На гербе Патриарха УГКЦ Иосифа (Слипого) есть надпись: Per aspera ad astra ("Сквозь тернии к звездам"). Помимо того, что Патриарх Иосиф был одним из самых влиятельных и известных украинцев второй половины ХХ века, его жизненный путь был куда более тернистым, чем звездным.
Патриарх Иосиф: признанный народом, не признанный Ватиканом
Звезда Иосифа Слипого начала восходить в 32 летнем возрасте - тогда, в 1925 году, молодой священник, имевший за спиной обучение в Инсбруке и Риме стал ректором Львовской семинарии. В то время Украинская греко-католическая церковь была мощной украинской институцией не только в Галичине, но и во многих странах эмиграции.Молодому ректору следовало проявить незаурядные способности, чтобы оправдать доверие Митрополита и получить всеобщее признание.
Как блестящий ученый, отец Иосиф не только развивает семинарию, но и делает важный шаг в будущее - учреждает Львовскую Богословскую Академию (ныне — Украинский католический университет, - ред). Вместе с Шептицким они рассматривали это как переходный этап к созданию полноценного Украинского католического университета.
Что такое университет для Украины первой половины ХХ века излишне говорить. Создание украинского университета было главным вопросом в австро-венгерской и польской администрации, а борьбу за него называли "альфой и омегой наших национальных соревнований".
Впрочем, то, что не могла или не хотела сделать австрийская, а затем польская власти решили сделать Шептицкий и Слипый. Богословская академия с самого начала имела два факультета - философский и богословский, и еще хотя бы один - права, пытался открыть отец-ректор.
В этой деятельности тоже случались тернии. Одна из них - конфликт с профессором Гавриилом Костельником, который даст о себе знать почти через два десятилетия. А тогда, в 1928 году, Слипый будет вынужден освободить известного и авторитетного отца Костельника от обязанностей и должностей в семинарии в связи с его антилатинскими взглядами.
Однако священника Слипого все больше ценил митрополит Андрей Шептицкий. Когда в 1939 году пришли так называемые "первые советы", митрополит, видя новую угрозу, отправляет тайного посланника в Ватикан с просьбой утвердить на митрополичьем престоле как своего наследника отца Иосифа. Последний не был готов к такому наследию, но как он признал через три года: "Я не мог ставить препятствия моему посвящению, ибо во времена гонения епископство является не честью, а, прежде всего, тяжелой ношей".
22 декабря 1939 в очень узком кругу лиц состоялась хиротония отца Иосифа в епископы. Символично, что вместо властного епископского жезла из рук Шептицкого он получает деревянный посох. Этот посох принадлежал епископу Иосифу Боцяну, которого Шептицкий подпольно рукоположил в 1914 году в одном из киевских отелей. В то время митрополит Андрей имел статус "Царского узника" и накануне этапа из Киева в глубь России, провел хиротонию и назначил епископа Боцяна ответственным за Волынь, которая была частью Российской империи.
Спустя четверть века история повторяется. Шептицкий всегда был большим мечтателем: видя все угрозы, которые нес большевистский режим, он также находил и положительные стороны. А таковой было объединение украинских земель, а следовательно - поле работы для духовенства.
Владыка Иосиф Слипый получает свою долю ответственности на новой территории - митрополит делает его ответственным за "Великую Украину".
Восхождение на митрополичий престол
Как выглядят тернии нового режима, Слипый и другие обитатели митрополичьих палат могли ощутить еще в 1941 году. При отступлении Красной армии их всех вывели под стенку Собора Юра, на Слипому разорвали рясу и приготовили к расстрелу. Тогда обошлось...
Испить полную чашу испытаний довелось после второго прихода Советов. Во времени они совпали со смертью митрополита Андрея, что произошло 1 ноября 1944 года. Перед этим Шептицкий 44 года находился на Галицком престоле. За его время Греко-католическая церковь сделала небывалый прогресс, а для двух поколений галичан он был "Князем" не только Церкви, но и целого народа.
Советские чиновники отмечали: "Влияние митрополита Шептицкого и авторитет среди верующих и духовенства униатской Церкви в Западной Украине - огромные. Без преувеличения можно сказать, что такого безусловного авторитета и влияния нет ни у одного из председателей церковных течений в СССР" (справка уполномоченного по делам религии при правительстве СССР от 30 августа 1944 г.).
