Выберите язык

Ибо Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. (Иеремия 29:11)

Завещание Иоанна Павла II

Завещание Святого Отца
Иоанна Павла II

Totus Tuus ego sum

Во Имя Пресвятой Троицы. Аминь.

"Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет" (Мф. 24:42). Эти слова напоминают мне о последнем призыве, который прозвучит в тот час, который Господь пожелает. Я хочу следовать за Ним и хочу, чтобы всё, что составляет мою земную жизнь, готовило меня к этому моменту. Я не знаю, когда он настанет, но отдаю этот момент, как и всё остальное, в руки Матери моего Господа: Totus Tuus. В эти же материнские руки я вверяю всё и всех, с кем моя жизнь и мое призвание связали меня. В эти руки я особенно вверяю Церковь, а также мою нацию и всё человечество. Я благодарю всех. Прошу прощения у всех. Также прошу молитв, чтобы милосердие Божье оказалось больше, чем моя слабость и недостоинство.

Во время духовных упражнений я перечитал завещание Святого Отца Павла VI. Именно его чтение вдохновило меня написать это завещание.

У меня нет имущества, которым нужно распоряжаться. Что касается вещей, которые я использую ежедневно, я прошу распределить их по усмотрению. Мои личные записи прошу сжечь. Об этом я прошу о. Станислава и благодарю его за помощь и сотрудничество, которые он оказывал мне на протяжении стольких лет. Все остальные "спасибо" я оставляю в своем сердце перед Самим Богом, потому что их сложно выразить словами.

Что касается моих похорон, я повторяю указания, данные Святым Отцом Павлом VI (здесь на полях есть примечание: захоронение в земле, а не в саркофаге, 13 марта 1992 г.). Пусть Коллегия кардиналов и мои соотечественники решат о месте.

"У Господа милость, и великая у Него искупительная сила"

Иоанн Павел П. II

Рим, 6 марта 1979 года

После моей смерти я прошу совершить за меня Святые Мессы и молитвы.

5 февраля 1990 года

Без даты

Я выражаю глубочайшее доверие, что, несмотря на всю мою слабость, Господь дарует мне все необходимые благодати, чтобы я смог выполнить, согласно Его воле, любое задание, испытание или страдание, которые Он сочтет нужным возложить на Своего слугу в течение его жизни. Я также уверен, что Он никогда не позволит мне потерпеть неудачу из-за моих слов, поступков или упущений в выполнении моих обязанностей перед этим святым Петровым Престолом.

24 февраля – 1 марта 1980 года

Во время этих духовных упражнений я размышлял о истине Христова священства в перспективе того Перехода, которым момент смерти является для каждого из нас. Воскресение Христа — это красноречивый (над этим словом добавлено: решающий) знак перехода из этого мира к перерождению в другом, грядущем мире.

Я снова прочитал проект моего Завещания, составленный в прошлом году, также во время духовных упражнений. Я сравнил его с Завещанием моего великого Предшественника и Отца, Павла VI, с его возвышенным свидетельством о смерти христианина и папы, и вспомнил темы, упомянутые в проекте от 6 марта 1979 года, подготовленном мной (в несколько импровизированной манере).

Сегодня я хотел бы добавить лишь следующее: пусть каждый помнит о перспективе смерти и будет готов предстать перед Господом и Судьей, который в то же время является Искупителем и Отцом. Я всегда держу это в мыслях, вверяя этот решающий момент Матери Христа и Матери Церкви — Матери моей надежды.

Время, в котором мы живем, невыразимо трудное и тревожное. Путь Церкви также стал трудным и напряженным, характерным испытанием этого времени — как для верующих, так и для пастырей. В некоторых странах (например, тех, о которых я читал во время духовных упражнений) Церковь находится в периоде преследований, не менее жестоких, чем в первые века, а иногда и более жестоких из-за степени беспощадности и ненависти. Sanguis martyrum - semen christianorum ("Кровь мучеников — семя христиан", Тертуллиан). Помимо этого, исчезает так много невинных людей, даже в этой стране, где мы живем...

