Епископ УГКЦ: «Хотим, чтобы Патриарший Собор был открыт круглосуточно»
— Уважаемый Владыка, собор Воскресения Христова представители других конфессий уже назвали долгостроем. Что удалось сделать за последние несколько месяцев, то есть в зимний период, в плане строительства храма?
— В прошлом году мы подали в структуры государственной власти просьбы о возвращении НДС. Мы создали строительную дирекцию, собрали все документы, необходимые для того, чтобы государство по закону вернуло нам НДС, составляющее порядка четырех миллионов гривен.
Сначала у нас создалось впечатление, что вопрос будет решен положительно. Налоговая инспекция на стройке работала два месяца, все точно проверяла. Мы надеялись, что у нас будет материальная база для продолжения работы в зимний период. Однако налоговая инспекция наивысшего уровня в Украине перебросила этот вопрос в налоговую администрацию Днепровского района г. Киева. А та прислала нам отписку, то есть денег нам не вернули. Конечно же, это повлияло на темпы строительства.
Зимой мы завершили установку витражей. Это чрезвычайно сложный процесс. Кроме того, мы решали много организационных вопросов. Где в 20-х числах января нас посетила делегация из благотворительной организации «Реновабис» (Германия). Ее представители приехали помочь нам во внедрении энергосберегающих технологий. Они изучали, что было бы для нас наиболее экономически выгодным: как отапливать, освещать, вентилировать т.д. Хотим применить в Патриаршем соборе технологии, которые есть в Европе. Немецкие специалисты, имеющие большой опыт, также помогают УГКЦ в восстановлении древних монастырей (в реконструкции, реставрации).
25 января мы провели широкий художественный совет, на который пригласили представителей художественных школ Львова, Киева, Кировограда и Харькова. Это школы, которые работают в сфере монументального искусства. Мы начали работать над концепцией интерьера, стремимся, чтобы все было в одном стиле, чтобы все гармонировало, чтобы наш Собор был действительно одной из Софий и действовал по крайней мере несколько веков вперед.
В одном из интервью Блаженнейший Любомир сказал, что если бы мы не следовали своим принципам, то Собор был бы уже построен. Однако мы не хотим, чтобы наш главный храм строило государство, политики. Его строят люди, украинцы. Это является своеобразным символом.
— Разве строительство храмов облагается налогом?
— Все облагается. Вот смотрите: вы покупаете строительные материалы, там включено НДС; вы нанимаете подрядные организации, там включено НДС. По закону, для того чтобы организация могла претендовать на возврат НДС, должна существовать некая юридическая организация, занимающаяся строительством. Мы создали структуру, которая контролирует строительство и, соответственно, одной из ее задач было возвращение НДС. Ведь в нашем случае сумма НДС будет значительной. Однако я уже рассказал, как у нас возвращают НДС.
— Но строительство храма — это же не строительство какого-нибудь ночного клуба...
— Мы тоже так думали, поэтому не один раз обращались к Юлии Тимошенко, когда она еще была Премьер-министром.
— При сегодняшнем премьере, наверное, вам точно не светит возврат НДС...
— Почему же? Знаете, жизнь такая штука, что может все быть как раз наоборот.
— Решено ли уже, в каком стиле будет интерьер храма?
— Пока нет. Состоялся лишь один художественный совет, поэтому решение еще не принято. Кстати, на той встрече присутствовал Блаженнейший, и я перед собравшимися поставил одно условие: никаких дискуссий. Поэтому мы только выслушивали мнения.
Конечно, некоторая идея уже вырисовывается: колористика храма, какого цвета будет пол, каким должен быть иконостас. Однако четкой концепции еще нет. Художники дорабатывают свои предложения, мы их изучим, соберем совещание, отдадим задание на проектирование, и потом проектные предложения будет рассматривать художественный совет, который и выберет ту или иную концепцию.
— Вы приглашаете специалистов из-за границы или работают наши?
— Пока работают только наши. Вызвался архитектор из Торонто — украинец, который учился в Украине. Он желает участвовать в разработке интерьера, но еще не приезжал сюда.
У нас возникла мысль перенести в Киев прах Патриарха Иосифа (Слипого), который сегодня хранится в крипте собора Святого Юра во Львове. Патриарх Иосиф, преемник митрополита Андрея (Шептицкого) был арестован в 40-е годы прошлого века со всем епископатом УГКЦ и вывезен в Сибирь, где пробыл почти 20 лет. Кстати, был и в Киеве, жил в гостинице. Советская власть создала ему условия, в которых он написал историю нашей Церкви. Затем ему предлагали стать экзархом Русской Православной Церкви. Однако он отказался и снова был отправлен в Сибирь. В 1962 году благодаря содействию Папы Римского и президента США Патриарха освободили. Через два года он поехал в Рим, где прожил до 1984-го. Умер в глубокой старости. В своем «Завещании», которое написал перед смертью, указал, что как будет на то Божья воля и согласие соотечественников, хотел бы после смерти почить в Софии Киевской, поскольку в киевских тюремных казематах его мучили долгие годы. Касательно захоронения в Софии мы не хотим предпринимать никаких шагов. Сейчас начали работать над обустройством крипты в Патриаршем соборе. Под главным престолом храма находится соответствующее помещение, в котором можно хоронить иерархов, патриархов УГКЦ. Первым будет тот, кто на протяжении всей своей жизни боролся за нашу Церковь, нашу веру и наш народ.
