№. 15, 16, 17; Кодекс канонического права, кан. 328), не было никакого определенного упоминания о Национальных советах мирян. Соборный Декрет об апостольстве мирян (Apostolicam Actuositatem) всего лишь упоминает, скорее, в общем смысле, советы, которые можно было бы создать на различных церковных уровнях, чтобы «содействовать взаимной координации различных сообществ и начинаний мирян» (№ 26). Апостольское обращение Christifideles Laici подчеркивает, что Синод 1987 года одобрил «создание Епархиальных пасторских советов» как «основной формы сотрудничества и диалога, а также распознавания на епархиальном уровне», указывая, что «участие верующих-мирян в этих советах может расширить возможности консультаций, а принцип сотрудничества — в некоторых случаях также в области вынесения решений, — может быть применен более широким и определенным образом (CfL, №. 25). Это также напоминает нам об условии в Кодексе Церковного права «участия верующих мирян в епархиальных синодах и в местных советах, провинциальных и пленарных». В Апостольской обращении ничего определенного не сказано о Национальных советах мирян, хотя Епископские конференции «призваны оценить наиболее подходящий путь развития - на национальном или региональном уровне- консультаций и сотрудничества верующих-мирян, мужчин и женщин: так могут быть лучше рассмотрены общие проблемы и более совершенно явлено церковное общение со всеми» (№. 25). Конечно, для этих целей на местных, национальных или региональных уровнях существуют различные епископские структуры. Недавно, например, IV Всеобщая Конференция Епископов Латинской Америки рекомендовала поощрять «Советы мирян в полном единении с пасторами и с адекватной автономией, как мест дискуссии, диалога и служения, которые могут внести свой вклад в укрепление единства, духовности и организации мирян» («Санто-домингский документ», № 98).
4. Из всего вышесказанного ясно, что создание национальных и региональных советов мирян — это предмет для внимательного рассмотрения Епископских конференций, страна за страной. Разумеется, будет диалог с мирянами, и будут учтены потребности общины и миссии Церкви в различных ситуациях. Папский Совет мирян не претендует на то, чтобы найти универсальные директивы, — только отличительные критерии и указания, которые могут оказаться полезными.
II. Стремление к общине и участию
5. Известно, что современное стремление «поощрять мирян» возникло и питалось обновленным пониманием Церкви как таинства. Миряне, как сказал Пий XII еще в 1946 году, «должны иметь наиболее ясное за все времена осознание не только своей принадлежности Церкви, но и того, чтобы они есть Церковь». В свете «экклезиологии общины», которая является ядром учения II Ватиканского Собора, в Декрете о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes divinitus) заявляется: «Церковь лишь тогда по-настоящему осеована, живет полнотою жизни и является совершенным знамением Христа среди людей, когда наряду с иерархией существуют настоящие христиане-миряне, трудящиеся вместе с ней» (№. 21). Это новое понимание стимулировало сильное стремление мирян участвовать в жизни Церкви, не просто в качестве потребителей ритуальных услуг, а в качестве активных субъектов Церкви, открывая в Крещении и Конфирмации как в Евхаристической общности насущную потребность своего христианского призвания, ответственности за построение и расширение Церкви ради человечества. Мы свидетельствуем, что таким путем активное и все более ответственное участие верных мирян в самых разных сообществах, служениях и учреждениях обогащает «органическую» и иерархическую общину Народа Господня разнообразием и взаимным дополнением призваний, норм жизни, духовности и харизмы. Апостольское обращение Christifideles Laici, широко и глубоко рассматривая участие верных мирян в жизни Церкви как общины (Глава II), подтверждает необходимость в их участии и проливает свет на их опыт как на выражение христианского достоинства и миссионерской ответственности.
6. Участие мирян в церковной общине сегодня выражается огромным количеством путей, способов, форм. Самое очевидное и непосредственное проявление — в приходской общине как основной ячейке Церкви. Особую форму оно приобретает в христианских семьях, для которые существуют обычно как «домашние Церкви» и подлинные «базовые церковные общины». Для множества мирян это означает исполнять основные функции служения общине — на основании Святого Крещения и Миропомазания. Это обогащено и харизмой, которую Святой Дух распределяет также и среди мирян. Сегодня это — деятельное разнообразное участие во множестве групп, ассоциаций и церковных движений, позволяющих говорить даже о «новой эре групповых усилий». Христиане также исполняют свою миссию в католических школах, публичных выступлениях и многих других видах деятельности. Они делятся в общине личными свидетельствами в своей профессиональной среде, в контексте политической, культурной и социальной жизни, всюду там, где верующие миряне вносят личный вклад в миссию Церкви. Именно из-за этого множества и многообразия форм участия насущно необходимы места для собраний, налаживания форм участия и диалога, совместных действий и жизненного опыта верных мирян как мощного свидетельства единства Церкви в мире.
