Во время Великой Недели санктуарий в Кальварии Зебжидовской (Польша) заполнен паломниками со всей Польши и даже из-за рубежа. Ведь в это время в санктуарии проходят «Пасхальные Мистерии» — масштабное многодневное театрализованное представление на основе евангельских событий.
Главной целью мистерий является не просто просмотр самими актерами и всеми верными спектакля, но и участие в литургическом богослужении.
Режиссура, исполнение главных ролей (Иисуса, Иоанна, Совета Синедриона, Пилата, Ирода), технические приготовления является задачей братьев-семинаристов из францисканской семинарии, которая находится в Кальварии Зебжидовской. Активное участие в подготовке также принимают братья-семинаристы из провинции св. Михаила Архангела, что в Украине.
Приготовление и реализация проекта была бы невозможной без активного привлечения верующих. Особенно местной молодежи, детей и взрослых. В распределении ролей есть свои традиции, некоторые из них передаются из поколения в поколение, создавая определенные семейные обычаи.
Само понятие «мистерия» своими корнями уходит в средневековье. Мистериальные зрелища, которые пересказывают библейские истории или события из жизни святых, ставили в те времена на площадях и храмах. Такая форма евангелизации и литургической практики и в наше время пользуется большой популярностью. Одной из форм таких мистерий и есть Мистерия Муки Господней в Кальварии Зебжидовской.
Кальварии, т.е. системы часовен, которые вспоминают Муку Господню, стали возникать в Европе уже в XV веке после того, как паломничество в Святую Землю, занятую мусульманами, стало невозможным.
А поскольку Кальвария в значительной мере отражает топографию Иерусалима, она является прекрасным местом для постановки мистерий. В Кальварии Зебжидовской они проходят с начала XVII века, то есть почти с самого начала ее существования и привлекают множество туристов и паломников http://kurort-vostoka.ru/. Главная идея мистерий остается неизменной — приблизить историю спасения человечества каждому зрителю, а одновременно — участнику Богослужения.
Обряды начинаются уже от Воскресения Страстей Господних (Вербного), когда Иисус, сидя верхом на осле, триумфально въезжает в Иерусалим. Перед часовней, символизирующей иерусалимскую святыню, разыгрывается сцена разгона торговцев. В вечер Великой Среды паломники и местные верные громоздятся на площади перед базиликой, где происходит трапеза у Симона, в которой доходит до измены Иуды, а следующей показана сцена заседания Синедриона, где принимается решение о смерти Иисуса.
После обеда в Великий Четверг Иисус устанавливает таинство Евхаристии. Потребляя пасхальную вечерю, прощается с апостолами, умывает им ноги — все это происходит в часовне вечерников и символизирует последнюю вечерю. Отсюда Иисус с апостолами и всеми людьми отправляются в процессии к Саду Гефсиманскому. Там Христос разговаривает с Отцом в глубокой молитве, переживает тяжелые духовные страдания, после чего его схватывает стража. Вместе с Иисусом и стражей все отправляются далее через поток Кедрон к дворцу первосвященника Каиафы. Здесь паломники становятся свидетелями отречения Петра и вечернего суда Синедриона.
Рано утром в Великую Пятницу происходит утренний суд у Каиафы, допросы у Пилата и Ирода. В конце Пилат зачитывает приговор, осуждая Иисуса на смерть: в этом месте начинается ход традиционной крестной дороги до горы Распятия. Здесь, перед часовней, распятие совершается вместе с литургией Великой Пятницы под руководством епископа, которую заканчивает мистерия.
И только в воскресной процессии центром внимания всех паломников и верующих является адорация Иисуса в Пресвятой Евхаристии. Она происходит в специально приготовленных местах, которые символизируют Гроб Господень. Тысячи людей склоняются перед Телом, положенным в гроб, размышляя над тайной Божьей Любви, цене и смыслом муки и смерти Иисуса Христа. После — совместное бдение, чтобы затем спеть радостное «Аллилуйя!» Пасхального утра.
Бр. Назарий Гусаковский OFM, Кредо