Несмотря на то, что мы живем в христианской стране, в которой не только история, но и современность пронизаны массовым декларированием веры во Христа, далеко не все верующие верны даже элементарным евангельским заповедям.
Возьмем, к примеру, сферу бизнеса. Сегодня сложно найти бизнесмена, который не был бы христианином. Освящать офисы перед их открытием и ставить иконы в кабинеты давно уже стало традиционным. Однако многие ли предприниматели на практике верны Христу?
«Мы стараемся вести бизнес по-христиански, — говорит владелец одного из агентств недвижимости, прихожанин протестанской церкви Андрей Васильев. — Мы хорошо относимся к клиентам, никогда их не обманываем… Но налоги, конечно, платим далеко не все.»
«Десять лет назад я уже пытался «стать честным» и стал открыто декларировать все доходы, получаемые мной от ремонта iphone и сотовых телефонов, — говорит Александр Филимонов, директор веб-студии, прихожанин Католической Церкви. — В результате я только нажил себе проблем, и ни одна проверка налоговой не обходилась без взятки. Взятки же я считаю большим злом, чем неуплата налогов.»
По словам прихожанина Православной Церкви Сергея Нечитайло, священнослужители практически никогда не учат соблюдать государственные законы. «За пятнадцать лет, прошедших со времени моего воцерковления, я ни разу не слышал проповеди о важности отдавать кесарю кесарево, то есть платить налоги и уважать законы государства. Да и друзья мои, также воцерковленные верующие, этими вопросами практически никогда не озадачиваются.»
В 2002 году Синод Епископов Украинской Греко-Католической Церкви сформулировал и утвердил 10 принципов греко-католика касающихся, преимущественно, как раз социальной сферы жизни. Однако беглый опрос прихожан УГКЦ в Одессе выявил полную неосведомленность рядовых верующих: никто из опрошенных об этих принципах ничего не знал.
Таким образом, двойная мораль была и продолжает быть характерной чертой украинского христианства. Ни конца, ни края этому явлению в ближайшей перспективе не видно. Священникам и лидерам церквей есть над чем работать.
А для начала было бы не плохо достичь хотя бы просто общехристианского консенсуса, и грех назвать грехом. Но даже это сегодня представляется не такой уж и простой задачей.