Жизнеописание знаменитого украинского чудотворца — блаженного священномученика Николая Чарнецкого — епископа Украинской Греко-Католической Церкви, подвергшегося жестоким репрессиям советского режима.
Блаженный священномученик Николай Чарнецкий
(1884 - 1959)
ХХ век – время рождения Восточной ветви Конгрегации Святейшего Искупителя. Придя на украинские земли, бельгийские редемптористы сумели добиться наибольшего –они смогли стать частицей народа, смогли влиться в его культуру, ментальность, и, что важнее всего, в его восточную духовность. Пылая духом за Господа сил, они вели за собой тех, кто слышал в своём сердце голос Христа: «Идите и научите все народы» (Мф 28, 19). Среди тех первых сынов украинской земли, что решили идти и исполнять волю своего Спасителя, был великий муж святой жизни – блаженный епископ Николай Чарнецкий.
Апостол украинского народа Николай Чарнецкий родился 14 декабря 1884 г. в западноукраинском селе Семакивка. Его родители, Александр и Параскева, были простыми крестьянами, которые жили и работали при приходе о. Каратницкого, опекавшего их многодетную семью. Маленький Николай был старшим ребёнком в семье, где кроме него было ещё восемь детей, и рос в атмосфере доброты и духовности. Начальную школу и средние классы он окончил в с. Товмач и поступил в гимназию св. Николая в Станиславове (Ивано-Франковск). В гимназии Николай отличался большим прилежанием и добротой – Святой Дух действовал в этой душе, которая всегда была открыта Его вдохновению и Ему послушна. Вот как вспоминает о Николае его гимназический товарищ о. Атанасий Тымкив: «Он отличался примерным поведением, был в согласии со всеми, никому не причинял обид, был молчаливым, старательным в исполнении своих обязанностей, точным и смиренным, правдивым, никому не завидовал. В его присутствии было невозможно дурно говорить о других, дажее в шутку, или обзывать, ибо он всегда вставал на их защиту. У него был быстрый ум и крепкая память. Одеяние носил скромное и был доволен тем, что имеет».
Не только благородство характера Николая, но и его глубокая религиозная жизнь вдохновляли товарищей и побуждали к подражанию. Упомянутый друг Николая Чарнецкого о. Атанасий Тымкив так характеризует его во времена совместного обучения в гимназии: «Прежде всего он отличался набожностью: много молился, часто приступал к св. Исповеди и св. Причастию. Часто рано утром перед завтраком он приходил в бурсу из церкви, чтобы после завтрака идти с бурсаками в гимназию. Много читал религиозных книг... Я никогда не видел его разгневанным – он всегда был ласков в словах и в поведении. Потому неудивительно, что мы, его товарищи, уважали и любили его. И не только мы, но и профессора, особенно о. Михаил Семенив, который был гимназическим катехетом и одновременно настоятелем бурсы, высоко ценили Николая Чарнецкого. Можно сказать, что он был гордостью бурсы».
Призвание Чарнецкого к духовному сану созрело уже в юношеском возрасте. Вскоре он заявил о своём желании посвятить себя Богу как священник и поступил в духовную семинарию в Станиславове. При поддержке владыки Григория Хомышина (который также причислен к лику святых мучеников и исповедников нашей Церкви) в 1903 г. Николай едет учиться в Рим, где на протяжении шести лет изучает философию и богословие в Украинской Коллегии. Во время приезда на Украину 2 октября 1909 г. Григорий Хомышин рукоположил Николая во священники. После первой мессы он возвращается в Рим, чтобы продолжить обучение, а по окончании своей учёбы в Риме получает степень доктора богословия.
Осенью 1910 года о. Чарнецкий возвращается в Станиславов и становится профессором философии и фундаментальной догматики. Одновременно он исполняет функции духовника семинарии, ревностно трудясь над освящением своим и вверенных его опёке душ. В семинарии он является образцом смирения и аскезы, а также великой жертвенной любви к семинаристам и преподавателям.
