Игровая зависимостьВ последнее время в Украине отмечается рост числа лиц с патологическим тяготением к азартным играм, особенно детей подросткового возраста. Такое нарушение поведения подростков обычно сопровождается значительными личностными, поведенческими изменениями и связанными с ними учебными, социальными и экономическими проблемами.


Сейчас зависимость от азартных игр, в частности компьютерных, что в научной литературе определяется как игромания, лудомания и гемблингзависимость, распространена в мире, в частности в Украине.

 

Проблема зависимости населения от азартных игр стала особенно актуальной в настоящее время развитых коммуникаций. С возникновением Интернета, казино стало доступным в каждом доме, где есть компьютер. Такие Интернет-казино привлекательны еще и тем, что в них отсутствуют ограничения по возрасту и гарантируется полная анонимность игроков, благодаря этому возможность играть в азартные игры имеют и дети. Иногда игромания приобретает семейный характер. Педагогика семьи участвует в некоторых телевизионных и Интернет-лотереях, способствует развитию тяги к игре у младших членов семьи. Анализ работ ученых позволяет утверждать, что, несмотря на распространенность проблемы развития у человека зависимости от азартных игр, многие вопросы относительно возникновения и развития такой аддикции человека в условиях стремительного развития информационного общества остается недостаточно изученными.

 

Цель статьи состоит в выявлении специфики влияния компьютерных игр на социальное формирование и развитие подростков. Анализ научных трудов ученых свидетельствует также, что на процесс развития современных подростков существенное влияние оказывают определенные факторы, связанные с различными сферами функционирования общества. Это не только общественно-политическая жизнь страны, социально-экономическая и культурно-духовная сферы, но и научно-технические новшества, которые внедряются в жизнь. Из таких нововведений, существенно затронули жизни и интересы детей и подростков и существенно повлияли на них, необходимо отметить увлечение компьютерами и их многовекторное использования в различных сферах. Помимо чисто практического использования (обучающие и контролирующие знания программы) распространено увлечение азартными компьютерными играми, свойственное большинству детей, имеющих к ним доступ.

 

В связи с этим компьютерным играм сейчас отводится больше места в жизни ребенка, подростка, что существенно влияет на процесс формирования и развития подрастающего поколения. Этот феномен, требующий тщательного изучения для определения возможных последствий влияния азартных компьютерных игр на сознание и социальное развитие подростка, пока недостаточно разработан в трудах современных исследователей.

 

На современном этапе развития общества экономические и социальные проблемы, психологическое напряжение, стрессы все чаще приводят к перегрузке человека. Недовольство реальной жизнью и желание отдохнуть от его осложнений является одной из потребностей в жизни современного человека, причем способы и формы отхождения от реальности, которые может выбрать личность, чрезвычайно разнообразны и не всегда социально положительны, а иногда даже имеют патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние, интересы и привычки начинают зависеть от определенного фактора (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, компьютерных игр и т.п.). Подростки томятся в ожидании выхода очередных компьютерных игровых приставок, а когда появляются анонсы об их выпуске, совсем теряют над собой контроль. Это особенно актуально сейчас в предверии выхода новой Sony Playstation 4, когда подростковое сообщество всего мира замерло на пороге новой игровой истерии.

 

Девиантным поведением человека можно назвать систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляются как несбалансированность психических процессов, дезадаптивность, нарушение процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над личным поведением.

 

Аддиктивное поведение (от англ. Аddiction — пагубная, порочная склонность) — одна из форм деструктивного, девиантного поведения, которая выражается в стремлении отхождения от реальности вследствие изменения своего психического состояния. Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушения в процессе адаптации человека к меняющимся условиям микро-и макросреды. Отхождение человека от реальности через изменения психического состояния может происходить при использовании различных способов, для осуществления этой цели человек «производит» индивидуальные подходы, которые становятся привычками, стереотипами. Проблема аддикций начинается тогда, когда склонность к отхождению от реальности начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, которая вторгается в жизнь, приводя к устойчивому отрыву от реальности. Осуществляется процесс, при котором человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии.