Зато Иосифу Слипому, которого знали как ректора-интеллектуала, следовало на митрополичьем престоле еще закрепиться.
15 ноября 1944 Никита Хрущев в письме Сталину писал: "Митрополит Иосиф Слипый еще не пользуется достаточным авторитетом среди епископов и духовенства греко-католической церкви. Часть священнослужителей недовольна его назначением, потому что считает его человеком слабовольным, неспособным быть руководителем этой церкви ...".
Если и была доля правды в этих словах, то сама же советская система и противостояние с ней дали возможность Слипому получить этот авторитет и не только среди своих верных, но и миллионов людей в мире.
Иосифу Слипому пришлось сразу оценить всю тяжесть наследства своего великого предшественника - НКВД поставило перед ним требование публичного осуждения повстанческого движения. Свое первое послание к верующим Иосиф Слипый посвящает осуждению политических убийств. Однако это вовсе не удовлетворило органы безопасности: там не было прямого упоминания ОУН или УПА, а также у власти возникли небезосновательные подозрения, что послание не было распространено среди верующих.
Когда вскоре состоится планируемая еще при жизни Шептицкого поездка делегации УГКЦ в Москву, то отец Гавриил Костельник тщетно будет требовать от митрополита Иосифа в документе, направленном власти, вписать аббревиатуру УПА.
Впоследствии именно Костельник, надломленный семейной трагедией, но и имеющий личные счеты со Слипым, возглавит движение, инспирированное НКВД, за присоединение УГКЦ к РПЦ.
Per aspera
Новой страницей в истории УГКЦ стало 11 апреля 1945 года. Того дня арестован и отправлен в Киев митрополит Слипый, а вслед за ним все епископы и часть священников. Началось открытое и жестокое уничтожение УГКЦ, которое даст повод назвать ее наиболее преследуемой церковью в мире.
Иосиф Слипый не отделял своих страданий от судьбы целого народа: "Для меня начался путь заключенного. Но не для меня одного, я был одним и из сотен тысяч стариков, женщин, детей и младенцев. Меня вырвали из гущи поверенных мне верующих, их оторвали от родной, потом их лица и кровью рук многих поколений орошенной земли ... ".
И далее: "Меня выводили на следствие день и ночь так, что я буквально валился с ног и меня должны были поддерживать, ведя к следственному судье ... Через несколько дней, когда я уже был измучен допросами до конца, меня привели к нескольким полковникам и стали терроризировать, давать на подпись, чтобы я отрекся от Папы, а за то дадут мне Киевскую митрополию ... Но я решительно отказался. Начались дальнейшие наступления, но это ни к чему не привело, я уже терял сознание от бессилия ... ".
Среди прочего, во время пребывания митрополита Иосифа и других епископов в следственном изоляторе в Киеве, постоянную помощь и передачи стали приносить православные монахини. После того как митрополит РПЦ Иоанн отказался удовлетворить просьбу греко-католиков, которые организовывали поддержку заключенным пастырям, это взяла под свою опеку игуменья Покровского монастыря Архелая (Елена Савельева).
Через тернии, Митрополиту Иосифу придется идти долгие 18 лет заключения.
После отбытия первого, восьмилетнего срока, его стали удерживать в доме престарелых в Красноярском крае. Здесь, по предложению советской власти, он начал писать историю УГКЦ. Отчасти и за эту работу ему дадут следующий, 7-летний срок. Еще перед его провозглашением, митрополит охарактеризовал его так: "При моем возрасте и состоянии здоровья - это смертная кара".
Фактически информация о смерти Слипого распространялась еще в 1940-х, но в 1950-х на Запад стали возвращаться иностранцы, которые сидели в сталинских лагерях. В разных воспоминаниях появилось имя священника-мученика. В частности, австриец Франц Гросбауер вспоминал инцидент с урками, которые напали на Слипого чтобы ограбить. Это закончилось тем, что "Князь Церкви лежал на полу, из уст и из носа сочилась кровь" (тут следует напомнить, что в советских лагерях на здоровье пагубно сказывались не только избиения и тяжкий труд, но и чудовищные условия проживания. Теплые полы и сталинская пенитенциарная система — вещи несовместимые, - ред.).