Свои слова о. Николай подкреплял примером собственной жизни. Его набожность говорила громче, чем все наставления к размышлениям, которые он давал семинаристам ежевечерне. Поэтому не удивительно, что все считали его «Божиим человеком». Дух молитвы и аскезы о. Николая создавал в семинарии атмосферу нездешней жизни. Вот как писал о нём один из посетителей семинарии о. Иосафат Жан из ордена отцов-василиан: «Я сменил свой латинский обряд на византийский в 1911 году. После своей первой Святой Литургии в византийском обряде я поехал в Станиславов. Там я поздравил ректора семинарии с хорошими порядками, заведёнными в семинарии и с необыкновенно высокой духовностью в среде семинаристов. Ректор ответил, что мне следует поздравить с этим отца-духовника семинарии, преп. Николая Чарнецкого. И он добавил: «Это истинный и прекрасный аскет». Я пошёл в комнату преподобного о. Чарнецкого и спросил его, какими средствами ему удалось привести своих семинаристов на столь прекрасный путь? – «Благоговением перед Пресвятым Сердцем. Наш Господь обещал благословить все начинания Его преданных слуг». Как вспоминает о. Атанасий Тымкив, о. Чарнецкий отличался глубоким евхаристическим благочестием, «долго и красиво совершал благодарения после богослужения, проводил часы в поклонении Святым Дарам, жил Пресвятой Евхаристией».
Однако сердце о. Николая рвалось к монашеской жизни. В начале 1918 года семинарию посетили два монаха из Конгрегации Святейшего Искупителя, о. Иосиф Схрейверс и о. Иосиф Бала. Отец Чарнецкий раньше уже слышал об ордене отцов-редемптористов, но случая познакомиться с ним ближе не было. Ознакомившись с харизмой Конгрегации, он решает вступить в этот орден, который как раз разворачивал свою деятельность в Галиции. Владыка Хомышин с тяжёлым сердцем отпускал о. Николая, говоря: «Вот так и покидают меня лучшие!». В октябре 1919 г. о. Чарнецкий вступает в новициат отцов-редемптористов в Збоисках близ Львова, а через год, 16 октября 1920 г., приносит первые монашеские обеты. О. Стефан Бахталовский вспоминает: «Новичков было немало. Всех их воодушевлял и бодрил их дух своим примером о. Чарнецкий. Он тщательно и с радостью исполнял все обязанности, упражнения и работы в новициате, даже такие, которые не обязан был выполнять. Всё это он делал совершенно естественно, без малейших признаков самохвальства. Он ничем не отличался от остальных, разве что большим рвением и смирением».
Описывая монашеское и священническое подвижничество отца Чарнецкого, о. Р. Костенобль отмечает: «Всюду он слыл святым монахом и миссионером. Так же и в Конгрегации: его всегда считали человеком Божиим, полным любви к Богу и дущам. Я ни разу не замечал, чтобы у него были малейшие трудности с каким-либо отцом или братом в Конгрегации, никогда я не слышал малейшей критики по отношению к какому-нибудь брату. Добрый отец, он был примером для всего ордена. Он придерживался Устава в мельчайших подробностях, не пренебрегая ни одним из занятий, предписанных Уставом, и всё это исполнял точно, тщательно, в совершенстве. Утренние молитвы, полуденное испытание совести, частые посещения Святых Тайн, литургия часов, размышления, благодарения после Службы Божией, еженедельная конференция и т. д., духовное чтение – живой устав. Великий, достойный удивления, святой. Совершенный монах – священник и апостол».
Стремясь работать для воссоединения христиан и обращения духовно опущенных людей, в 1926 г. отцы-редемптористы Львовской провинции открывают в городе Ковель на Волыни свой миссионерский центр. Кака ревностного миссионера, туда послали о. Чарнецкого. Вскоре он снискал большое уважение среди местных людей, даже в среде православного духовенства. Своей эрудицией и вместе с тем простотой и духом восточных Отцов он привлекает к себе народ, а через себя – ко Христу и Вселенской Церкви. Открыв монастырь и церковь в Ковеле, о. Николай прилагает все усилия для поддержания чистоты восточного обряда в Литургии. Заметив столь ревностный труд иеромонаха Николая Чарнецкого, Папа Пий XI в 1931 г. назаначил его титулярным епископом Лебедским и Апостольским Визитатором для украинцев-католиков Волыни и Полесья. На этих землях Чарнецкий трудился почти 14 лет как миссионер и епископ.
