Церковь и войнаАвтор анализирует отношение ко Второй мировой войне иерархии современных украинских церквей на примере прошедших мероприятий по случаю 65-годовщины завершения Второй мировой войны.

Церковь и война

Нынешние мероприятия по случаю 65-годовщины завершения Второй мировой войны кроме общественно-политического имеют также религиозный, а точнее межконфессиональный контекст.  

 

Так, по крайней мере все церкви Киевской традиции считали необходимым высказаться по этому поводу и высказать свое отношение к одной из крупнейших войн человечества.

 

В этой связи обращает на себя внимание контраст в оценках событий, которые произошли на украинской земле 65 лет назад.

 

В частности в послании Священного Синода Украинской Православной Церкви и соответствующем приветствии Предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата однозначно отмечается значимость победы над гитлеровским фашизмом, которая остановила зло и без которой не было бы современного украинского государства.

 

Однако в документе УПЦ МП война трактуется как "Великая Отечественная", тогда как в документе УПЦ КП такого определения нет.

 

Принципиально отличный взгляд на последнюю войну выразил Блаженнейший Любомир в своем обращении от имени Украинской Греко-Католической Церкви. Характерно, что обращение адресовано "ко всем людям доброй воли по случаю молитв 9 и 16 мая".

 

Как видим, УГКЦ также избегает определения "Великая Отечественная Война", более того, день 9 мая привязывает к другой трагической странице нашей истории, а именно 16-му мая, когда в Украине отмечается день жертв коммунистических репрессий.

 

В отличие от православных владык, которые ограничились констатацией страшного факта и призвали верных своих церквей к молитве и достойному уважению к ветеранам, Блаженнейший Любомир предложил, на взгляд автора, интересную концепцию понимания той страшной войны и ее значения для современности.

 

Прежде всего Любомир подчеркивает, что события 1941-1945 годов имеют непосредственную связь с Первой мировой войной 1914-1918.

 

"Через вызванный ею экономический и политический, а главное — моральный кризис, была создана благоприятная почва для распространения тоталитарных идеологий ленинизма-сталинизма, а позднее — гитлеризма Эти два режима доминировали в событиях ХХ века.

 

Они отличались между собой, но имели и много общего. Оба отметились борьбой с основами христианской морали, попыткой изуродовать человеческое достоинство, невероятной жестокостью в истреблении своих противников через расстрелы без суда, издевательства в концентрационных лагерях, организацию голодоморов т.д.

 

Родство этих тоталитарных режимов было в том, что они в 1939 году чудесным образом "подружились", положив начало войне, которая в 1945 году благодаря жертвенности сыновей и дочерей многих народов с разных континентов закончилась полным поражением гитлеризма", — говорится в обращении УГКЦ.

 

Дальше — больше. Победу в войне Любомир предлагает считать "частичной", объясняя это тем, что "нет ощущения того, что следствием этой победы стал действительно глубокий и длительный мир, потому что почти вся вторая половина XX века для нашего украинского народа, как и для других соседних народов, была периодом нового противостояния и жестоких испытаний".

 

В аргументации такого заключения, Любомир напоминает, что после поражения нацизма союзники, которые его преодолели, находились в состоянии вражды, а в тех странах, где господствовал и утвердился коммунистический режим, часть населения стала объектом кровавого преследования.

 

Патриарх УГКЦ выделяет судьбы нескольких групп людей, которые были участниками, либо свидетелями войны.

 

К первой относит тех, которые, имея власть и деньги, ничего не сделали для того, чтобы война все же не состоялась. Они действовали безнаказанно перед людьми, но не перед своей совестью.

 

Вторая, самая многочисленная группа — это люди, которые были запуганы бесправным поведением сильных мира сего и лишь пыталась выжить и избежать преследований.

 

Однако были те, которые сопротивлялись "лжи и бесправию", были готовы страдать или даже принять мученическую смерть, защищая то, что считали истинным и справедливым.

 

Этих людей он называет "настоящими победителями", поскольку они сохранили свое человеческое достоинство и свою веру в Бога и в правду. Им следует отдать должное. "Мы должны благодарить Бога, что такие люди были, они могут быть нашими учителями, ибо своей жертвой нас освящают", — утверждает Блаженнейший Любомир.

 

Итак, общими чертами для всех конфессий в оценке событий Второй мировой войны можно считать благодарность Богу за ее завершение, добытый большими жертвами мир, молитвенное поминовение героев и забота о ветеранах.

 

Разногласий больше и они не христианские, а главным образом мировоззренческие и идеологические. Если оценка войны УПЦ МП фактически совпадают с официальной триумфально-победной позицией нынешнего политического режима Киева и Москвы, то УГКЦ имеет собственный, отличный взгляд.

 

В концепции УГКЦ нет политических трафаретов и стереотипов, зато упор сделан на "частичной победе", поэтому можно сделать вывод, что настоящей свободы украинскому и другим народам Восточной Европы война не принесла.

 

Иными словами, в вопросе оценок Второй мировой войны нет единодушия не только среди историков и политиков, но и церквей, которые считают себя наследниками некогда единой Киевской Церкви. Это указывает лишь на то, какую глубокую рану нанесла война прежде всего сознанию нашей нации.

 

Как ее лечить? УГКЦ предложила не светский, а христианский взгляд на проблему войны. Возможно, именно он и станет целебным бальзамом.

 

Богдан Червак, прихожанин Церкви Святого Николая Чудотворца, на Аскольдовой Могиле, для УП