В заключении Слипый тайно писал послания к верующим, между прочим, первое сделал уже в 1947 году, исповедовал, служил тайные литургии и рукополагал духовенство. Опять же, по аналогии с Шептицким, перед выездом в Рим в московском отеле он рукоположит нового епископа для катакомбной Церкви.
Кардинал с советским гражданством
Освобождение митрополита Слипого непосредственно связано с Папой Иоанном XXIII. Тем самым, который был посредником между президентом США Джоном Кеннеди и первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым во времени карибского кризиса.Представитель Кеннеди Норман Казенс, отправляясь на встречу в Москву, совершил визит в Ватикан, где узнал о митрополите-мученика. На встрече с Хрущевым Казенс поднял вопрос освобождения 70-летнего Слипого. Тем более, что в церковном мире происходило важное событие - II Ватиканский Собор.
Иосиф Слипый не желал уезжать из СССР - как "Отец Церкви" он хотел и должен остаться со своей паствой. Впрочем, его удалось убедить, ведь это был шанс, как он сам оценил: "завершать то, чего не мог закончить как узник".
В письме, которое он получил от Папы, было несколько слов: "Сын, счастливой тебе дороги. Пусть тебя Бог бережет и приведет ко мне. Пусть Его Ангел Вам сопутствует".
Первая встреча с Папой была не менее трогательной: "Он совсем как отец ... Он взял меня в объятия и плакал", - писал Слипый о своих первых дня на свободе, в феврале 1963-го.
Кстати, Иосиф Слипый до конца своей жизни не изменил советского паспорта - он оставался гражданином того государства, где находилось большинство его верующих.
Его появление на II Ватиканском Соборе стала более чем сенсацией. Запад, который переживал времена материального расцвета и политического спокойствия, увидел человека, который был олицетворением первых христиан и которого сравнивали с апостолом Павлом после его освобождения из заключения.
Вместе с тем, УГКЦ, которую называли "Церковью молчания", моментально получила мощнейший голос, говорящий на весь мир.
В своем первом выступлении на Ватиканском Соборе в октябре 1963 года митрополит Слипый озвучил стремление греко-католиков получить статус Патриархата.
Рим на это не согласился, хотя в 1963 году его признали Верховным Архиепископом с довольно широкими правами, а в 1965-в Иосиф Слипый становится кардиналом. Эти решения сразу вызвали протест с советской стороны.
Вероятно, что не только советские органы, но и определенные круги Ватикана пожалели появления митрополита в свободном мире.
Его борьба за права преследуемой Церкви была бескомпромиссной и наверняка не было других иерархов во всей Католической церкви, которые могли бы так остро и прямо говорить с Папами.
Когда в очередной раз не удалось управить дело Патриархата, Слипый прямо сказал Папе Павлу VI: "Не одобрите Вы — одобрит Ваш преемник ... Уже потому, что мы, Украинская Церковь, существуем, никогда не можем отказаться от Патриархата!".
Когда речь шла об освобождении Митрополита из неволи, то апеллировали к милосердию советской власти над старым и немощным человеком. Зато, Глава УГКЦ, который прожил 92 года, проявил необычайную активность как на международной арене, так и для консолидации разбросанных по миру украинцев.
Уже в первый год, находясь в Западном мире, он осуществил мечту свою и Шептицкого, основав Украинский Католический Университет в Риме и несколько филиалов по миру. За несколько лет он объехал украинские поселения в Северной и Южной Америке, Европе и Австралии.
В Риме он построил Собор Святой Софии, основывал монастыри, развивал издательства и, среди прочего, всегда откладывал часть тиража книг для нужд будущей свободной Украины.
Казалось бы вся украинская община в свободном мире должна консолидироваться вокруг своего пастыря. Однако, одним из самых болезненных для Слипого дел были взаимоотношения с епископами, которые не единодушно поддержали начатое им движение за патриархат. Усилиями мирян и духовенства в 1975 году Иосифа Слипого провозглашают Патриархом, однако этот шаг не признает Ватикан.
Освобождение митрополита Иосифа из заключения и его пребывание на Западе историки часто называют ad astra. После всего пережитого новый период бесспорно должен быть путем "к звездам". И все же, как писал в своем Завещании сам владыка: "И этот путь, как скоро оказалось, не был путем, на котором светились "астра" - ясные звезды. Он и дальше оставался путем заключенного Христа ради, при этом заключенного на химерной воле".
Перевод с украинского. Источник: Історична правда.