Почему столь много христиан привыкли приступать к Святому таинству исповеди лишь несколько раз в году, или даже вообще всего один раз в год, во время Великого поста? Такая тенденция свидетельствует о том, что они не понимают, насколько великое значение имеет таинство исповеди для христианина.
Таинство исповеди: для чего оно нужно?
Каждый раз, когда человек грешит, он умирает для жизни вечной. Св. ап. Павел пишет: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6,23). Однако Господь, пострадавший на кресте, искупив человеческий род, дарит человеку спасение и вечную жизнь. А наше покаяние является ответом Богу, оно дает возможность окончательно избрать жизнь. Иисус Христос призывает к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 4, 17), чем дает понять, что оно необходимо для достижения Царства. Это покаяние перед Богом дает возможность осуществить Христова Церковь, установив Таинство Исповеди.
Исповедь, Покаяние, Воссоединение, Обращение, Прощение ... Это видимый знак невидимой благодати Божией. Невидимая святая реальность является столь великой милостью Божьей, что человек только получив ее, становится святыней Святого Духа. Поэтому благодать Божию называют освящающей. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6,19-20). Из учения Христа и Церкви знаем, что есть два Святых Таинства, которые дают сверхъестественную жизнь в благодати для каждой человеческой души: Крещение и Покаяние. Те, которые не имеют освящающей Благодати, являются слабыми, склонными ко греху, душа таких людей находится в состоянии неведения или отлучения от Света жизни. Поэтому Крещение и Покаяние являются таинствами мертвых. Как Крещение, принятое сознательно, смывает тяжелый грех и вливает в душу жизнь Божией благодати, так и Таинство Покаяния смывает все грехи, совершенные после Крещения, возвращая человеческой душе состояние Божьей благодати. Крещение и покаяние довершают духовное воскресение человека и переводят душу из состояния душевной смерти в состояние жизни в Божьей благодати, ибо истинная смерть — не плотская, а душевная [1].
Исповедь — это дар Божьего Всепрощения. Неоценимый дар Господь подает человеку каждый раз, когда он покорно признает свою вину. Любовь Христова всегда стремится поднять человека после каждого его падения и разочарования, зная, что сатана будет изводить ее всеми возможными способами, чтобы довести до греха, до сопротивления Божьей воле.
Господь через своих посланцев-пророков постоянно призывал к покаянию: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1,16-19).
Тяжкий грех называем смертным грехом, потому что он вызывает смерть нашей души, лишает ее освящающей Благодати, прогоняя Святого Духа. Благодать Божия — это жизнь нашей души. Через исповедь, искреннее сожаление и твердое желание исправления, отпущение грехов и епитимью Святой Дух возвращается в душу кающегося, оживляет ее Благодатью и снова поселяется в очищенной душе. Именно благодаря доброй исповеди и возвращению Святого Духа наша душа возрождается к Божьей жизни, ибо в нем мы становимся снова детьми Божьими. Вследствие достойную исповедь Господь Бог возвращает нам также все наши заслуги и сокровища на небесах (Мф. 6,19-21), которые мы теряем из-за смертного греха. Из-за частой исповеди в душе увеличивается освящающая Благодать Божья, которая придает силы для борьбы «против духов злобы». Исповедь помогает лучше узнать злобу греха, добавляет отвращения к нему как к источнику всякого бедствия. Исповедь становится сильной охраной против греха. Это ключ к Небесному Царству и определенный путь к жизни вечной [2].
Покаяние по-гречески звучит как «метаноя» и означает «перемену ума». В Покаянии человек обновляется и изменяется, духовно очищается и преображается. Покаяние завершается даже не тогда, когда человек покаялся на исповеди перед священником. Окончательное покаяние — как истинная перемена ума — наступает, когда человек оказывается перед возможностью повторить грех, но его не повторяет, потому что грех уже не имеет в нем своего начала. Хотя не следует забывать о том, что центральным, самым важным моментом покаяния является признание греха перед священником и очищение души силой Божественной благодати [3].
Истинное покаяние состоит в том, чтобы не только признать грехи, но также не возвращаться к предыдущим злым делам, проводить свою жизнь в непрерывном их исправлении; со сердечным сокрушением жалеть за ранее совершенное; воздать за совершенные грехи немалыми трудами покаяния, которые бы не только сравнялись с грехами, но и превзошли бы их [4].
Процесс покаяния включает несколько этапов. Самым главным, но не единственным, является признание грехов перед священником. Сначала человек проходит стадию раскаяния, осознавая всю низость своего падения и отпадения от Бога. Однако такой простой констатации греховности совершенно недостаточно. Необходимо еще добиться обращения к Богу — начать искать прощения грехов и Божественной милости. Третий этап доступен для грешника в Церкви Христовой — через признание грехов перед Богом и священником в Таинстве Покаяния. Следующий этап покаяния зависит уже не от человека, но от Бога, который одаривает кающихся прощением грехов по Своей благодати. Здесь Господь обновляет разум и волю человека, дает ему силу дальше бороться с искушениями. Пятым этапом покаяния можно считать укоренение в добродетели — как твердость христианина на пути Спасения, как свобода от соблазнов и как преодоление зависимости от некогда совершенного греха [5].
Из-за греха человек добровольно отделяет себя от Бога. Человек, который тяжело грешит, ставит себя вне Церкви и вне Спасения.
