Бенедикт XVI, папа римскийПослание вселенского патриарха Бенедикта XVI на Великий пост 2009 года на тему евангельского отрывка «Иисус, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф 4, 2).

Усмирить желания «старого Адама»

Истинный пост — в исполнении воли Всевышнего

Дорогие братья и сестры!

В начале Великого поста, составляющего путь наиболее интенсивного духовного погружения, литургия вновь предлагает нам три практики покаяния, очень дорогие для библейской и христианской традиции - молитву, милостыню, пост - чтобы подготовить нас лучше отпраздновать Пасху и пережить опыт силы Божией, которая, как мы услышим во время пасхального Всенощного бдения, "изгоняет зло, смывает вину, возвращает падшим невинность и унывающим радость, изгоняет вражду, рождает согласие и покоряет всякую власть" (Провозглашение Пасхи). В традиционном Послании на Великий пост этого года мне бы хотелось особо остановиться на ценности и смысле поста. Великий пост вызывает в памяти сорок дней поста, проведенных Господом в пустыне перед началом Своей публичной миссии. Читаем в Евангелии: "Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал" (Мф 4,1-2). Как Моисей, перед тем, как получить скрижали завета (ср. Исх 34,28), как Илия, перед тем, как встретить Господа на горе Хорив (ср. 3 Цар 19,8), так и Иисус, молясь и постясь, готовился к Своей миссии, началом которой стала жестокая схватка с искусителем.

Давайте задумаемся о том, что для нас, христиан, означает и какой смысл имеет лишение себя чего-то, что само по себе является благом и пользой для нашего существования. Священные Писания и вся христианская традиция учат, что пост является большим подспорьем в том, чтобы избежать греха и всего, что к нему побуждает. Поэтому в истории спасения многократно звучит призыв к соблюдению поста. Уже на первых страницах Священного Писания Господь приказывает человеку воздержаться от употребления запретного плода: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт 2,16-17). Комментируя божественное предписание, св. Василий отмечает, что "пост узаконен в раю", и "такую первую заповедь принял Адам". Из этого он делает вывод: "А сие: не ешь от него - есть узаконение поста и воздержания" (ср. Sermo de jejunio: PG 31, 163, 98). Поскольку все мы отягощены грехом и его последствиями, пост предлагается нам как средство возобновления дружбы с Господом. Так сделал Ездра перед возвращением воссоединенного народа из ссылки на Землю Обетованную, призвав его поститься, " чтобы смириться нам, - говорит он, - пред лицем Бога нашего" (1 Езд 8,21). Всемогущий услышал их молитву и ответил Своей благосклонностью и защитой. Так же поступили жители Ниневии, которые, прислушавшись к призыву Ионы покаяться, в знак свидетельства своей искренности провозгласили пост, говоря: "Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем!" (Иона 3,9). Тогда Бог увидел их дела и уберег их от бедствия.

В Новом Завете Иисус выявляет глубинный смысл поста, обличая поведение фарисеев, которые скрупулезно соблюдали все предписания закона, но сердца их при этом были далеки от Бога. Истинный пост - повторяет в другом месте божественный Учитель - состоит прежде всего в исполнении воли Отца небесного, Который "видя тайное, воздаст тебе явно" (Мф 6,18). Он Сам подает в этом пример, отвечая сатане по окончании сорока дней, проведенных в пустыне, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф 4,4). Цель истинного поста состоит в том, чтобы питаться "истинной пищей", то есть, творить волю Отца (ср. Ин 4,34). Поэтому, если Адам ослушался Господа, приказавшего ему "не есть плодов от дерева познания добра и зла", то верующий через пост желает смиренно покориться Богу, уповая на Его доброту и милосердие.

Практика поста была весьма распространена в ранней христианской общине (ср. Деян 13,3; 14,22; 27,21; 2 Кор 6,5). Отцы Церкви также говорят о силе поста, способного обуздать грех, усмирить страстные желания "старого Адама", и открыть в сердце верующего путь к Богу. Кроме того, пост является часто рекомендуемой практикой святых всех эпох. Св. Петр Хризолог пишет: "Пост есть душа молитвы, и милосердие есть жизнь поста, посему да постится молящийся. Да имеет милость постящийся. Желающий быть услышанным в своей просьбе, да услышит того, кто просит его. Желающий видеть сердце Бога открытым к себе да не закрывает свое от того, кто молит его" (Sermo 43: PL 52, 320. 332).