7. При увеличении взаимозависимости, социализации и коммуникации в современном обществе миряне стремятся к выработке таких форм сотрудничества, которые далеко выходят за узкие пределы обычного соседства и границы той или иной местности. Важно также, чтобы верующие миряне были открыты пониманию проблем и задач, стоящих перед миссией Церкви на межепархиальном и национальном уровнях, и более того, они должны «католически» мыслить о Церкви, охватывающей все народы и все культуры.
8. В этом отношении важно ясно осознавать существующие различия. Прежде всего, различие, существующее между Епископскими комиссиями (или департаментами) мирян и Национальными Советами мирян. Епископские комиссии берут свон начало в среде Конференции Епископов, являясь ее внутренними структурами, хотя и без права самостоятельно выносить решения потому что это относится к ведению Пленарного собрания Конференции Епископов (ср. ККП, кан. 455); они являются выражением пастырской ответственности и служат верующим-мирянам. Национальные или региональные советы мирян, напротив, выражают чаяния мирян, хотя и под бдительным руководством Конференции Епископов. Таким образом, они не являются руководящей «надструктурой» и не обладают никакой юрисдикционной властью. Эти советы подобны важным форумам, они являются выражением и гласом верующих-мирян на национальном уровне, но нельзя ожидать, чтобы они являлись официальными представителями всех верных мирян какой-либо страны. Это важное различие, но оно может иметь модификации в зависимости от опыта и потребностей разных местных Церквей. Некоторые Конференции Епископов по разным причинам предпочитают просто открывать свои Епископские комиссии для большего числа верующих-мирян. Другие принимают во внимание тот факт, что существуют различные национальные органы, которые традиционно обеспечивают участие и взаимную ответственность верующих-мирян.
Второе отличие затрагивает советы мирян и пастырские советы. Так как существующий документ рассматривает «национальные» или региональные советы мирян, не составляет труда отделить их от пастырских советов, которые могут быть епархиальными или приходскими. Вопрос усложняется, если существуют епархиальные советы мирян. Что касается последних, то необходимо установить другие критерии различия, основанные на природе и способе формировании этих двух институций. Пастырские советы — организации, созданные для консультаций и сотрудничества, диалога и исследования, в сочетании с различными cубъектами церковной жизни (духовенство, члены мужских и женских монашеских орденов, миряне) под председательством пастырей (епископ на епархиальном уровне и священник — на приходском). С другой стороны, цель советов мирян — воодушевление и координация верущих-мирян. Они являются выразителями воли мирян, продвигая их инициативы, воплощая и исполняя их взаимоответственное участие в церковной жизни, поскольку советы, главным образом, (но не исключительно) состоят из мирян.
III. Возражения и риски
9. Если предыдущие замечания отражают то, что часто было основанием для организации Национальных советов мирян, то, тем не менее, нет недостатка и в поводах для сопротивления и сомнений. В некоторых случаях они не дали совету организоваться, в других — привлекли внимание к существующим здесь рискам.
В прошедшие десятилетия мы видели множившиеся «структуры», которые часто не отражают таинство Церкви и не являются необходимыми и адекватными для исполнения ее миссии. Существует опасность возникновения чрезмерного доверия человеческим целям — планы, программы, структуры, методы — с точки зрения их функций и действенности. Время от времени даже бывает трудно возвратиться к здравому смыслу, исчезает уверенность, что Церковь не «наша», а Господня, и мы всё меньше и меньше знаем о величии и красоте дара Таинства в жизни человечества. Логика и инерция некой «бюрократизации» — это никакая не помощь устоявшемуся восприятию Церкви, Тела Христова, растущей и обновляющейся дарами — иерархическими, священными и харизматическими, — которыми наделяет Дух Божий.
Временами можно заметить, что в то время как гигантскими шагами продвигается дехристианизация, подобные духовные структуры поглощают слишком много энергии; они, скорее, служат для нас зеркалом, а не окнами, открытыми для задач миссии перед человечеством. Есть также опасение, что всегда одних и тех же немногих верующих-мирян можно обнаружить в различных структурах, и что эта самозанятость вскоре образует «профессиональную» категорию мирян, пребывающих слишком далеко от тех, кто несет свое христианское свидетельство в любой будничной ситуации, в семье и общественной жизни.
Есть люди, которые считают, что образование национальных организаций священников, монашествующих и мирян создает ситуации и образ мыслей с «корпоративными» признаками, включая давление и напряженные отношения при распределении «полномочий» и функций между различными организациями мирян и Епископской Конференцикй: это ловушка «общепринятой» логики.