 

В последнее время проблема азартных игр имеет большое значение в связи с привлечением к ее сфере компьютерных средств. Разнообразные игровые программы, привлекают внимание своим красивым видом, приятными акустическими эффектами осуществляют сильное суггестивное влияние на многих людей, особенно это касается подростков.

 

Явления, вызывающие беспокойство в обществе (к которым безусловно относится повальное увлечение компьютерными играми в ущерб другим сферам увлечений и деятельности) проявляются в поведении детей и подростков раньше, чем их последствия осознают взрослые. Практика свидетельствует о том, что большие возможности для самореализации человека, обретение им позитивного социального опыта, стимулирования активности личности в социальной сфере создают игровые ситуации. Игра как педагогическая ситуация — это свобода эмоциональных проявлений, психологическое раскрепощение участников, превращает духовную ценность на средство общения, единения и сближения. Возможность проявить собственную сообразительность, находчивость, изобретательность, нестандартность решений, остроумие привлекает детей, приближает игру к творчеству. Воспроизводя социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности, игра является важным средством формирования социального здоровья детей и молодежи.

 

Обращаясь к игре, следует помнить, что в этом аспекте она ценна не сама по себе, а тем социально-педагогическим результатом, к которому мы стремимся. Таким результатом должны быть потребности в проявлении социальной активности и возникновение положительной установки относительно социально - ценной деятельности как базы для самореализации человека в обществе.

 

Отметим, что игра обычно имеет социальную направленность — это взаимодействие человека: с человеком, природой, компьютером, наконец, — с самим собой. Во время игры ребенок учится законам взаимоотношений между людьми, осознает вечные человеческие ценности. Игра как средство воспитания, общения, развлечений всегда была присуща народным обычаям и традициям украинского народа. Существуют целые тематические комплексы таких народных игр — рождественские, свадебные, весенние и др.

 

Сейчас, к сожалению, дети выбирают другие игры — компьютерные. В наше время — компьютерного прогресса — подрастающее поколение часто интегрируется в «виртуальный мир», забывая о том, что саморазвитие и самосовершенствование происходят именно через «живое» общение, а не через виртуальный мир. Адаптация сознания детей и подростков к виртуальной реальности влечет возникновение зависимости от игр, мешает нормальному развитию личности, подавляет психофизиологическое и социальное здоровье человека.

 

Родители современных детей часто жалуются на то, что ребенок почти не отходит от компьютера, не реагирует на замечания по этому поводу и, если и удается «вытащить» ее с компьютерного кресла, то на непродолжительное время. При этом если ребенок не сидит за компьютером, она говорит о каких-то вышедщих новейших стратегиях и технологиях, позволяющих лучше воспринимать виртуальный мир. Понимая проблему, воспитатели обращаются в ее решении к принудительным методам: запретов и наказаний. Это еще больше отдаляет ребенка, и так страдающего от игровой зависимости, от реальности.

 

По нашему мнению, несмотря на степень осознания социумом проблемы, существует зависимость между регулярными занятиями компьютерными играми и угнетением познавательных и психических процессов детей и подростков.

 

Изучив влияние компьютерных игр в современных условиях, мы убедились в исключительной актуальности проведенного исследования основных направлений социальной педагогики. Компьютерные игры и их влияние на психологические и социальные характеристики личности подростка требуют детального изучения как недостаточно изученный социально - педагогичний феномен, на этой основе социальные педагоги и психологи смогут контролировать и корректировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.

 

Сейчас проблема осложняется тем, что современные азартные компьютерные игры специально построены так, что в процессе игры у подростков возникает расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, а значит, игра расценивается как приятное провождение времени, приемлемая в обществе форма досуга, при этом у подростка постепенно развивается зависимость. В связи с этим многие исследователи (И. Бурлаков, М. Иванов, Ю. Ковш, Г. Кочетков, Е. Лысенко, Г. Мешков, В. Чаговец, Б. Шлимович, А. Шмелев и др.. ученые считают азартные компьютерные игры большой социальной проблемой. Они отмечают, что сегодня разрабатываются и внедряются разновидности игр, которые стали очень демократичными и доступными для детей и подростков. Аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в ней подросток продолжает постоянно думать об игре и пытается вновь участвовать в ней. Подросток сначала рассказывает об этом, приглашает посетить это действо друзей. Постепенно этот способ проведения времени все чаще повторяется, становясь лучшим способом времяпрепровождения, тем самым деструктивно воздействуя на подростка.