Молитвенно размышляя над жизнью Христа, Кир Николай готовил себя к мученичеству за веру. В этом смысле знаменательным был случай, произошедший в Риме во время его посвящения в епископский сан: после возложения на голову митры она сдвинулась и упала на пол. Присутствующие истолковали это как зловещий знак, на что новопосвящённый владыка ответил тем, кто стоял рядом: «Возможно, и я сложу голову, как св. Иосафат». И действительно, хотя Господь и не уготовил кровавого мученичества владыке Чарнецкому, настоящим мученичеством были годы преследований и больших лишений в комунистических лагерях. Первый украинский владыка-редемпторист с самого начала испытал гонения. так, в 1939 году, во время первой советской оккупации, отцов-редемптористов изгнали из Волыни, а вместе с ними и Кир Николая. Поэтому он был вынужден поселиться во Львове, в монастыре на улице Зибликевича (ныне Ивана Франко).
С возобновлением деятельности Львовской Богословской Академии в 1941 году Кир Николай стал одним из её профессоров: он преподавал некоторые философские дисциплины, психологию и моральное богословие. Благодаря внутреннему покою. опирающемуся на твёрдую и неколебимую веру в Божие Провидение, глубокому смирению и молитвенному духу студенты считали владыку святым. как утверждали они сами. Кир Чарнецкий был для них наилучшим образцом монаха и человека вообще.
Епископ Чарнецкий воспитывал молодых студентов в духе истинного доверия к Божиему Провидению и опёке. Своей собственной жизнью, своей надеждой на Божию силу и помощь владыка давал им живое свидетельство истинно христианской жизни. О. Степан Вивчарук, в то время бывший ещё студентом Кир Николая, вспоминает: «Это было во время бомбардировки Львова: мы были в классе, и вдруг сирена возвестила о нанесении воздушного удара по городу. Но Кир Николай спокойно продолжал свою лекцию. Когда город уже начали бомбить, некоторые семинаристы испугались. Заметив это, Преосвященный уверенным тоном обратился к ним: «Возможно, вы хотите спрятаться в подземелье? Вы можете идти. Но не бойтесь, мы в Божьих руках».
Когда советские войска повторно заняли Галицию в 1944 г., начался долгий и тяжёлый Крестный Путь Преосвященного владыки Чарнецкого. 11 апреля 1945 года, около 2300 Николая Чарнецкого арестовали. Его держали в тюрьме НКВД на ул. Лонского и ужасно издевались над ним: будили среди ночи, допрашивали, били... Позже Преосвященного перевели в Киев, где держали целый год, пока дело не рассмотрели в суде. Наконец, объявили приговор: как «агенту Ватикана» – 10 лет в лагере усиленного режима. Сначала владыку Чарнецкого вместе митрополитом Слипым отправили в сибирский городок Мариинск Кемеровской области, а позднее его часто переводили из одной зоны в другую.
Согласно достоверным источникам, за время своего заключения (от ареста во Львове до освобождения в 1956 году) епископ Чарнецкий отбыл 600 часов допросов и пыток, побывал в 30-ти разных тюрьмах и лагерях принудительного труда. Невзирая на физические и душевные страдания, владыка всегда находил слово утешения для соузников, духовно поддерживал их, каждого знал по имени. Не удивительно, что к епископу Чарнецкому всегда льнули несчастные, ибо только у него находили утешение.
Последние годы своего заключения Кир Николай провёл в тюремной больнице в Мордовии. В 1956 г. Состояние здоровья владыки настолько ухудшилось, что врачи уже оставили надежду на благополучный исход, ему уже даже сшили одежду, в которой хоронили заключённых. Лагерное начальство считало его безнадёжно больным, поэтому решило отправить владыку во Львов, чтобы никто не смог обвинить советскую власть в смерти епископа.
