В христианстве существует три инициации — крещение, миропомазание, евхаристия. Это три ступени полного христианского посвящения, которые через преемственность от Иисуса Христа передаются до сего дня в исторических апостольских церквях — Католической и Православной*.
Через данные таинства передается внутреннее знание Бога (дивья-джняна), которое постепенно раскрывается в сердце ученика в ходе духовной практики.
Основателем и единственным дикша-гуру сампрадайи (инициирующим учителем преемственности) является Личность Бога — Иисус Христос. Соответственно, говоря в понятиях вайшнавизма, каждый посвящающий выступает в роли ритвик-гуру, т.е. инициирует учеников не себе, а Божественному Учителю.
Крещение может совершать каждый христианин, миропомазание и евхаристию — только епископ или уполномоченный им священник.
Таким образом крещение — это аналог нама-инициации, человек получает духовное имя и становится частью сангхи (сообщества) Христа.
Миропомазание — аналог второй инициации, дикши — передает дар Святого Духа, Который становится наставником христианина и наполняет его сердце присутствием Бога. Миропомазание помогает полностью раскрыть дар, полученный в крещении.
После двух инициаций ученик Христа становится дваждырожденным (Ин. 3:3-5) и наследует всю полноту божественной жизни.
Третья инициация — Евхаристия (святое Причастие) — не имеет аналога в вайшнавизме. В таинстве евхаристии человек на всех уровнях бытия, включая телесный, приобщается жизни Иисуса Христа, и уже в земном бытии возвышается до уровня служителя божественного мира, становится носителем живого Ишвары, Божьим храмом на земле. Евхаристия развивает, укрепляет и обновляет связь с дарами Святого Духа, обретенными в крещении и миропомазании.
Следует отметить, что дикша в христианстве не подразумевает передачи мантры. Молитвы живы и действенны и без посвящений, хотя именно благодаря таковым становятся особенно эффективны и плодоносны. Для любых форм молитвенного делания, включая джапа-медитацию на четках или без, рекомендуется попросить благословения священника или личного духовного наставника, что, впрочем, не является обязательным.
Благословение и инициация — не одно и то же. В первом случае человек получает незримую духовную поддержку, а во втором — происходят радикальные онтологические изменения самой его природы, и земное существо становится участником лилы Божественной.
Ishvara Upamana aka Михайло Шелудько
____
* В протестантских церквях сохранилась преемственность только крещений, что, тем не менее, является достаточным необходимым условием для обретения спасения — прихода человека обратно к Богу.