— Сколько сейчас есть средств на строительство?
— Конечно, кризис ударил и по нам. Мы еще должны были вернуть старые долги... Однако не могу сказать, что совсем нет денег. Например, одна группа украинцев в Америке собрала более 50 тыс. долларов за время Рождественских праздников. Недавно один жертводатель из Австралии, имени его мы пока не знаем, пожертвовал примерно 150 тыс. долларов. Кроме того, постоянно поступают деньги от реализации «кирпичиков» (номиналом 10, 20, 50, 100, 1000, 500 гривен); они продаются в приходах, корешки поступают к нам, расчетный номер вводим в компьютер. Есть семьи, которые стабильно, ежемесячно, переводят солидные суммы из своей зарплаты. (Пожертвования на строительство Собора, к сожалению, пока невозможно перечислять, используя электронные деньги, такие как Webmoney или Яндекс.Деньги. Их нужно сначала обменять, используя биржи вроде BestChange, Webmoney.com.ua и т.п., вывести на свой расчетный счет, а затем уже перечислять на банковские реквизиты строительной администрации Патриаршего собора, — ред.)
Кстати, Блаженнейший Любомир очень часто повторяет, что Патриарший собор строят люди. Это символ украинца, символ греко-католика: где бы он ни жил, это его Собор, он туда что-то вложил.
Следует вспомнить, что мы организовали два концерта: классической и популярной музыки. Правда, на втором концерте (популярной музыки) мы заработали не много, но те люди, которые пришли на концерт и заплатили 40 гривен, пусть помнят, что они тоже приобщились к строительству Собора. По моему мнению, важно строить «собор душ», как говорил некогда Олесь Гончар, — собор душ, который был уничтожен в самих людях в советские времена.
Когда Иисус Христос говорил о Церкви, культовых сооружений еще не существовало, Христос говорил о Церкви, которую Он основал.
Еще добавлю, что есть уже деньги на конкретные вещи, то есть люди дают целевые пожертвования. Например, лежат деньги на иконостас, колокола. Недавно семья из Канады интересовалась, сколько будет стоить алтарь, ибо они хотят пожертвовать на него.
— Часто ли жертвуют деньги на Патриарший собор известные украинские бизнесмены?
— В июне будет год, как я стал епископом-помощником Киевской архиепархии и председателем наблюдательного совета строительства. В течение этого времени я не наблюдал, чтобы украинские бизнесмены часто жертвовали на Собор. Кроме того, в правительстве нашего государства были министры-галичане, греко-католики и в Верховной Раде было много депутатов-галичан, греко-католиков, но мы не можем похвастаться какими-то значительными деяниями для УГКЦ с их стороны. К сожалению.
— Слышала, на строительстве Собора используют специальные строительные технологии?
— Сама архитектура храма современна и эксклюзивна. Такого купола, который установлен в Соборе, нет больше нигде. Это действительно ноу-хау. Мы намучились с его устройством. Он висит на столбах.
Внешне храм выглядит не очень большим, но если зайти внутрь, то ощутимо, что это грандиозное и изысканное сооружение.
Кроме того, железобетонная конструкция имеет специальный утеплитель, изготовленный на Западе, такого нет в СНГ. Мы должны искать новые, современные формы отопления. Думаю, мы сделаем напольное отопление.
Под храмом есть большой актовый зал, кухня, столовая, помещение для библиотеки, занятий различных кружков, катехитических встреч. Предусмотрена горячая вода, вентиляция, туалеты и т.д. Планируем также установить лифты, которые будут поднимать людей вверх, где будут лавочки с религиозной атрибутикой, возможно даже с кофе. В наших мечтах еще причал на Днепре возле Собора, чтобы верующие могли прибывать к нам на кораблях.
— То есть вы хотите сделать Собор максимально открытым для людей?
— Конечно! Хотим, чтобы он был открыт круглосуточно.
— Недавно приезжал Кардинал МакКаррик из Америки. Каковы его впечатления от Собора?
— Кардинал МакКаррик в 1988 году вместе с другими американцами-депутатами приехал в Москву на встречу, посвященную теме демократических процессов. На этом мероприятии был также ныне покойный Владыка Павел (Василик), который знал об участии Кардинала и очень хотел с ним встретиться. Когда Владыка Василик ехал с Франковщины в Москву, КГБ трижды снимали его с московского поезда, но он дожидался следующего и ехал дальше и все-таки добрался до Москвы. Одевшись в епископскую рясу, пришел на встречу. Он рассказал МакКаррику, что Греко-Католическая Церковь в действительности жива, что есть много верных монахов, монахинь, студентов, работают подпольные семинарии (тогда даже Горбачев говорил, что такой Церкви не существует, что она распустилась в 46-м году). Владыка Василик показал Кардиналу фотографии, свидетельствовавшие о существовании Церкви, а тот передал их жене одного конгрессмена, думая, что российское КГБ будет его проверять.
Вернувшись на родину, Кардинал МакКаррик представил вопрос нашей Церкви в Конгрессе, показал фотографии, и после этого Америка начала добиваться свободы вероисповедания для греко-католиков. Поэтому Кардинал МакКаррик является нашим другом. Думаю, Кардиналу понравился Собор.
Беседовала Оксана Климончук
Патриарший Собор Воскресения Христового в Киеве. Фото 2010 года.