И вот в 1956 г. Владыка Николай Чарнецкий вернулся во Львов. Редемптористы о. П. Дмуховский, о. Б. Репетило и другие поехали на железнодорожный вокзал встречать своего Епископа. Сёстры милосердия св. Викентия с. Онисима Рымик и с. Николая Пандрак, бывшие свидетельницами его возвращения, вспоминают: «Наши священники привели его с вокзала к нам на ул. Огиенко – там жили около двадцати сестёр. Когда он вошёл, все замолчали. Страшно было смотреть: худенький, кожа да кости. Когда сёстры увидели владыку таким истощённым, очень худым, с палкой, они расплакались. После минутного молчания владыка обратился к ним: «Дорогие дети, не плачьте, пойдёмте лучше в часовню и вместе споём «Тебя Бога хвалим».
Владыка трижды болел гепатитом (желтухой), страдал от многих других болезней, а потому вынужден был сразу лечь в больницу. Все думали, что Кир Николай уже долго не проживёт, но Господь продлил его жизнь, ведь этот духовный отец был так нужен Украинской Церкви. Через некоторое время владыка выздоровел, что казалось чудом. После этого он поселился с братом Климентием CSsR на ул. Вечерней 7, где за владыкой Чарнецким старательно ухаживали собратья и Сёстры Милосердия. Здесь Кир Николай продолжал свой апостолат молитвы и терпения. В отдельной комнате, как в келье, он молился и читал. Те, кто посещал его, рассказывали, что иногда видели владыку в состоянии духовного восторга. Даже будучи тяжело больным, преосвященный Николай оставался верен своей миссии Доброго Пастыря: духовно поддерживал своих собратьев, подготавливал кандидатов ко священству, рукоположил более десяти священников.
И всё же чудесное улучшение состояния здоровья владыки не было длительным. 2 апреля 1959 года преосвященный отошёл в вечную славу к своему Господу. Его последними словами было нежное обращение к Божией Матери Неустанной Помощи, к которой он всегда испытывал глубокое сыновнее доверие. Похороны владыки Чарнецкого состоялись 4 апреля 1959 года. Описание погребения, сохранившееся в архиве Йорктонской провинции CSsR, заканчивается такими словами: «Мы думаем, что придёт день, когда он будет канонизирован, ибо он был поистине святым епископом».
Все, кто знал Кир Николая, единогласно свидетельствуют, что всю свою жизнь он проявлял глубокое смирение и святость, потому не удивительно, что сразу после его смерти многие люди обращаются к Кир Николаю в своих молитвах и получают помощь его заступничеством. Это незабываемое ощущение святости и могущественного заступничества перед Богом мы испытываем во время молитвенной встречи с владыкой у его могилы на Лычаковском кладбище. Люди постоянно приходят на это кладбище, где похоронен Кир Николай и благодаря его заступничеству испрашивают у Бога разные благодати. Так, одна женщина, которой должны были ампутировать больную руку, набрала земли с могилы Кир Николая, приложила её к руке и выздоровела. Именно с тех пор люди стали часто брать целебную землю с могилы владыки.
Учитывая свидетельство праведной жизни блаженной памяти Кир Николая Чарнецкого, в частности, его стойкость, мужество и верность Христовой Церкви, проявленные во времена преследований, в 1960 году был начат беатификационный процесс. 2 марта 2001 года процесс завершился на епархиальном уровне и дело было передано в Апостольскую Столицу. 6 апреля 2001 г. богословская комиссия подтвердила достоверность мученичества Кир Николая Чарнецкого, 23 апреля факт мученичества подтвердило собрание кардиналов, а 24 апреля 2001 года Святейший Отец Иоанн Павел II подписал декрет о беатификации епископа Николая Чарнецкого как блаженного мученика за Христову Веру. Во время Святой Архиерейской Литургии 27 июня Лета Господня 2001-го во Львове Святейший Отец Иоанн Павел II провозгласил Николая Чарнецкого блаженным.
Источник: Конгрегация Святейшего Искупителя