Конфликт между римско-католической общиной кафедрального собора в Одессе и частной компанией модной одежды «Модесса» снова обострился.
Несмотря на то, что дело о демонтаже ограждения, установленного возле римско-католической церкви Успения Пресвятой Богородицы находится на рассмотрении в Верховном Суде Украины, и исполнительным властям это известно, судебные исполнители начали демонтаж фундамента ворот. В ответ на представленную юристами документацию о том, что дело находится в суде, а потому до его рассмотрения демонтаж является незаконным, исполнители лишь пожали плечами. Быть может им заранее известное решение Верховного Суда?
Конфликт начался с того, что одесский дом модельной одежды «Модесса» самочинно захватил территорию, прилегающюю к храму Успения Пресвятой Богородицы. В ответ сообщество католиков вышло на акцию общественного протеста перед зданием собора, обратилось к одесскому городскому голове Алексею Косусеву и председателю Одесской обладминистрации Эдуарду Матвийчуку. ОАО «Модесса» получило от властей города распоряжение восстановить нарушенный оконный проем и привести в порядок прилегающую к храму территорию, как было до их вмешательства. Однако модельный дом этого не выполнил.
Своими действиями «Модесса» не только грубо нарушает права римо-католиков, но и искажает внешний вид здания, являющегося памятником архитектуры, считают представители католической общины. Однако остановить «модных рейдеров» оказалось трудным делом.
Административными методами конфликт пытались решить еще с лета прошлого года. Митинг протеста одесские верующие провели 21 февраля, а пресс-конференция по этому проблемному вопросу была созвана 13 марта. Игнорируя распоряжение городского самоуправления, ОАО «Модесса» продолжает свою разрушительную для храма деятельность.
История скитаний одесской кафедры РКЦ тянется, собственно говоря, не один десяток лет. Юрист приходской общины Владимир Боштан напомнил на пресс-конференции 13 марта, что после передачи собора в 1991 году его законному владельцу — Церкви, представители прихода обратились к тогдашнему председателю Одесского горсовета и председателю горисполкома Валентину Симоненко, а затем — к новому мэру Одессы Руслану Боделану. Верующие просили передать сообществу также и бывшие церковные помещения, расположенные справа и слева от собора. (Именно их сегодня занимают винный бутик «Lavinia» и ОДМО «Модесса»). Однако тогда по непонятным причинам эти здания оказались в собственности коммерческих структур.
«Модные рейдеры», которые расположились в бывшем доме священника (плебании), перестраивают это здание без учета ее архитектурной ценности, и посягают на территорию, непосредственно прилегающюю к храму. Епископ Бронислав Бернацкий недавно сказал по этому поводу: «Развалили часть ограждения и ворот, а новая ограда будет проходить в полуметре от стен кафедры. Если все это продлится, мы не сможем проводить процессии вокруг храма».
Так что же для Одессы важнее — историческая справедливость (ведь храм на Екатериненской заложили в XIX веке еще французы), или сомнительная по своей свежести мода, представленная салоном «Модесса»? Одесса славится ценителями моды и женской парфюмерии, новинки которой представлены в нашем городе даже в переходах, однако сам город был построен европейцами-католиками, которые и были его первыми градоначальниками, поэтому притеснение современной римско-католической общины — это также и жест неуважении к их памяти.
По материалам журнала «Credo».