 

Формирование компьютерной зависимости у подростка безусловно связано с особенностями возраста. В связи с этим на основе анализа взглядов ученых (М. Бродский, Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Скрипченко) охарактеризуем некоторые особенности подросткового возраста, могут непосредственно связано с развитием гемблинг-зависимости.

 

Важнейшим новообразованием подросткового возраста является становление самосознания, которое характеризуется чувством взрослости, формированием самооценки и стремление к самовоспитанию. Центральным и специфическим новообразованием в личности младшего подростка является представление о себе как уже не ребенка, оценка (часто ошибочно) себя как взрослого, стремление копировать поведение взрослых. Если это чувство не имеет положительный подтверждения, подросток может начать искать эти подтверждения в игровом пространстве.

 

В психическом развитии подростка ведущая роль принадлежит установлению системы социальных взаимоотношений с окружающими. Развитие социальной взрослости — это развитие готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как его полноправного члена. Социальная незрелость ребенка, его зависимость от взрослых определяет положение социального неравенства в отношениях со взрослыми, но возможность самореализоваться в игровом пространстве, самостоятельно заработать деньги предоставляет подростку большей уверенности в себе, чувство взрослости. Кроме того, психика ребенка подросткового возраста очень благоприятна для новой информации, содержащейся в правилах и содержании различных игр. Значительную роль играет также подростковая «мода» на определенные игры. Необходимость быть признанным в группе сверстников подталкивает подростка к участию в игровой деятельности. Таким образом, подростковый возраст является периодом, когда человек становится особенно восприимчивым для формирования компьютерной гемблинг-зависимости.

 

В целом, можем сделать вывод, что сущность аддиктивного поведения заключается в формировании у человека стремление отхождения от реальности вследствие изменения своего психического состояния. Отметим, что в отличие от наркомании, табакокурения, алкоголизма, игромания принадлежит к аддикции, которая не связана с принятием каких-то веществ, изменяя психическое состояние. В последнее время проблема азартных игр имеет большое значение в связи с привлечением к ее сфере компьютерных средств.

 

Специфика влияния азартных компьютерных игр на формирование аддиктивного поведения подростка состоит в том что:

 

  • сейчас разрабатываются и внедряются разновидности игр, которые стали демократичными и доступными почти для всех детей и подростков;
  • современные азартные компьютерные игры специально построены так, что в процессе игры у подростков возникает расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем;
  • аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в ней подросток продолжает постоянно думать об игре и пытается вновь участвовать в ней;
  • подростковый возраст является периодом, когда человек становится особенно восприимчив для формирования компьютерной гемблинг-зависимости;
  • наличие аддиктивного поведения указывает на нарушения в процессе адаптации подростков к меняющимся условиям микро-и макросреды.

 

Немногочисленные исследования в области компьютерной зависимости ныне определяют только цели и задачи, которые будут возникать перед исследователями, интересующихся новой проблемой. В одном исследователи единодушны: компьютерная зависимость является проблемой исключительно подростков. Невозможно изолировать себя от влияния компьютерных игр на подростков, необходимо акцентировать внимание на возможности формирования критического мышления детей, а не на защите от пагубного влияния. Основная идея такого подхода — помогать подросткам получать знания и приобретать навыки творческого применения компьютерных технологий, а также формировать здоровую критическую установку пользователя, который умеет противостоять манипулированию и навязыванию иллюзий. Противостоять этому можно только через интеграцию воспитательных усилий школы, семьи и территориальной общины, разработав социально-педагогические условия профилактики игромании.

 

Н.А. Василенко. Вісник ХДАК. Випуск 31. 2010.