Народное искусство с древних времен вошло в украинский храм. Вышитые полотенца, скатерти, хоругви, фелони и саккос здесь лучше дополняют живопись, резьбу, литье из металла, малярство, витраж.
Издавна в украинских храмах существовала традиция не рисовать, а ткать и вышивать плащаницу. Эта икона должна быть в каждом храме, ведь над ней осуществляется определенный обряд на страстной неделе: вынос плащаницы в Великую пятницу. Немного есть в мире церквей восточного обряда, где бы вышивка и шитье занимали такое важное место, как в украинской церкви обеих конфессий — УПЦ и УГКЦ. В XX веке, с утверждением в Украине на целые семь десятилетий режима большевиков, украинское вышитое сакральное искусство претерпело глубокий упадок. Зато ожило в украинской диаспоре — в женских монастырях, в творчестве отдельных мастеров. Интересно, что наряду с традиционными иконами на хоругвях все большее распространение получили вышитые простыми и синтетическими нитками, шелком, сусальным и бисером иконы для иконостасов, алтарей и стен храма.
Возрождение традиции вышитых икон для храмов и домов конце XX века связано с именем известного греко-католического священника отца Дмитрия Блажейовского.
С 1973 года он занимался научной работой в Риме. Издал печатью восемнадцать научных работ и десять статей по церковной истории и десять сборников образцов украинских вышивок. Вне научной работой одновременно начал вышивать иконы. Первые предназначались для украинских храмов в диаспоре. О. Блажейовский хотел сохранить самобытность украинского храма и начал поиски образцов икон на хоругви, фелони т.д. Но много не нашел. Взялся самостоятельно их разрабатывать и позже вышивал. С годами о. Блажейовский стал профессиональным вышивальщиком. Вышивальную машину священник практически не использовал, все его иконы — ручной труд. Одним из свидетельств популярности вышитых им икон, хоругвей и фелоней является обширная география их распространения — украинские храмы Украины, США, Канады, Германии, Италии, Франции, Австралии, Швеции, Аргентины, Бразилии.
Рождество и Воскресение Иисуса Христа, иконы Богородичного цикла — Покрова, Оранта, Одигитрия, Елеуса и чудотворные иконы Киево-Печерская, Почаевская, Жировицкая; Христос Пантократор, Иоанн Креститель, архистратиг Михаил; святые Николай, Юрий, Анна, Кирилл и Мефодий, Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Антоний и Феодосий, Василий и Мокрина — вот те образы, которые вышивал отец Блажейовский. Он использовал сначала хлопчатобумажную и шелковую заполоч, а со второй половины 80-х годов — синтетические волокна, окрашенные акриловыми красками, которые не блекнут. Техники вышивания разные, обычная густота шитья очень плотная — 40 и более стежков на один квадратный сантиметр, а при воспроизведении святых ликов густота достигает 144 стежки. Отец Блажейовский имеет учеников, в основном это монахини украинских монастырей. Есть желающие учиться у него и среди представительниц других народов: искусно вышивает иконы, например, его бывшая ученица ирландка Анна Швердфегер.
Художник издал десять альбомов «Украинские религиозные вышивки» (Рим, 1979, 1982, 1984, 1992 гг; Львов 1995, 1996, 1998, 2000, 2001, 2002 г.г.) с текстами на украинском и английском языках и иллюстрациями и подробными объяснениями относительно того , как овладеть различными техниками вышивания икон. В предисловии к первому альбому — изданию 1979 года — отец Дмитрий Блажейовский писал: «Украинские церкви и семейные дома в свободном мире находятся в окружении других культур, подавляющих украинскую культуру и украинские традиции. Нам надо выступить против этого опасного воздействия и ассимиляции. Наша культура древняя, отличает нас от других, имеет свою прелесть. Под многими углами зрения посмотрев, второй такой не увидим. Наши родители берегли ее столетиями, несмотря на порабощение и наступление чужих культур. Будем сильны, как были наши прадеды. Свободные в свободном мире, берегите пристально нашу культуру и наши традиции, лелеем их и словом и делом». Эти слова отца Блажейовского объясняют, почему сравнительно небольшая украинская община в Риме создала оригинальную школу украинского иконописания, в которую вошли не только мастера из Италии, но и других стран.
После легализации УГКЦ всем греко-католикам диаспоры открылся свободный доступ на родину. Десятки раз посетил родной край и отец Блажейовский, побывал в Киеве, устроил здесь выставку своих икон в Украинском национальном музее и Украинском доме.
6 июня 1999 года во Львове был торжественно открыт Музей вышитых икон и образов отца Дмитрия Блажейовского. Сразу собралось много желающих посмотреть на рукотворное чудо, созданное 90-летним автором. Это первый такого рода частный музей не только во Львове, но и в Украине.