Я хочу еще раз полностью доверить себя благодати Господа. Он Сам решит, когда и как завершится моя земная жизнь и мое пастырское служение. В жизни и в смерти [я] Totus Tuus через Непорочную Деву Марию. Я надеюсь, уже сейчас принимая свою смерть, что Христос дарует мне благодать, необходимую для окончательной Пасхи, то есть моей Пасхи. Я также надеюсь, что Он сделает её полезной для важного дела, которому я стремлюсь служить: спасения мужчин и женщин, сохранения человеческой семьи и, внутри неё, всех наций и народов (в том числе я специально обращаюсь к моей земной Родине), полезной для людей, которых Он особенно доверил мне, для дела Церкви и для славы Самого Бога.

Я не хочу добавлять ничего к тому, что я написал год назад, — кроме как выразить эту готовность и, одновременно, это доверие, которое снова вдохновили во мне эти духовные упражнения.

Иоанн Павел II

5 марта 1982 года

Totus Tuus ego sum

Во время духовных упражнений в этом году я несколько раз перечитал текст моего Завещания от 6 марта 1979 года. Хотя я по-прежнему считаю его временным (не окончательным), я оставляю его в текущей форме. На данный момент я ничего не изменяю и не добавляю к положениям, содержащимся в нем.

Покушение на мою жизнь 13 мая 1981 года в каком-то смысле подтвердило точность слов, которые я написал во время духовных упражнений в 1980 году (24 февраля – 1 марта).

Я ощущаю гораздо глубже, что полностью нахожусь в Божьих Руках, и продолжаю непрерывно быть доступным для моего Господа, вверяя себя Ему через Его Непорочную Матерь (Totus Tuus).

Иоанн Павел П. II

Послесловие

В связи с последним предложением моего Завещания от 6 марта 1979 года ("Пусть Коллегия кардиналов и мои соотечественники решат о месте [то есть о месте похорон]") - уточняю, что я имею в виду Митрополита Краковского или Генеральный Совет Конференции епископов Польши. В то же время я прошу Коллегию кардиналов сделать всё возможное, чтобы удовлетворить возможные просьбы вышеперечисленных.

1 марта 1985 года

Еще раз — в отношении выражения "Коллегия кардиналов и мои соотечественники": "Коллегия кардиналов" не обязана консультироваться с "моими соотечественниками" по этому вопросу; однако она может сделать это, если по какой-либо причине сочтет это целесообразным.

Иоанн Павел II

Духовные упражнения в юбилейном 2000 году (12–18 марта)
[для Завещания]

  1. Когда 16 октября 1978 года Конклав Кардиналов избрал Иоанна Павла II, кардинал Стефан Вышиньский, примас Польши, сказал мне: "Задача нового папы будет заключаться в том, чтобы привести Церковь в Третье тысячелетие". Я не знаю, повторяю ли я фразу точно так, как он её произнес, но смысл был именно таков. Эти слова были сказаны человеком, вошедшим в историю как Примас Тысячелетия: великий примас. Я был свидетелем его миссии, его полного доверия, его борьбы и его побед. "Когда победа будет достигнута, это будет победа через Марию". Примас Тысячелетия любил повторять эти слова своего предшественника, кардинала Августа Хлонда.

Таким образом, я был в какой-то степени подготовлен к задаче, которая была возложена на меня в тот день, 16 октября 1978 года. Когда я пишу эти слова, Великий Юбилей 2000 года уже стал реальностью. Ночью 24 декабря 1999 года символическая Великая Юбилейная дверь в базилике Святого Петра была открыта, а затем дверь базилики Святого Иоанна Латеранского, затем Святой Марии Великой в Новый год и, 19 января, дверь базилики Святого Павла "вне стен". Особенно это последнее событие благодаря его экуменическому характеру оставило неизгладимое впечатление.

  1. Пока продолжается Великий Юбилей 2000 года, XX век завершился, и XXI век разворачивается изо дня в день. По замыслу Провидения, мне было даровано жить в этом сложном столетии, которое уходит в прошлое, и сейчас, в год, когда мне исполнилось 80 лет (octogesima adveniens), я должен спросить себя, настало ли время сказать, как Симеон из Библии: Nunc dimittis.