Некоторые также думают, что создание Национальных советов мирян — излишне и несвоевременно, поскольку участие мирян уже направляется Епархиальными пасторскими советами и другими формами объединений и сотрудничества христиан (пасторы, монашествущие и миряне). Иные вновь предпочитают иметь только Епархиальные советы мирян в качестве выразителей богословских и пасторских ценностей отдельных Церквей, дабы избежать проблем, которые возникают на национальном уровне.
IV. Отличительные критерии и руководство
10. Для ситуации, когда Национальный совет мирян уже существует или его создание намечается, мы предлагаем следующие отличительные критерии и руководство, основанные на богатом церковном опыте:
— создание Национального совета мирян — задача, возлагаемая на Конференцию Епископов официальным декретом, даже если инициатива по его созданию и вся подготовительная работа и проведена мирянами. Абсолютно частная инициатива, какой бы широкой поддержкой она не пользовалась, — инициатива мирян — не может иметь прав на название, распространяться на представление и ответственность Национального совета мирян;
— было бы полезно, если бы такой совет был образован, по крайней мере, вначале, ad experimentum. Это откроет возможности для оценки, развития и возможного признания в соответствии с нормами Кодекса Церковного права. Желательно, чтобы Уставы Национального совета мирян были точными, ясными и простыми, без чрезмерно детальных инструкций;
— решение об организации Национального совета мирян было бы наиболее плодотворным, если бы и Епископская Конференция, и миряне рассматривали это как конкретную возможность сделать богаче церковную общину и миссию, — после глубокого исследования реалий и потребностей Церкви в стране;
— такое решение со стороны Конференции Епископов призывает к консультациям и диалогу с верущими-мирянами, которые различными путями участвуют в жизни Церкви. Этот процесс подготовки и планирования позволит определить природу и цели Национального совета мирян, а также его формы деятельности в виде различных церковных организаций;
— особый упор нужно сделать на необходимости эффективной и эмоциональной общности с епископами страны в качестве лидеров Национального совета мирян, и на почтительном принятии ориентиров Конференции Епископов, сохраняя при этом собственную специфику, законную автономию и ответственность совета по отношению к своим программам и инициативам;
— Национальный совет мирян должен всегда принимать во внимание «критерии церковности» для групп мирян, обозначенных в Апостольском обращении Christifideles laici (№. 30), поощряя ассоциации, являющиеся его членами, более полно, чем когда бы то ни было, соответствовать «критериям» природы каждой группы;
— это предполагает, что Национальный совет мирян должен быть сформирован из лидеров различных ассоциаций верующих и церковных движений, существующих на национальном уровне, мирянских епархиальных делегаций, а также мирян, приглашенных лично, благодаря качеству их свидетельства, их служения, их вклада в жизнь Церкви и общества. Совет должен отражать интегрированное участие мирян, живущих в вере в различной среде и занимающихся различными видами деятельности в общественной жизни. Наконец, важно найти гибкие способы гарантии участия в духе единства мирян, представляющих очень разный опыт и формы вовлеченности в общину и миссию Церкви. Число членов не должен быть чрезмерным;
— задачи Национального совета мирян должны находиться, прежде всего, в области диалога и консультаций, ведущих к сближению и сотрудничеству, с серьезным упором на миссионерство. Совет должен способствовать познанию и взаимообогащению различных реалий и способов христианской жизни среди мирян, а также их сотрудничеству с целью христианского формирования и обращению в христианство на разных территориях с различной общественной средой. Формы их координации и программ должны учитывать различия в деятельности мирян на епархиальном уровне в различных ассоциациях мирян;
— учитывая природу и задачи Национального совета мирян, Епископская Конференция, естественно, должна давать подтверждение кандидатуры Председателя, назначенного Национальным советом мирян, или избранного (избранной) из трех кандидатур, одобренных советом. Важно также, чтобы был Церковный ассистент: епископ или священник, назначенный Конференцией Епископов;
— Национальный совет мирян тщательно обдумывает существующие пасторские инициативы и церковные события, которые выдвигаются на национальный уровень, черпая вдохновение из поучений Папы и епископов. Это подготовит и поможет принять решение по поводу его собственных действий, при том, что каналы коммуникации с Конференцией Еписокпов и другими церковными организациями будут всегда открыты. При получении консультаций мнение можно высказывать свободно и предлагать сотрудничество в решении любых задач ответственного участия мирян в жизни и миссии Церкви;
— будучи организацией мирян, Национальный совет должен внимательно учитывать важные события, проблемы и задачи миссии Церкви в политической, общественной, экономической и культурной сферах. Нужно создать для Конференции Епископов консультационную службу, которая опирается на опыт и мудрость мирян. Совет берет на себя ответственность за воплощение инициатив в этих областях, выступая с итоговой публичной декларацией, но всегда в диалоге с Конференцией Епископов.
(Неофициальный перевод)