Увлечение сакральным искусством — одна из черт современного искусства вышивки, которой так удачно овладел о. Блажейовский. В его активе — почти 250 икон и хоругвей. Экспонированные в музее, они дают исчерпывающее представление о творчестве автора и убеждают в его врожденном чувстве прекрасного. Мастер оперирует яркими красками, создавая контрастные цветовые сочетания. Перед нами предстает изображение Иисуса Христа, Богородицы (Одигитрии, Оранты, Покрова, Панагии), единоличных святых, а именно: св. Василия Великого, св. Николая, св. Иосафата, св. Иоанна Крестителя и святых Степана и архистратига Михаила. Двенадцать икон праздничного цикла создают верхний ряд вышитого иконостаса, а также икона Тайной Вечери. Кроме того, есть еще 6 страстных икон (Иисуса в Гефсиманском саду, Иисус на оливковом горе, Распятие, Иисус с крестом и Вероникой, Нерукотворный образ Иисуса и Плащаница), иконы апостолов: святых Петра, Павла и Андрея, а также значительное количество (около 20) воспроизведений чудотворных Богородичных икон, известных в Украине и за ее пределами. Вплоть до смерти священника, экспозицию постоянно пополняли новые работы отца Дмитрия, такие как эпизоды из Библейской истории, портреты Шевченко, Франко, Леси Украинкм и Маркияна Шашкевича, митрополита Андрея Шептицкого и Патриарха УГКЦ Блаженнейшего Кардинала Иосифа Слипого, ряд женщин-мучениц за веру Христову: святые София, Вера, Надежда и Любовь, Екатерина, Варвара, Татьяна, Наталья, Анастасия и Ирина, Оксана, Лариса, Евгения, Вероника и Нина, Тамара, Елена и другие.
Интересно и разнообразно работают и последователи отца Блажейовского, а их немало. Выставка автора побывала в 62 больших и малых городах Украины и всюду с восхищением ее принимали. В мае 1999 года постоянная экспозиция разместилась во Львове на проспекте В. Черновола, 2А. Музей работает все дни, кроме понедельника и вторника. А поскольку вход свободный, то его посещают люди разного возраста, достатка и взглядов. Сюда приходят в составе экскурсии или семьи после воскресной церковной Литургии и многие другие ценители искусства. Музей делает доброе дело, увековечивая для потомков художественное достояние нации.
Последователи вышитой иконы, а их немало, считают в. Блажейовского своим учителем. Первые их работы были выполнены по разработкам художника. Со временем они начинали идти собственным путем. Как говорит сам мастер: «Я первый, который прокладывает след на снегу. Но после меня пойдут другие, которые пойдут дальше и продолжат искусство вышитой иконы и вышитых образов, поднимут искусство вышивки на высшую ступень — как разновидность иконописания».
Вышитая икона в том виде, как предлагает ее отец Дмитрий Блажейовский, — культурное явление, несколько необычное, так классически традиционное иконописание выполнялось и выполняется с другими, давно устоявшимися принципами, вступили в силу канона.
Поэтому может возникнуть вопрос: имеет ли право называться иконой изображение не рисованное на дереве, а вышитое цветными нитками на холсте? Видимо, ответ не будет однозначным, потому отрицательный вывод можно аргументировать определенными положениями богословского основания иконописания, силой традиции, широкими возможностями, которые дает как раз рисование темперой для тонкого воспроизведения единоличных фигур небожителей или евангельских сцен. Одновременно утверждая вышитое изображение как икону, можно вспомнить, что вообще первой иконой считается Нерукотворный Образ. Так же Туринская плащаница несет нам из глубины веков образ Спасителя. Ранние иконные изображения — это не только то, что выполнено собственно рисованием, но и в технике мозаики, фрески, эмали, резьбы. В народной среде иконы рисовались не только на дереве или холсте, но и на стекле. В разнообразной структуре классического сакрального искусства иконные изображения были также вышитыми, т.е. фигуративные образы на них воспроизведены особыми средствами вышивания нитками поверх ткани. Примером является темплоны (завесы) в ветхозаветном Иерусалимском Храме, которые отделяли Святая святых от Храма Верных и на которых были вышиты Херувимы и Серафимы.
Различные христианские страны в видовых различиях сакрального искусства имеют свои приоритеты. Они иногда обусловлены факторами не только общеисторического, но и культурно-антропологическими, художественно-психологическими, в конце концов — территориально-географическими. Эти факторы (или их комплексы) в значительной степени и определяют большую склонность к какому-то конкретному виду искусства, к материалу, а то и к техническим средствам образотворення.
Общехристианская культура только выиграет от этого, обогащаясь такими регионально-национальными особенностями, которые в своем сочетании создают ее полифоническое многоголосие. Единственное общее для всех христиан богословское содержание воплощается в различных технико-формальных решениях, результат идейно-эстетического воздействия которых зависит как от соблюдения традиционных устоев высказывания в этом виде искусства, так и от таланта художника. Поэтому материал и техника исполнения является лишь предшественниками в воплощении замысла.
Отец Дмитрий упокоился в Господе в 2011 году в возрасте 100 лет.