13 мая 1981 года, в день покушения на папу во время общей аудиенции на площади Святого Петра, Божье Провидение чудесным образом спасло меня от смерти. Сам Господь, Владыка жизни и смерти, продлил мою жизнь и, в некотором смысле, вернул её мне. С тех пор моя жизнь принадлежит Ему ещё больше. Я надеюсь, что Он поможет мне понять, как долго я должен продолжать это служение, к которому Он призвал меня 16 октября 1978 года. Я прошу Его призвать меня к Себе, когда Он пожелает. "Если живём, для Господа живём; если умираем, для Господа умираем. Итак... мы Господни" (Рим. 14:8). Я надеюсь, что пока мне даровано нести Петрово служение в Церкви, Бог в Своём милосердии даст мне силы, необходимые для этого служения.

  1. Как и каждый год во время духовных упражнений, я перечитываю Завещание, которое написал 6 марта 1979 года. Я продолжаю придерживаться указаний, содержащихся в нём. То, что было добавлено тогда и в последующие духовные ретриты, отражает сложную и напряжённую ситуацию 1980-х годов. После осени 1989 года ситуация изменилась. Последнее десятилетие прошлого века было свободно от прежних напряжений, но это не значит, что оно не принесло новых проблем и трудностей. Особенно следует благодарить Божье Провидение за то, что период, известный как "холодная война", завершился без ядерного конфликта, риск которого угрожал миру в предыдущий период.
  2. Стоя на пороге Третьего тысячелетия in medio Ecclesiae ("в сердце Церкви"), я хотел бы ещё раз выразить благодарность Святому Духу за великий дар Второго Ватиканского Собора. Вместе со всей Церковью, особенно со всем Епископатом, я чувствую себя в долгу перед этим даром. Я убеждён, что новым поколениям ещё долго будет даровано черпать из сокровищ, которыми нас обогатил этот Собор XX века. Как епископ, принимавший участие в Соборе от первого до последнего дня, я хочу передать это великое наследие всем, кто призван и будет призван в будущем претворять его в жизнь. От себя я благодарю вечного Пастыря, позволившего мне служить этому великому делу в течение всех лет моего понтификата.

In medio Ecclesiae... с первых лет моего служения епископом, именно благодаря Собору, мне было даровано испытать братское общение Епископата. Как священнику архиепархии Краковской, мне было дано пережить братское общение пресвитерата - Собор открыл новое измерение этого опыта.

  1. Сколько людей мне нужно было бы перечислить! Господь Бог, вероятно, уже призвал к Себе большинство из них, — что касается тех, кто ещё здесь, пусть слова этого Завещания напомнят о них всем и везде, где бы они ни находились.

На протяжении более 20 лет моего Петрового служения in medio Ecclesiae я испытал доброжелательное и, особенно, плодотворное сотрудничество столь многих кардиналов, архиепископов и епископов, стольких священников и стольких посвящённых лиц — братьев и сестёр — и, наконец, стольких мирян, как в куриальной среде, так и в викариате Римской епархии, а также за её пределами.

Как я мог бы не вспомнить с благодарностью все епископские конференции мира, с которыми я встречался в ходе их визитов ad limina Apostolorum! Кроме того, как я мог бы не помнить всех христианских братьев и сестёр — некатоликов! А также раввина Рима и всех представителей некатолических религий, не говоря уже о представителях мира культуры, науки, политики и средств массовой информации!

  1. Когда конец моей земной жизни приближается, я думаю о её начале: о моих родителях, моём брате и сестре (которую я никогда не знал, поскольку она умерла до моего рождения), о приходе в Вадовице, где я был крещён, о том городе моей юности, о моих сверстниках, моих товарищах обоих полов в начальной школе, в гимназии, в университете, до времени оккупации, когда я работал рабочим, а затем о приходе в Неговице, о приходе Святого Флориана в Кракове, о пастырской работе с академической молодёжью, о контексте... обо всех контекстах... о Кракове и о Риме... о людях, которых Господь особенно доверил мне.

Я хочу сказать всем им лишь одно: "Да воздаст вам Бог!".

"In manus Tuas, Domine, commendo spiritum meum".

17 марта 2000 г.