Грех — это болезнь души, которая нарушает первозданную гармонию Божественного плана для мира. Именно излечение человека, оздоровление его души — цель Таинства Покаяния.
Что же происходит с грехом в момент исповеди? Он уничтожается, перестает быть частью душевного внутреннего содержания и относится к тому прошлому, которое перечеркнуто, уничтожено. Впрочем, это не значит, что все совершенные нами ранее греховные поступки, в которых мы исповедались священнику, не осуществляют на нас уже никакого влияния. Осуществляют. Но уже не как вина, а как наша память, наши переживания, следы, шрамы, которые остались в душе. Кроме того, следует различить те грехи, о которых можно уже не вспоминать, и те, за которые мы несем ответственность перед Богом и людьми, потому что они отражаются на наших близких. Многое, что было с человеком до покаяния, навсегда накладывает на него ответственность за совершенные поступки [6].
Надо помнить, что не существует такого греха, который не смог простить нам всемогущий, милосердный и любящий Господь — лишь бы наше покаяние было искренним и полным.
Покаяние часто называют «вторым крещением», обновлением Крещения. Благодаря плодам покаяния вновь возрождается взаимная чистая любовь между Богом и христианской душой.
В Покаянии человек не просто благодаря благодати побеждает в себе власть греха и делается тем «чистым листом бумаги», на котором ему предстоит в будущем воплотить собственный христианский подвиг. Он, благодаря дару Творца, находит удивительную способность постигать волю Божью относительно самого себя. Человек наделяется силами эту Божественную волю исполнить. Это означает, что он не только приобретает умение, навык на будущее избегать греха, — отныне христианин может ясно почувствовать, как ему следует идти по пути Спасения и как этот его путь окажется соответствующим Божественному Промыслу. Он познает Божественную волю касательно своей земной жизни, христианского призвания и подвига, отношений с ближними. Он не только становится способным побеждать грех, но, благодаря покаянию как истинной перемене ума, отныне приобретает разум Христов. Человек становится наделенным способностью, которую принято называть даром пророчества. Становится способным знать волю Божию о путях Спасения относительно себя [7].
В тексте Священного Писания мы находим целый ряд свидетельств о значении покаяния. Предчувствие будущего Божественного дара Таинства Покаяния как возможности прощения грехов, возрождения в Боге к новой святой жизни, присутствует уже в ветхозаветных пророческих книгах: «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18,21-23).
Но реализация этого ожидания воплощается только в Новом Завете: «Покайтесь, ибо Царство Небесное близко» (Мф. 4,17), «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1,15). Эти слова призывают нас к новому состоянию — к обновлению разума, к перемене ума во Христе [8].
В новозаветных текстах тема покаяния также оказалась связанной с еще одним таинственным, загадочным событием, описанным в 20 главе Евангелия от Иоанна. Когда Спаситель явился после Своего Воскресения перед апостолами в закрытом доме, Он дунул на них и сказал: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,22-23). Этим дыханием Господь даровал апостолам благодать Духа Святого. Значение Его дыхания в том, что Христос даровал им особую иерархическую благодать священнослужения. В этом даре благодати Господь подает Своим апостолам силу совершать Таинство Покаяния: прощать грехи.
В Евангелии от Матфея также говорится, что апостолы смогут связывать и разрешать грехи — и здесь это право им также было обещано Христом: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18,18).
Следует помнить о том, что христианин, исповедующий свои грехи в Таинстве Покаяния, при видимом выявлении прощения со стороны священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Священник содействует с Богом, осуществляет вместе с Христом всё ту же таинственную синергию. Безусловно, священнику дана власть «связывать и разрешать», но все же благодать Божия при совершении таинства священнику не принадлежит, хотя Господь при этом действует именно через него. Итак, благодать принадлежит Богу, и всякое Церковное Таинство в конечном итоге совершает Сам Господь, хотя и в сослужении священника [9].
Действительно, Церковь учит, что надо хотя бы раз в год исповедоваться. Однако советует делать это чаще, учитывая сказанное выше. Возможно, одной из причин пренебрежения Исповеди верными является недостаточное понимание этого важнейшего Таинства. Однако осознав, что представляет собой сия великая благодать Божия и что верующий теряет, пропуская исповедь, становится трудно переоценить любую другую причину. Ведь наш Отец ждет каждого, как блудного сына или дочь, чтобы подарить жизнь в полном смысле этого слова. Он не хочет, чтобы мы жили в царстве тьмы, но в общении с Ним через Иисуса Христа и в Его милости. Господь Бог дарует нам свою жизнь через примирение в таинстве исповеди. Он готов прощать каждую минуту, если только верующий осознает потребность в прощении и захочет его принять. Почему бы нам не отбросить все греховные привычки, которые нас держат и не позволяют вернуться в общение и вечную жизнь с Богом?
Николай Щербак
Примечания
[1] Ср. Софрон Мудрый, Софрон Мудрий, Сповідь — джерело Ласки, с. 6
[2] Там же, с. 11
[3] Ср. Малков П.Ю., Введение в Литургическое предание, с. 106
[4] Ср. Покаяние и исповедь на пороге XXI века, с. 41
[5] Ср. Малков П.Ю., Введение в Литургическое предание, с. 107
[6] Там же, с. 108
[7] Там же, с. 111
[8] Там же, с. 113
[9] Там же, с. 114
Источник: Журнал Львовской семинарии Святого Духа «Познай истину», январь–март 2010.