В наши дни практика поста, кажется, немного утратила свое духовное значение и приобрела в условиях культуры, отмеченной стремлением к материальному благосостоянию значение терапевтического средства для поддержания себя в необходимой физической форме. Конечно, воздержание от пищи полезно для физического здоровья, но для верующих оно в первую очередь является "терапией" для исцеления всего того, что препятствует им соответствовать воле Бога. В Апостольской Конституции P?nitemini 1966 года Слуга Божий Павел VI рассмотрел необходимость поместить пост в контекст призвания каждого христианина "больше не жить для самого себя, но ради Того, Кто возлюбил его и принес Себя в жертву, и ... также жить для братьев" (ср. Cap. I). Великий пост может стать благоприятной возможностью для того, чтобы вновь взять на вооружение нормы, содержащиеся в указанной апостольской Конституции, оценив подлинное и непреходящее значение этой древней практики покаяния, которая может помочь нам преодолеть эгоизм и открыть сердца любви к Богу и к ближнему, первой и высшей заповеди нового Закона и компендиуму всего Евангелия (ср. Мф 22,34-40).

Верная практика поста также способствует приданию личности телесного и духовного единства, помогая ей избегать греха, и расти в близости с Господом. Св. Августин, хорошо знавший о своих отрицательных склонностях и называвший их "запутанными извивами" (Исповедь, II, 10.18), в своем трактате О пользе поста писал: "Я подвергаю себя пытке, но ради того, чтобы Он простил меня; я сам наказываю себя, чтобы Он помог мне, чтобы быть приятным Его очам, чтобы достичь наслаждения Его нежности" (Sermo 400, 3, 3: PL 40, 708). Воздержание от материальной пищи, питающей тело, помогает с большей легкостью достичь внутренней расположенности слушать Христа и питаться Его словом спасения. Постом и молитвою мы даем ему прийти и утолить самый глубокий голод, который мы ощущаем в глубине сердца: голод и жажду Бога.

Вместе с тем, пост помогает нам осознать положение, в котором живет множество наших братьев. В своем Первом Послании св. Иоанн наставляет: "Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?" (3,17). Добровольный пост помогает нам развиваться в духе Доброго Самарянина, склоняющегося над страждущим братом, чтобы помочь ему (ср. энциклика Deus caritas est, 15). Добровольно решая лишиться чего-либо, чтобы помочь другим, мы показываем делом, что переживающий трудности ближний не является нам чужим. Именно для того, чтобы сохранить живым этот дух приятия и внимания к братьям, я призываю приходы и все другие общины усилить практику личного и общинного поста, сопровождая ее слушанием Слова Божия, молитвой и милостыней. Это было с самого начала стилем христианской общины, внутри которой проводились специальные сборы пожертвований (ср. 2 Кор 8-9; Рим 15, 25-27), и верных призывали отдать бедным то, что было отложено благодаря посту (ср. Didascalia Ap., V, 20,18). Сегодня следует вернуться к этой практике и поощрять ее, особенно в литургическое время Великого поста.

Из всего вышесказанного следует, что пост является важной аскетической практикой, духовным оружием для борьбы со всякой излишней привязанностью к самим себе. Добровольное лишение себя удовольствия, связанного с пищей и другими материальными благами, помогает ученику Христа контролировать аппетиты естества, ослабленного первородным грехом, отрицательные последствия которого сказываются на всех аспектах человеческой личности. Древний литургический гимн Великого поста весьма своевременно наставляет: "Utamur ergo parcius, / verbis, cibis et potibus, / somno, iocis et arctius / perstemus in custodia - Будем сдержаннее в словах, пище, питие, сне и играх, и пребудем с большим усердием бодрствующими".

Дорогие братья и сестры, как видим, главная цель поста заключается в том, чтобы помочь каждому из нас, как писал Слуга Божий Папа Иоанн Павел II, стать всецелым даром Богу (ср. энциклика Veritatis splendor, 21). Поэтому каждая семья и каждая христианская община должна ценить это время Великого поста, чтобы удалить все, что отвлекает ум и усилить то, что питает душу, открывая ее любви к Богу и к ближнему. Я имею в виду прежде всего большее усердие в молитве, в lectio divina, в обращении к Таинству Примирения и в активном участии в Евхаристии, особенно во время воскресной мессы. С таким внутренним расположением нам следует войти в атмосферу покаяния Великого поста. Да сопроводит нас Пресвятая Дева Мария, Causa nostrae laetitiae, и да укрепит Она нас в усилиях освободить наши сердца от рабства греха, чтобы делать их все более "живой скинией Бога". С таким пожеланием, заверяя в моей молитве о том, чтобы каждый верующий и каждая церковная община с пользой прошли великопостный путь, от всего сердца преподаю всем Апостольское Благословение.

Из Ватикана, 11 декабря 2008 года

 

Перевод: София Халходжаева, Agnuz
© Copyright 2008 - Libreria Editrice Vaticana